21 апреля 2008 г. |
|
г. Ессентуки |
Дело N А20-83/2008 |
|
Апелляционное производство N 16АП-336/08 (1) |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 апреля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Винокуровой Н.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аскаровой Ю.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения и социального развития Кабардино-Балкарской Республики г. Нальчик на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.02.2008 по делу N А20-83/2008
по заявлению Отдела милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республики о привлечении ГУЗ "Республиканская клиническая больница" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
с участием представителя ГУЗ "Республиканская клиническая больница" г. Нальчик
Кацибаева А.А. (доверенность от 29.12.2007 N 1359).
УСТАНОВИЛ
Отдел милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республики г. Нальчик (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении Государственного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения КБР (далее - ГУЗ "РКБ") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.02.2008 по делу N А20-83/2008 заявление удовлетворено, Государственное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики г. Нальчик привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ГУЗ "Республиканская клиническая больница" МЗ КБР г. Нальчик обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 05.02.2008 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Жалоба мотивирована тем, что протокол об административном правонарушении N 004 составлен неуполномоченным лицом, аптека РКБ получает лекарственные средства непосредственно перед распределением их по требованиям в отделения, следовательно, хранение лекарственных средств в складском помещении аптеки не осуществляется и необходимости вести карту учета температуры и относительной влажности нет. ГУЗ "РКБ" является лечебно-профилактическим учреждением, и не осуществляет предпринимательскую фармацевтическую деятельность.
В судебном заседании представитель ГУЗ "Республиканская клиническая больница" доводы апелляционной жалобы поддержала, просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель Министерства внутренних дел по КБР в судебное заседание не явился, о рассмотрении апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. В суд поступили отзыв на апелляционную жалобу, в котором просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.02.2008 по делу N А20-83/2008 в апелляционном порядке в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Государственное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии N 99-02-009004 от 2 марта 2006 года серии ФС-2 N 018171, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (л.д. 17).
На основании Постановления N 1 от 10.01.2008 начальника Отдел милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республики инспектором отдела 16.01.2008 проведены мероприятия по контролю за соблюдением правил хранения лекарственных препаратов в аптеке ГУЗ " Республиканской клинической больницы", расположенной по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Затишье (л.д. 32-33).
В ходе проведения проверки 16.01.2008 около 11 часов 05 минут в помещении аптечного пункта ГУЗ "РКБ" было установлено хранение при температуре 22 °С следующих лекарственных препаратов: "Эссенциале-Н" - 28 упаковок, тогда как должны храниться при температуре от + 2 до + 8 градусов, "Викасол-Дарница" - 108 упаковок должно храниться при температуре от + 5 до + 8 градусов, "Дроверин" - 59 упаковок должно храниться при температуре не ниже + 10 градусов, "Веро-ванкомицин" - 342 флакона должны храниться при температуре не выше + 8 градусов, "Пилокарпин-Ферейн" - 45 флаконов должны храниться при температуре от + 8 до + 15 градусов. В помещении отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха - термометр, гигрометр и не ведутся карты ежедневного учета температуры и относительной влажности воздуха, о чем был составлен протокол осмотра (л.д. 34).
17 января 2008 года по результатам проверки в присутствии главного врача Жигунова А.К. составлен протокол ЮЛ N 004 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, копия которого вручена законному представителю юридического лица.
18 января 2008 года начальник отдела МВД обратился в Арбитражный суд с заявлением о привлечении ГУЗ "Республиканская клиническая больница" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 34 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.06 N 416.
В соответствии с пунктом 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.
Согласно подпункту "в" пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 N 80 утвержден отраслевой стандарт "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях" которым предусмотрено, что аптечная организация (в том числе аптечный пункт) должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации.
В соответствии с пунктами 2.4, 4.5 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 13.11.1996 N 377, в помещениях хранения лекарственных средств должна поддерживаться определенная температура и влажность воздуха, а в каждом отделе должна быть заведена карта учета этих параметров, лекарственные препараты следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями.
Следовательно, лицензиат обязан обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии и выполнять установленные требования в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и их изготовление. Соблюдать правила хранения лекарственных средств в соответствии с установленными требованиями и соблюдением температурного режима хранения, вести учет показателей воздуха.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, а в примечании к статье 14.1 Кодекса указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения.
В силу статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В материалах дела имеются протокол осмотра помещения аптеки от 16.01.2008 и протокол об административном правонарушении от 17.01.08, в которых отражены нарушения хранения лекарственных препаратов "Эссенциале-Н" (должен храниться при температуре от 2 до 8°С), "Викасол-Дарница" (должен храниться - от 5 до 8°С), "Драверин" ( хранение при температуре не ниже 10°С), "Веро-ванкомицин" ( при температуре не выше 8°С), "Пилокарпин-Ферейн" ( хранение при температуре от 8 до 15°С), тогда как в помещении аптеки температура воздуха составляла 22°С (л.д. 34,38). Указанный протокол подписан главным врачом Республиканской клинической больницы, который согласился с выявленными нарушениями (л.д. 38).
Таким образом, судом первой инстанции установлено невыполнение ГУЗ "Республиканская клиническая больница" требований и условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, что является грубым нарушением лицензионных требований.
При таких обстоятельствах в действиях юридического лица имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, оценил представленные доказательства, на основании которых законно и обоснованно привлек юридическое лицо - ГУЗ "Республиканская клиническая больница" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначил наказание в пределах санкции в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностные лица органов внутренних дел вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса.
Следовательно, инспектор Отдела милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республики вправе осуществлять проверку деятельности юридических лиц и составлять протоколы об административных правонарушениях.
Федеральный закон от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федеральный закон от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 N 80 об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях", Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств, подлежат применению всеми юридическими лицами, имеющими право на осуществление фармацевтической деятельности.
Судом установлено, что ГУЗ "Республиканская клиническая больница" г. Нальчик имеет подразделение - аптеку, которая осуществляет фармацевтическую деятельность, а поэтому юридическое лицо обязано соблюдать действующее законодательство.
Кроме того, пунктом 2.3 Устава ГУЗ "Республиканская клиническая больница" предусмотрено помимо основных видов деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность по оказанию платных медицинских услуг.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что положения выше указанных Федеральных законов и Положений, Кодекс РФ об административных правонарушениях, не распространяются на деятельность ГУЗ "Республиканская клиническая больница" г. Нальчик, судом апелляционной инстанции отклоняются за необоснованностью.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.02.2008 по делу N А20-83/2008 является законным и обоснованным, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.02.2008 по делу N А20-83/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУЗ "Республиканская клиническая больница" МЗ КБР г. Нальчик без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-83/2008
Истец: Министерство Внутренних Дел по Кабардино-Балкарской Республике
Ответчик: ГУЗ "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения по Кабардино-Балкарской Республике
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-336/08