г. Красноярск
"05" октября 2009 г. |
Дело N А69-4726/08-6 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" октября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.
при участии:
от третьего лица (Шан-оол О.Н.): Амыртаа В.Б.-о., представителя по доверенности от 30.06.2009 N 5162 (до перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тыва-Турист" в лице председателя ликвидационной комиссии Саенко Д.В.
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "03" июля 2009 года по делу N А69-4726/08-6, принятое судьей Павловым А.Г.,
установил:
Закрытое акционерное общество "Тыва-Турист" в лице председателя ликвидационной комиссии Саенко Д.В. (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит:
- признать недействительным и отменить решение и.о. начальника ИМНС РФ N 1 по Республике Тыва Ананченко А.А. от 10.11.2008 N 889 о регистрации сведений в ЕГРЮЛ об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица, либо органом принявшим решение о ликвидации. Обязать ИМНС РФ N 1 по Республике Тыва исключить внесенную на основании этого решения из ЕГРЮЛ запись порядковый номер 44 ГРН 208 1719008347 от 10 ноября 2008 года о внесении в ЕГРЮЛ сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица, либо органом принявшим решение о ликвидации. Восстановить в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в состоянии ликвидации порядковый номер 41 ГРН N 2081719006598 от 29 сентября 2008 года;
- признать недействительным выданное ЗАО " Тыва-Турист" свидетельство серия 17 номер 000417849 от 10.11.2008 года о регистрации сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица, либо органом принявшим решение о ликвидации;
- признать недействительным и отменить решение от 12.11.2008 N 885 о внесении изменений в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица; обязать ИМНС РФ N 1 по Республике Тыва исключить из ЕГРЮЛ внесенные на основании этого решения следующие записи: порядковый номер 46 ГРН 2081719009876 от 12.11.2008 года о внесении изменений в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица;
- признать недействительными выданные ЗАО " Тыва-Турист" свидетельства о регистрации о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, не связанных с изменениями в его учредительных документах:
серия 17 номер 000417857 от 12.11.2008 о регистрации сведений о внесении изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, подтверждающим внесение в ЕГРЮЛ сведений о том, что Шан-оол Орлан Николаевич является единоличным исполнительным органом ЗАО " Тыва-Турист";
серия 17 номер 000 417858 от 12.11.2008 о регистрации сведений о внесении изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, подтверждающим внесение в ЕГРЮЛ сведений о том, реестродержателем ЗАО " Тыва-Турист" является ЗАО " Ваш регистратор";
- признать недействительным и отменить решение от 12.11.2008 N 886 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. Обязать ИМНС РФ N 1 по Республике Тыва исключить из ЕГРЮЛ внесенную на основании этого решения следующую запись: порядковый номер 48 ГРН 2081719009898 от 12.11.2008 года о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица;
- признать недействительным выданное ЗАО " Тыва-Турист" свидетельство серия 17 номер 000417859 от 12.11.2008 о регистрации в ЕГРЮЛ изменений в сведениях о юридическом лице, связанных с внесением изменений в его учредительные документы в виде новой редакции устава ЗАО "Тыва-Турист" и записи сведений об уставном капитале ЗАО "Тыва-Турист" в размере 11 515 000 рублей. Восстановить в ЕГРЮЛ запись об уставном капитале ЗАО "Тыва-Турист" в размере 30 000 рублей.
- обязать ИМНС РФ N 1 по Республике Тыва исключить из ЕГРЮЛ внесенные сведения, не подлежащие регистрации в реестре о том, что учредителями ЗАО "Тыва-Турист" является Шан-оол Орлан Николаевич, доля уставного капитала 13 000 рублей и Гриневский Владимир Николаевич, доля в уставном капитале 2000 рублей.
- признать незаконными действия и.о. начальника МРИ ФНС РФ N 1 по Республике Тыва Ананченко Андрея Анатольевича о внесении в ЕГРЮЛ сведений, которыми из ЕГРЮЛ исключена запись о том, что юридическое лицо находится в состоянии ликвидации на основании судебного решения об этом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шан-оол О.Н. и Гриневский В.Н.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 03.07.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Закрытое акционерное общество "Тыва-Турист" в лице председателя ликвидационной комиссии Саенко Д.В. обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 03.07.2009 не согласно по следующим основаниям:
- Шан-оолом О.Н. на регистрацию представлены не все документы, в связи с чем в регистрации следовало отказать;
- заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ подано неуполномоченным лицом - Шан-оолом О.Н.;
- с момента назначения ликвидационной комиссии все полномочия органов управления делами общества переходят к ней, в связи с чем, проведение внеочередных собраний акционеров Шан-оолом О.Н. неправомерно;
- в ЕГРЮЛ не вносятся сведения об акционерах закрытого акционерного общества;
- в соответствии с уставом общества и п. 17 ч. 1 ст. 65 Закона об акционерных обществах реестродержателем акционеров общества является совет директоров общества.
