Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2008 г. N 02АП-4866/2008 (ключевые темы: лекарственные средства - административная ответственность - правила продажи отдельных видов товаров - лицензирование - поставка продукции)

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда
от 4 декабря 2008 г. N 02АП-4866/2008

 

г. Киров

04 декабря 2008 г.

Дело N А82-11604/2008-28

 

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2008 года.

 

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика Бурыкина Н.С. - по доверенности от 01.12.2008 г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Линкинвест"

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.11.2008 г. по делу N А82-11604/2008-28, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.,

по заявлению Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства УВД по Ярославской области

к обществу с ограниченной ответственностью "Линкинвест"

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства УВД по Ярославской области (далее - заявитель, Управление милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, УБППР и ИАЗ УВД по Ярославской области, правоохранительный орган) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к обществу с ограниченной ответственностью "Линкинвест" (далее - ответчик, Общество, ООО "Линкинвест") с требованием о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением суда первой инстанции от 01.11.2008 г. заявленное требование удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.

По мнению Общества, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены права ответчика и нормы права, что выразилось в неприменении статьи 23.1 КоАП РФ.

Управление милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство о рассмотрении дела без его участия не направил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя

заявителя.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Как следует из материалов дела 03.09.2008 г. на основании постановления начальника УБППР и ИАЗ УВД по Ярославской области от 03.09.2008 г. N 001072 сотрудником правоохранительного органа поведена проверка принадлежащей ООО "Линкинвест" аптеки по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Лермонтова, д. 9, корпус 2 (далее - аптека). В ходе проверки выявлено, что в указанной аптеке осуществлена продажа без рецепта врача лекарственного препарата "Аугментин 2", подлежащего отпуску только по рецепту врача. Кроме того, в торговом зале аптеки обнаружен препарат "Буторфанола тартрат", подлежащий предметно - количественному учету. На данный препарат отсутствовали сопроводительные документы, а также документы, удостоверяющие его качество (л. д. 7-21, 26-31).

В этот же день в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (л. д. 6).

25.09.2008 г. в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоПА РФ (л. д. 5), заявление о привлечении ООО "Линкинвест" к административной ответственности направлено в Арбитражный суд Ярославской области (л. д. 2-3).

Суд первой инстанции, установив факт совершения вменяемого административного правонарушения, привлек Общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда в силу следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 206 по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006г. N 416 (далее - Положение о лицензировании фармацевтической деятельности), осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"д" пункта 4 данного положения.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензиат обязан соблюдать требования статьи 32 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).

Согласно пунктам 3, 4, 7 статьи 32 Закона о лекарственных средствах перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Дополнение к перечню публикуется ежегодно (пункт 3). Виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств (пункт 4). Аптечные учреждения обязаны продавать лекарственные средства только в готовом для употребления виде и количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений (пункт 7).

Лекарственное средство "Аугментин 2" не входит в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 578 (далее - Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача).

Пунктом 2 статьи 16 Закона о лекарственных средствах предусмотрено, что лекарственные средства поступают в обращение, если на внутренней и внешней упаковках хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны: название лекарственного средства и международное непатентованное название; название организации - производителя лекарственных средств; номер серии и дата изготовления; способ применения; доза и количество доз в упаковке; срок годности; условия отпуска; условия хранения; меры предосторожности при применении лекарственных средств.

В соответствии с пунктами 11-12, 71 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену и условия приобретения товара. Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом) (пункт 11). При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона (пункт 12). Информация о лекарственных препаратах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 данных правил, а также предусмотренных статьей Закона о лекарственных средствах, должна содержать сведения о государственной регистрации лекарственного препарата с указанием номера и даты его государственной регистрации (за исключением лекарственных препаратов, изготовленных продавцом (аптечным учреждением) по рецептам врачей) (пункт 71).

Согласно пункту 75 Правил продажи отдельных видов товаров лекарственные препараты и изделия медицинского назначения до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе (поставщике). Предпродажная подготовка изделий медицинской техники включает при необходимости также удаление заводской смазки, проверку комплектности, сборку и наладку.

Пунктом 76 Правила продажи отдельных видов товаров, установлено, что продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.2 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных учреждениях. Основные положения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения от 04.03.2003 N 80 (далее - Правила отпуска лекарственных средств), не подлежат приемке лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к реализации из аптечных организаций, с истекшими сроками годности, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам и без документов, удостоверяющих их качество. На лекарственные препараты (лекарственные средства) в поврежденной упаковке, не имеющие сертификатов и/или необходимой сопроводительной документации, забракованные при приемке или отпуске больному, не соответствующие заказу или с истекшим сроком годности, составляется акт; они должны быть соответствующим образом промаркированы и помещены в специально выделенную зону отдельно от других лекарственных препаратов до их идентификации, возврата поставщику или уничтожения в установленном порядке.

