Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29 января 2008 г. N 02АП-4902/2007. (ключевые темы: административная ответственность - лекарственные средства - лицензирование - фармацевтическая деятельность - здравоохранение)

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда
от 29 января 2008 г. N 02АП-4902/2007

 

22 января 2008 г.

Дело N А29-7619/2007

 

Дата принятия резолютивной части постановления 22 января 2008 года

Дата изготовления постановления в полном объеме 29 января 2008 года

 

Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Караваевой А.В., судей Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Караваевой А.В.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Общества с ограниченной ответственностью "КомиМедСервис"

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.12.2007 г. по делу N А29-7619/2007, принятое судьей Князевой А.А.,

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми

к Обществу с ограниченной ответственностью "КомиМедСервис"

о привлечении к административной ответственности

УСТАНОВИЛ

Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении ООО "КомиМедСервис" (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.12.2007 г. требования административного органа удовлетворены, ООО "КомиМедСервис" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить и применить положения КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и учесть обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

В апелляционной жалобе Общество указало, что КоАП РФ не предусматривает административной ответственности за неправильное хранение термолобильных препаратов. Кроме того, Общество полагает, что судом при принятии решения не учтены обстоятельства, характеризующие совершенное деяние как малозначительное.

ООО "КомиМедСервис", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в заседание суда не обеспечило.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. В отзыве на апелляционную жалобу указало, что каких-либо смягчающих обстоятельств либо доказательств малозначительности совершенного административного правонарушения в материалы дела не представлено. Также в отзыве на жалобу указано, что нарушение обществом условий хранения лекарственных средств (препаратов) подпадают под состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в заседание суда не обеспечил.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно материалам дела в период с 11.10.2007 г. по 16.10.2007 г. сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми произведена проверка соблюдения ООО "КомиМедСервис" лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, что подтверждается актом проверки (листы дела 11-18).

В ходе указанной проверки административном органом выявлены нарушение Обществом температурного режима хранения лекарственных препаратов и факт осуществления фармацевтической деятельности без переоформления лицензии.

17.10.2007 г. в отношении ООО "КомиМедСервис" с участием директора Общества Ефимовой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.

Подпунктом "в" пункта 4 указанного Положения установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" от 22.06.1998 N 86-ФЗ и правил продажи лекарственных средств.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона "О лекарственных средствах" правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения".

Согласно пункту 5.4 указанного отраслевого стандарта лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями.

Требования к хранению лекарственных препаратов установлены Инструкцией по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 N 377.

Как указано административным органом, подтверждается материалами дела и не отрицается Обществом, в ходе проведенной проверки установлены нарушения температурного режима хранения лекарственных средств. Указанные нарушения, как правильно указал арбитражный суд первой инстанции, являются нарушениями подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 указанного Положения данное нарушение относится к числу грубых нарушений лицензионных требований и условий. Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, привлечение Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности нельзя признать правомерным.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указанный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, к числу которых в соответствии с пунктом 1 статьи 17 указанного закона относится фармацевтическая деятельность.

Согласно статье 2 данного закона под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Следовательно, привлечение ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ возможно только за нарушение лицензионных требований и условий, установленных положением о лицензировании определенного вида деятельности.

Положением о лицензировании фармацевтической деятельности не установлено требований к соблюдению сроков переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

А нарушение требований статьи 11 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, нельзя признать правильными выводы арбитражного суда о том, что выявленные административным органом правонарушения попадают под действие части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция находит обжалуемое решение суда вынесенным с неправильным применением норм материального права, выразившимся в применении закона, неподлежащего применению (часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ), что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения.

В соответствии со статьей 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. Поэтому уплаченная по настоящему делу государственная пошлина подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, пунктом 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.12.2007 г. по делу N А29-7619/2007 отменить.

В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми о привлечении общества с ограниченной ответственностью "КомиМедСервис" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Выдать Ефимовой Евгении Васильевне справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 1000 рублей, уплаченной по чеку-ордеру от 11.12.2007 N 139753.

Постановление вступает в силу с момента принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

 

Председательствующий

А.В.Караваева Судьи Т.В. Лысова

 

 

Г.Г. Буторина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А29-7619/2007


Истец: Управление Росздравнадзора по Республике Коми

Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "КомиМедСервис"


Хронология рассмотрения дела:


29.01.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4902/2007