Заявитель, ответчик и Гриневский В.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Заявитель представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением председателя администрации г. Кызыла от 25.11.1998 N 1595 зарегистрировано ЗАО "Тыва-Турист", преобразованное из туристическо-экскурсионного производственного объединения "Тува-Турист".
27.08.2002 регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ о ЗАО "Тыва-Турист" за основным государственным регистрационным номером 1021700507410.
Согласно пункту 8.1 Устава ЗАО "Тыва-Турист", утвержденного решением общего собрания общества N 4 от 15.02.2003, уставный капитал общества составил 15 000 рублей (15 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 рублей), акции размещены среди учредителей следующим образом: Шан-оол О.Н. - 7 обыкновенных акций, Иванова Н.Ю. - 2, Доржукай В.М. - 2, Огнева Н.В. - 2, Саенко Д.В. - 2.
Решением внеочередного собрания акционеров, оформленным протоколом от 17.09.2005 N 1/05, генеральный директор общества Шан-оол О.Н. отстранен от исполнения обязанностей.
На годовом собрании акционеров 01.07.2006 приняты следующие решения: считать 7 акций общества номинальной стоимостью 7000 рублей неоплаченными Шан-оол О.Н.; с 25.11.1999 передать указанные акции в собственность общества; поручить новому генеральному директору общества внести изменения и зарегистрировать их в ЕГРЮЛ путем регистрации новой редакции Устава общества; назначить генеральным директором общества Саенко Д.В. (протокол от 01.07.2006 N 1).
В реестр акционеров внесены сведения о том, что акции перешли в собственность общества с 25.11.1999 на основании статьи 34 Федерального закона "Об акционерных обществах", решением годового собрания акционеров N 1 от 01.07.2006 Шан-оол О.Н. исключен из числа акционеров в связи с неоплатой стоимости 7 акций.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 06.04.2007 по делу N А69-1643/06-8, вступившим в законную силу, решение годового собрания N 1 от 01.07.2006 признано недействительным.
Решением годового собрания акционеров, оформленным протоколом от 31.07.2007 N 1, генеральным директором ЗАО "Тыва-Турист" назначена Иванова Н.Ю.
На внеочередном общем собрании акционеров общества 23.08.2007 приняты решения об отмене протоколов годового собрания акционеров от 01.07.2006 N 1 и от 31.07.2007 N 1, о назначении генеральным директором общества Шан-оола О.Н. (протокол от 23.08.2007 N 2/07).
Шан-оол О.Н. представил в регистрирующий орган заявление от 28.08.2007 вх. N 619А о внесении в ЕГРЮЛ сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица - генеральном директоре Шан-ооле О.Н., с приложением протокола внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Тыва-Турист" от 23.08.2007 N 2/07.
Регистрирующим органом принято решение от 03.09.2007 N 619А о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в ЕГРЮЛ внесена запись о генеральном директоре общества Шан-ооле О.Н., о чем выдано свидетельство серии 17 N 000392390.
Указанное решение налогового органа обжаловано в Арбитражный суд Республики Тыва (дело N А69-2043/07-3). Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.10.2008 N А69-2043/07-3-Ф02-4819/08 решение от 26.02.2008 Арбитражного суда Республики Тыва и постановление от 08.08.2008 Третьего арбитражного апелляционного суда отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва. На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции решение по делу N А69-2043/07-3 Арбитражным судом Республики Тыва не вынесено.
На годовом собрании акционеров общества 31.07.2008 принято, в том числе, решение о ликвидации общества (седьмой вопрос) и о признании недействительным протокола внеочередного собрания акционеров общества N 2/08 от 03.04.2008, который составил от имени общего собрания Шан-оол О.Н. и все содержащиеся в нем решения акционеров (восьмой вопрос) (протокол N 1/08, т. 2 л.д. 21-24). В регистрирующий орган направлено уведомление о принятии решения о ликвидации общества на основании указанного решения годового собрания акционеров общества (т. 2 л.д. 25).
Шан-оол О.Н. обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением о признании недействительным указанного решения от 31.07.2008. Определением от 26.01.2009 по делу N А69-135/2009-5 исковое заявление Шан-оол О.Н. принято к производству Арбитражного суда Республики Тыва. На момент рассмотрения настоящего спора в суде апелляционной инстанции решение по делу N А69-135/2009-5 не вынесено.
