г. Киров
04 августа 2009 г. |
Дело N А29-2271/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Перминовой Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
при отсутствии в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2009 по делу N А29-2271/2009, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие-1"
к Печорскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконными действий,
установил:
открытое акционерное общество "Автотранспортное предприятие-1" (далее - ОАО "АТП-1", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, ответчик) по отказу в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2009 требования ОАО "АТП-1" удовлетворены, действия Управления по отказу в утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение признаны незаконными.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. По мнению ответчика, любая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию независимо от факта оказания услуг и извлечения прибыли. Управление считает, что возложение судом первой инстанции на ответчика обязанности по установлению лимитов на размещение отходов для ОАО "АТП-1" противоречит выводам суда о том, что отходы заявителя размещаются иными организациями.
ОАО "АТП-1" в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы жалобы, считает решение суда обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявитель просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.01.2009 Общество обратилось в Управление с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представив проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в 2 экземплярах и паспорта опасных отходов в 2 экземплярах.
Письмом от 23.01.2009 N 25-5Э-10.2/99 Управление отказало Обществу в установлении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
17.02.2009 Общество повторно подало заявку об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Письмом от 24.02.2009 N 25-5Э-10.2/338 Управление подтвердило решение об отказе Обществу в утверждении лимитов на размещение отходов.
Не согласившись с действиями ответчика, заявитель оспорил их в Арбитражный суд Республики Коми.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что у Общества отсутствует обязанность по получению лицензии, поскольку Общество не осуществляет лицензируемую деятельность по сбору, транспортировке и размещению опасных отходов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности, определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду законодательством устанавливаются нормативы их образования и лимиты на размещение (статья 24 Закона N 7-ФЗ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В статье 11 Закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Лимит на размещение отходов это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории, норматив образования отходов это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).
В силу пунктов 4 и 5 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
На основании пункта 7 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).
Основанием отказа ответчика в утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение явилось отсутствие у Общества лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии со статьей 9 Закона N 89-ФЗ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; под использованием отходов понимается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Требования к объектам размещения отходов предусмотрены в статье 12 Закона N 89-ФЗ. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В соответствии с пунктом 4.6 ГОСТа Р 51769-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления" лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.).
Представленные в дело документы (Устав Общества, Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, договор на оказание услуг с ООО "Велдас-Эм" от 11.03.2005, договор с "ООО "ПетроТоргСервис" от 17.05.2005, договор на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов с ООО "Эко-технологии" от 01.02.2007) свидетельствуют о том, что в процессе осуществления основных видов деятельности (перевозка (транспортировка) всех видов грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов всеми видами транспорта, и других услуг, связанных с перевозкой грузов; ремонт и техническое обслуживание автомобилей) у Общества образуются опасные отходы (1 - 5 классов опасности), которые накапливаются и временно хранятся в специально обустроенных местах, емкостях до момента передачи их специализированным организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предусмотрена передача всех отходов сторонним организациям; при этом не планируется получение отходов от сторонних организаций и их использование и обезвреживание на собственном предприятии.
Материалами дела подтверждается, что Общество не размещает отходы на собственных объектах и не имеет таких объектов, о чем свидетельствуют раздел 6 "Схема операционного движения отходов" таблицы 6.1 и 6.2, раздел 7 "Характеристика мест хранения (накопления) отходов" таблица 7.1, раздел 9 "Сведения об объектах размещения отходов" Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из сведений таблиц 6.2 и 7.1 Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что Общество не имеет объектов конечного размещения отходов, а осуществляет временное накопление отходов с последующей передачей их предприятиям, имеющим соответствующие лицензии.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что ответчик, в нарушение процессуальной обязанности доказывания, установленной частью 5 статьи 200 АПК РФ, не представил доказательств осуществления Обществом подлежащей лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, размещению опасных отходов и необходимости получения соответствующей лицензии.
Временное нахождение на территории Общества образовавшихся в процессе деятельности Общества отходов до момента их передачи специализированным организациям, а также их доставка до места приема отходов, самостоятельную деятельность не образует.
Довод ответчика о том, что любая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию независимо от факта оказания услуг и извлечения прибыли, основан на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации и подлежит отклонению в силу вышеизложенного.
В то же время, материалы дела показывают, что Общество осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами (деятельность, в результате которой образуются отходы), соответственно, в силу прямого указания закона Общество разработало и представило на утверждение проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, отказ Управления в установлении Обществу лимитов на размещение отходов в связи с непредставлением копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является незаконным, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как несостоятельные. Решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы с ответчика не взыскивается в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2009 по делу N А29-2271/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Перминова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2271/2009
Истец: открытое акционерное общество "Автотранспортное предприятие - 1"
Ответчик: Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2612/2009