Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2009 г. N 02АП-1774/2009. (ключевые темы: административная ответственность - транспортное средство - водитель - перевозка пассажиров - лицензирование)

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда
от 22 июня 2009 г. N 02АП-1774/2009

 

г. Киров

 

22 июня 2009 г.

Дело N А28-3304/2009-90/14

 

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2009 года.

 

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.

судей Лысовой Т.В., Караваевой А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.

при участии в заседании:

представителя заявителя Мокрецова В.В. - по доверенности от 14.01.2009,

представителя ответчика Гарипова С.Н. - по доверенности от 21.05.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вяткомтранс"

на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2009 по делу N А28-3304/2009-90/14, принятое судом в составе судьи Чернигиной Т.В.

по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Кировской области

к обществу с ограниченной ответственностью "Вяткомтранс"

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Кировской области (далее - заявитель, административный орган, Управление госавтодорнадзора по Кировской области) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к обществу с ограниченной ответственностью "Вяткомтранс" (далее - ответчик, Общество, ООО "Вяткомтранс") о привлечении Общества к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, ООО "Вяткомтранс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ отменить, а также учитывая малозначительность выявленных нарушений по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и плохое финансовое положение предприятия прекратить производство по делу. По мнению ответчика, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, не учтены условия, смягчающие административную ответственность, неправильно применены нормы права, что выразилось в необоснованном применении части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, неприменении пункта 17 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила обязательного страхования).

Управление госавтодорнадзора по Кировской области в отзывах на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 14 час. 00 мин. 18.06.2009.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои позиции.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 26.09.2003 ООО "Вяткомтранс" зарегистрировано в качестве юридического лица (л. д. 38).

13.10.2003 Обществу выдана лицензия N АСС-43-349126 на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Срок действия указанной лицензии продлен до 14.10.2013 (л. д. 36).

03.02.2009 руководитель Управления госавтодорнадзора по Кировской области издал распоряжение N 313-и о проведении внеплановой проверки Общества по факту совершения 30.01.2009 дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), повлекшего за собой телесные повреждения людей (л. д. 7).

03.02.2009-13.02.2009 на основании распоряжения от 03.02.2009 N 313-и специалистами Управления госавтодорнадзора по Кировской области проведена проверка ООО "Вяткомтранс". В ходе проверки выявлены нарушения Обществом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Указанные нарушения отражены в акте проверки хозяйствующего субъекта от 13.02.2009 N 313 (л. д. 11-17).

13.02.2009г. в отношении ООО "Вяткомтранс" составлен протокол N 000600 об административном правонарушении, предусмотренном частями 3- 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Кроме того, в этот же день ответчику выдано предписание N 313 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений и проведении необходимых мероприятий (л. д. 8-10).

18.03.2009 заявление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частями 3-4 статьи 14.1 КоАП РФ, а также материалы дела переданы в арбитражный суд (л. д. 5-6).

Суд первой инстанции, придя к выводу о совершении ООО "Вяткомтранс" административных правонарушений, предусмотренных частями 3-4 статьи 14.1 КоАП РФ, заявленные требования удовлетворил.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Частями 1-3 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть 1). При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2). В случае, предусмотренном частью 2 данной статьи, административное наказание назначается: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (часть 3).

В силу частей 3-4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (часть 3). Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 4).

Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) определено, что лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий; лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 62 статьи 17 Закона о лицензировании предусмотрено, что перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), лицензированию подлежат лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) установлен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положением о лицензировании перевозок).

В соответствии с подпунктами "б"-"в", "ж"-"з" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, в том числе являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются: нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек (подпункт "а"); использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра (подпункт "б").

Таким образом, нарушение при перевозке пассажиров лицензионных требований и условий является основанием для привлечения лица, осуществляющего перевозку, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. В случае грубого нарушения при перевозке пассажиров лицензионных требований и условий, в том числе при использовании транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации, виновное лицо привлекается к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с пунктами 2.2, 3.3.2, 3.4.1, 3.4.3, 4.1-4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 (далее - Положение об обеспечении безопасности дорожного движения), основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются: закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации; регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации; назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей; проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению; ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности; оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно - транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения (пункт 2.2). Режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха (пункт 3.3.2). Организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения: об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об особенностях перевозки детей; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов); об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения. В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей (пункт 3.4.1). С целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация: осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию; организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации; оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации (пункт 3.4.3). Организации и водители - предприниматели обязаны: использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца (пункт 4.1); соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами (пункт 4.2); Обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств (пункт 4.3).

Пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения) определено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Согласно пунктам 11-12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Основные положений по допуску транспортных средств к эксплуатации) запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр и выпуск на линию.

Пунктами 25, 29 Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей), продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы (пункт 25). Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников (пункт 29).

В силу пункта 1.4 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 N 49 (далее - Положение о порядке проведения служебного расследования), служебное расследование всех дорожно - транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, проводится руководителем автотранспортного предприятия (организации) в срок до 5 суток.

