Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 г. N 07АП-1548/2011
г. Томск |
Дело N 07АП-1548/11 |
23 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А.В.,
судей: Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Механошиной А. А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Бочаров А. А., дов. от 21.10.2010г.,
от Правительства Новосибирской области: Осипов В. В., дов. от 27.09.2010г.,
от Департамента труда и занятости населения Новосибирской области: без участия,
от Управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области: Исаков А. А., дов. от 21.09.2009г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Радченко Г. А.
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.12.2010г.
по делу N А45-19631/2010
по заявлению индивидуального предпринимателя Радченко Г.А.
к Правительству Новосибирской области, Департаменту труда и занятости населения Новосибирской области, Управлению Федеральной миграционной службы по Новосибирской области
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.12.2010г. индивидуальному предпринимателю Радченко Г. А. (далее - предприниматель, апеллянт, податель жалобы) отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий межведомственной комиссии при Администрации (Правительстве) Новосибирской области по вопросам миграции, выразившиеся в отклонении заявки работодателей, заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год, поданной индивидуальным предпринимателем Радченко Г.А. и обязании межведомственной комиссии при Администрации (Правительстве) Новосибирской области по вопросам миграции согласовать заявку индивидуального предпринимателя Радченко Г.А. о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранным работниками на 2011 год и включить ее в потребности Новосибирской области для привлечения иностранных работников для осуществления трудовой деятельности в 2011 году, направить заявку в Минсоцздравразвития Российской Федерации для согласования и утверждения, выделить заявителю квоту на 2011 год на запрашиваемое им количество рабочих мест.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.12.2010г. и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
Апеллянт указывает, что утверждение о том, что в ходе проверок были выявлены нарушения установленного порядка привлечения и использования иностранных работников, являются ложными и документально неподтвержденными.
За время осуществления предпринимательской деятельности в отношении заявителя проверки уполномоченными органами не проводились. Доказательств нарушения лично заявителем установленного порядка привлечения и использования иностранных работников суду не представлено.
Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что незаконным отклонением заявки права и законные интересы заявителя не нарушены, поскольку это не создает препятствий для предпринимательской деятельности заявителя, не основан на законе. Незаконное отклонение заявки, поданной заявителем, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует ему привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В отзывах на апелляционную жалобу заинтересованные лица - Правительство Новосибирской области и Департамент труда и занятости населения Новосибирской области - просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Новосибирской области жалобу не признал поддержал отзыв.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области - поддержал позиции, выраженные в отзывах других заинтересованных лиц.
Представитель заинтересованного лица - Департамента труда и занятости населения Новосибирской области - в судебное заседание не явился, при надлежащем извещении.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 29.12.2010г., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителя Департамента труда и занятости населения Новосибирской области, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 30.04.2010г. индивидуальный предприниматель Радченко Г.А. обратился в Департамент труда и занятости населения Новосибирской области с заявкой работодателей, заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год.
20.04.2010г. Департамент труда и занятости населения Новосибирской области прислал ответ о том, что заявка Радченко Г.А. решением межведомственной комиссии при администрации Новосибирской области по вопросам миграции от 07.07.2010г. (протокол N 2) о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год отклонена в количестве 1000 человек в соответствии с подпунктом б) пункта 18 Постановления Правительства РФ от 22.12.2006 N 783 по основанию: наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустранимых нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущих годах. На уточняющее обращение заявителя Департамент труда и занятости населения Новосибирской области от 02.09.2010г. N 2538/07-16/43 ответил, что решение об отклонении заявки Радченко Г.А. было принято с учетом заключения Управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области.
Заявитель не согласен с действиями межведомственной комиссии при Правительстве (Администрации) Новосибирской области и обратился в суд с заявлением.
Поддерживая выводы арбитражного суда первой инстанции и не принимая доводы апеллянта, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1 названного Закона).
Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 18 указанного Закона определено, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации" согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников, образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации, деятельность которых регулируется положениями, утверждаемыми высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также настоящими Правилами. Состав межведомственных комиссий утверждается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.09.2007 N 360 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Новосибирской области по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Новосибирской области" уполномоченным органом исполнительной власти Новосибирской области определен Департамент труда и занятости населения Новосибирской области.
На основании пункта 15 Правил Постановлением Новосибирской области от 15.03.2006 N 16-па была создана межведомственная комиссия при администрации Новосибирской области (в настоящее время Правительство Новосибирской области) по вопросам миграции и утвержден ее состав.
Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ).
Процедура определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование соответствующих квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации регулируется Правилами "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила).
Согласно п. 17 Правил межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
По решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично при наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (п. 18 Правил).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18.1 Закона о правовом положении иностранных граждан Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.
Пунктом 3 статьи 18.1 указанного Закона установлено, что в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 18.1 Закона о правовом положении иностранных граждан квоты, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.