Согласно пункту 4.5 Правил отпуска лекарственных средств все поставки товара должны сопровождаться документами, позволяющими установить дату отгрузки, наименование лекарственного препарата (включая лекарственную форму и дозировку), номер серии и партии, количество поставленного товара, цену отпущенного лекарственного препарата, название и адрес поставщика и получателя, а также документами, подтверждающими качество лекарственных препаратов.

В силу Приложения N 1 к Порядку отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785 (далее - Приложение N 1 к Порядку отпуска лекарственных средств) препарат "Буторфанола тартрат" входит в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ответчик осуществил продажу лекарственного средства "Аугментин 2" без рецепта врача (л. д. 5, 8-10, 13, 18, 26-27), что не соответствует статье 32 Закона о лекарственных средствах, пункту 76 Правила продажи отдельных видов товаров, Перечню лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. Продажа лекарственного средства "Аугментин 2" без рецепта врача ответчиком не отрицается.

Кроме того, в торговом зале аптеки находился препарата "Буторфанола тартрат" без сопроводительных документов и документов, удостоверяющих его качество. При этом 123 ампулы препарата "Буторфанола тартрат" не имели маркировки (л. д. 5-6, 13-21, 26-33, 82-83). Указанные обстоятельства противоречат пункту 2 статьи 16, статье 32 Закона о лекарственных средствах, пунктам 11-12, 71, 75 Правил продажи отдельных видов товаров, пунктам 4.2, 4.5 Правил отпуска лекарственных средств.

Таким образом, ООО "Линкинвест" осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже лекарственных средств с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, подтверждающие, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм при продаже лекарственных средств в вышеназванной аптеке, отсутствуют.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о совершении ответчиком правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 23.1 КоАП РФ данное дело должно рассматриваться в районном суде, поскольку производство по нему осуществляется в форме административного расследования, судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на ошибочном толковании норм права.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В силу абзаца третьего части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что дело, указанное в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании статьи 28.7 КоАП по нему проводится административное расследование.

Утверждения ООО "Линкинвест" о том, что арбитражный суд достоверно не установил обстоятельства по делу, поскольку отказал в удовлетворении ходатайств ответчика о вызове в судебное заседание лиц (провизора Матвеевой, понятых, участвующих в проверке, представителя ЗАО НПК "Катрен"), имеющих возможность дать необходимые пояснения, нарушил равноправие сторон и право Общества на защиту, не известил ООО "Линкинвест" о переносе рассмотрения дела с 30.10.2008 г. на 31.10.2008 г., УБППР и ИАЗ УВД по Ярославской области в судебном заседании отказалось от обвинения в части нахождения в аптеке препарата "Буторфанола тартрат", но затем вновь предъявило данное обвинение без составления протокола и ознакомления с ним ответчика, а так же о том, что в протоколе об административном правонарушении не содержатся последовательные ссылки на статью 14.1 КоАП РФ, пункт 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, Закон о лекарственных средствах, Закон о защите прав потребителей, Правила продажи отдельных видов товаров и, следовательно, событие правонарушения не считается установленным, судом апелляционной инстанции не принимаются как противоречащие материалам дела.

Имеющиеся в деле документы в полной мере подтверждают совершение Обществом вменяемого правонарушения. Равноправие сторон и процессуальные права ответчика не нарушены.

О переносе рассмотрения дела с 30.10.2008 г. на 31.10.2008 г. был извещен участвующий в деле представитель ООО "Линкинвест" (л. д. 90). Кроме того, 30.11.2008 г. суд известил Общество о переносе рассмотрения дела телефонограммами, принятыми бухгалтером ООО "Линкинвест" Годовиковой Т.А. и директором Общества Сергеевым А.И. (л. д. 77-78).

В материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что Управление милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка отказалось от обвинения в части нахождения в аптеке препарата "Буторфанола тартрат". Какие-либо записи об этом в протоколе судебного заседания отсутствуют (л. д. 88-92).

Протокол об административном правонарушении содержит ссылки на соответствующие нормативные акты, событие административного правонарушения в нем указано (л. д. 5).

На основании изложенного, апелляционная инстанция находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, со статьями 30.2 КоАП РФ вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ

решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.11.2008 г. по делу N А82-11604/2008-28 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Линкинвест" - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

 

Председательствующий

Г.Г.Буторина

 

Судьи

Т.В. Лысова
Г.Г.Перминова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А82-11604/2008


Истец: Управление милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства при УВД Ярославской области

Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Линкинвест"


Хронология рассмотрения дела:


20.01.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А82-11604/2008-28


04.12.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4866/2008