Согласно пункту 5.17 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 (далее - Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами) владелец автобуса обязан: проинструктировать водителей об особенностях маршрута, обеспечении безопасности движения, а при туристско - экскурсионных перевозках - также о правилах обслуживания туристов и экскурсантов, при перевозках детей - о правилах осуществления таких перевозок; назначить контрольное время возвращения автобуса, через 2 часа после истечения контрольного времени принять меры к установлению места нахождения автобуса.

Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - постановление от 28.11.1997 N 78) предусмотрена отметка в путевом листе о сдаче автобуса, а также подпись водителя о принятии автобуса, кассы и переговорного устройства в исправном состоянии.

Из материалов дела следует, что при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, ООО "Вяткомтранс" допущены нарушения требований пункта 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения, пунктов 2.2, 3.3.2, 3.4.1, 3.4.3, 4.1- 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, пунктов 11-12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, пунктов 25-29 Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей, пункта 1.4 Положения о порядке проведения служебного расследования, пункта 5.17 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, постановления от 28.11.1997 N 78, а именно: техническое состояние и оборудование автобусов не отвечает требованиям безопасности; не обеспечен контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения; нарушается режим туда и отдыха водителей; не обеспечено проведение инструктажей водителей об особенностях маршрута, обеспечении безопасности движения при осуществлении перевозок по заказам; путевая документация оформляется с нарушениями установленного законодательством порядка; служебное расследование по факту ДТП, имевшему место 30.01.2009, проведено с нарушением предусмотренных законодательством сроков, отсутствует страховой полис ОСАГО (л. д. 8-33, 39-41). Данные нарушения свидетельствуют о несоблюдении Обществом лицензионных требований и условий, предусмотренных пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок. Кроме того, при наличии указанных нарушений используемые заявителем автобусы не могут считаться допущенными к эксплуатации в установленном порядке, что в силу подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании перевозок указывает на грубое нарушение ООО "Вяткомтранс" лицензионных требований и условий.

В силу частей 1-2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).

Доказательства, подтверждающие, что ответчик при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, принял все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований и условий, в том числе по соблюдению требования об использовании только тех транспортных средств, которые допущены к эксплуатации в установленном порядке, но не имелась возможность для их соблюдения, не представлены.

При таких обстоятельствах ООО "Вяткомтранс" правомерно привлечено к административной ответственности по частям 3-4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, вина водителя, совершившего ДТП до настоящего времени не установлена в законном порядке; лицензия продлена своевременно и копия лицензии находилась в автобусе ПАЗ-32054 с государственным регистрационным знаком АЕ 585 43; механики ежедневно проводят осмотр и проверку технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и организуют прием подвижного состава с линии; автобус ПАЗ с государственным регистрационным знаком АЕ 674 43 при выезде на линию был полностью технически исправлен и выявленные неисправности могли появиться в течение рабочего дня; мировой суд установил отсутствие в действиях директора Общества Рычкова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не влияющие на правильность принятого решения арбитражного суда.

Утверждение ответчика о том, что страховой полис ОСАГО был оформлен в установленном законом порядке, но по ошибке страхового агента в полис внесен прежний государственный регистрационный знак АЕ 536, который присваивался автобусу при временной регистрации (в настоящее время данный автобус имеет государственный регистрационный знак АК 120 43), судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку из материалов дела не следует, что в автобусе с государственным регистрационным знаком АК 120 43 на момент его проверки оперативной группой находился какой-либо экземпляр страхового полиса ОСАГО (л. д. 40-41). Акт служебного расследования от 20.02.2009 (л. д. 47) также не доказывает, что полис ОСАГО находился в вышеназванном автобусе.

Ссылка Общества на то, что в соответствии с пунктом 17 Правил обязательного страхования государственный регистрационный знак не является обязательным реквизитом страхового полиса ОСАГО, значения для рассмотрения спора по существу не имеет.

Довод ООО "Вяткомтранс" о том, что арбитражный суд при назначении наказания не учел обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а также ссылка ответчика на малозначительность выявленных правонарушений, судом апелляционной инстанции отклоняются, как безосновательные.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; 1.1) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; 2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; 3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним; 5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка (часть 1). Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2).

Документы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность Общества, в материалах дела отсутствуют.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Таким образом, положение статьи 2.9 КоАП РФ суд применяет по своему усмотрению.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания.

В силу статьи 4, подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании, статей 1, 3 Закона о безопасности дорожного движения, пунктов 4-5 Положения о лицензировании перевозок совершенные ООО "Вяткомтранс" правонарушения создали угрозу безопасности перевозкам пассажиров, в связи с чем эти правонарушения не могут быть признаны малозначительными.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Согласно платежному поручению от 17.04.2009 N 105 ООО "Вяткомтранс" уплачена государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. Следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная госпошлина должна быть возвращена заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ

решение Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2009 по делу N А28-3304/2009-90/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вяткомтранс" - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вяткомтранс" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 17.04.2009 N 105.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

 

Председательствующий

Г.Г. Буторина

 

Судьи

Т.В. Лысова
А.В. Караваева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А28-3304/2009


Истец: Управление госавтодорнадзора по Кировской области

Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Вяткомтранс"


Хронология рассмотрения дела:


22.06.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1774/2009