В соответствии пунктом 2 указанной статьи исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В абзаце 2 пункта 1 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 22.12.2006 N 783, указано, что определение потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.
Ежегодно, до 1 мая, в соответствии с пунктом 7 Правил N 783 работодатели представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.
Заявки работодателей представляются в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 9 вышеназванных Правил уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 июня, обобщают заявки работодателей и направляют их на рассмотрение:
а) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в соответствующих отраслях экономики, а также в области образования, занятости населения и других областях;
б) территориальных органов Федеральной миграционной службы;
в) территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (далее - государственные инспекции труда);
г) трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.
Межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников (пункт 17 Правил).
Из приведенных норм следует, что для вынесения решения об удовлетворении заявки работодателя о привлечении иностранных работников в объеме, указанном в заявке, либо в уменьшении объема привлечения иностранных работников или отклонения заявки Межведомственной комиссии рассматривает материалы, представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, а именно:
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в соответствующих отраслях экономики, а также в области образования, занятости населения;
- территориальных органов Федеральной миграционной службы;
- государственной инспекции труда;
- трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией рассматривают заявки работодателей и ежегодно готовят для уполномоченных органов субъектов Российской Федерации заключения о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников с учетом положений предусмотренных пунктом 11 Правил.
Согласно пункту 18 Правил по решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по следующим основаниям:
а) наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;
б) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах;
в) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах;
г) отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.
Из материалов дела следует, что 17.06.2010г. Управление Федеральной миграционной службы по Новосибирской области направило в Департамент труда и занятости населения Новосибирской области письмо с заключением по результатам рассмотрения заявок работодателей на 2011 год. В письме Управление Федеральной миграционной службы по Новосибирской области предложило отклонить заявки отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе заявку Радченко Г.А.
Согласно предложениям Департамента труда и занятости населения Новосибирской области по определению потребности в привлечении иностранных работников о сокращении заявок работодателей на 2011 год, направленных в комиссию о полном или частичном отклонении заявок работодателей была указана заявка Радченко Г.А.
Основанием для отклонения заявок работодателей на 2011 год указано: наличие у работодателей, предусматривающих привлечение иностранных работников, нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущих годах на 24035 человек.
07.07.2010г. состоялось заседание комиссии, на котором было принято решение, оформленное протоколом, где в пункте 2 решения указано следующее: "согласиться с предложением уполномоченного органа исполнительной власти Новосибирской области по определению потребности в привлечении иностранных работников о сокращении заявок работодателей на 2011 год в объеме 28773 человек".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что, отклоняя заявку Радченко Г.А., комиссия, руководствовалась Правилами и положениями Закона N 115-ФЗ, исходила из приоритетного использования национальных трудовых потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов и наличием у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, в связи с чем, отказ комиссией в удовлетворении заявки Радченко Г.А. по подпункту б) пункта 18 Правил является правомерным.
В ходе проведения выездных плановых и внеплановых проверок выявлено, что Радченко Г.А. не имеет собственного производства, его деятельность, согласно заключаемым договорам направлена на извлечение прибыли путем передачи иностранной рабочей силы иным работодателям, чем нарушены положения Закона N 115-ФЗ и указанных выше Правил о потребности работодателя в иностранной рабочей силе.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в 2010 году предпринимателю Радченко Г.А. установлена квота на привлечение в общем количестве 450 человек иностранных работников из стран с безвизовым порядком въезда на территорию Российской Федерации. За период с 01.01.2010г. по 06.12.2001г. в Управление Федеральной миграционной службы по Новосибирской области предпринимателем Радченко Г.А. подано 519 уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными работниками. Таким образом, апелляционная соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции, что предпринимателем Радченко Г.А. допущены неустраненные нарушения использования установленной квоты в текущем году.
Факт непривлечения к административной ответственности предпринимателя в данном случае не имеет правового значения.
Права и законные интересы предпринимателя Радченко Г.А. не нарушены ввиду того, что квоты уже утверждены Правительством Российской Федерации на 2011 год и препятствий к осуществлению заявителем предпринимательской деятельности не имеется.
Иные доводы апеллянта не принимаются судом ввиду необоснованности и неподтвержденности по материалам дела.
Учитывая изложенное, спорное решение не противоречит требованиям Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783, и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.12.2010г. по делу N А45-19631/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Павлюк Т. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-19631/2010
Истец: ИП Радченко Глеб Андреевич, Радченко Глеб Андреевич
Ответчик: Администрация (Правительство) Новосибирской области, Департамент труда и занятости населения Администрации Новосибирской области, Правительство Новосибирской области, Управление Федеральной миграционной службы по Новосибирской области
Третье лицо: Департамент труда и занятости наседения НСО, УФМС НСО Отдел по вопросам трудовой миграции
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1548/2011