На внеочередном собрании акционеров общества 22.10.2008 приняты решения о снятии с должности генерального директора общества Ивановой Н.Ю. по ее заявлению и избрании генеральным директором общества Шан-оол О.Н.; доверить дальнейшее ведение и хранение реестра владельцев именных ценных бумаг общества ЗАО "Ваш Регистратор" согласно договору N 158/2008-Э от 25.04.2008 (протокол N 4/08, т. 1 л.д. 118-119).
На внеочередном собрании акционеров общества 28.10.2008 принято решение об утверждении новой редакции устава общества (протокол N 5/08, т. 3 л.д. 11).
В материалы дела представлено два протокола внеочередного собрания акционеров от 06.11.2008 N 6/08 (т. 3 л.д. 12-13) и N 5/2/08 (т. 2 л.д. 138).
Согласно протоколу от 06.11.2008 N 5/2/08 на внеочередном собрании акционеров общества принято решение об отмене ранее принятого решения о ликвидации общества.
Согласно протоколу от 06.11.2008 N 6/08 на внеочередном собрании акционеров общества приняты следующие решения: избрать генеральным директором общества Шан-оол О.Н.; доверить дальнейшее ведение и хранение реестра владельцев именных ценных бумаг общества ЗАО "Ваш Регистратор" согласно договору N 158/2008-Э от 25.04.2008; утвердить новую редакцию Устава общества.
Решением налогового органа от 10.11.2008 N 889 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены сведения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации (т. 2 л.д. 133).
Решением налогового органа от 12.11.2008 N 885 внесены изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления: сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества - Шан-оол О.Н.; сведения об участниках общества: Шан-оол О.Н. (86,67 %), Гриневский В.Н. (13,33%) (т. 3 л.д. 1).
Решением налогового органа от 12.11.2008 N 886 внесены изменения в сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления: сведения о размере уставного капитала общества - 11 515 000 руб. (т. 3 л.д. 41).
Указанные решения налогового органа (N N 889,885,886) и внесенные на их основании записи в ЕГРЮЛ и выданные свидетельства, а также действия по внесению в ЕГРЮЛ определенных сведений, оспорены обществом в рамках настоящего дела.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом спора в настоящем деле являются решения налогового органа от 10.11.2008 N 889, от 12.11.2008 N 885, от 12.11.2008 N 886, внесенные на их основании записи в ЕГРЮЛ и выданные свидетельства, а также действия, выразившиеся во внесении в ЕГРЮЛ сведений, которыми из ЕГРЮЛ исключена запись о том, что юридическое лицо находится в состоянии ликвидации.
По решению налогового органа от 10.11.2008 N 889 и действиям и.о. начальника МРИ ФНС РФ N 1 по Республике Тыва Ананченко Андрея Анатольевича о внесении в ЕГРЮЛ сведений, которыми из ЕГРЮЛ исключена запись о том, что юридическое лицо находится в состоянии ликвидации.
Решением налогового органа от 10.11.2008 N 889 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены сведения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации (т. 2 л.д. 133).
На основании указанного решения из ЕГРЮЛ исключена запись о том, что общество находится в состоянии ликвидации порядковый номер 41 ГРН N 2081719006598 от 29.09.2008 и внесена запись в ЕГРЮЛ порядковый номер 44 ГРН 2081719008347 от 10.11.2008 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации (т. 1 л.д. 34-35, т. 4 л.д. 144-146); выдано свидетельство серии 17 номер 000417849 от 10.11.2008 о регистрации сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица либо органом принявшим решение о ликвидации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 Закона о регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В силу статьи 5 Закона о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт "и1" части 1 статьи 5 Закона о регистрации).
Выполняя функцию информационного ресурса и исходя из назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, государственный реестр должен содержать достоверные сведения.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (ч. 4 ст. 5 Закона о регистрации).
В соответствии со статьей 9 Закона о регистрации (в редакции, действующей на момент подачи заявлений и принятия решений) документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ( п.1)
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ( п.1.1).
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), ( п. 1.2).
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов ( п.3).
Согласно части 2 статьи 17 Закона о регистрации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Частью 2 статьи 18 Закона о регистрации предусмотрено, что представление документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (далее - Методические разъяснения), в разделе 5 которых предусмотрен порядок заполнения Заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001).
В соответствии с разделом 5 Методических разъяснений заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (формы N Р14001), заполняется юридическим лицом, в том числе, при принятии учредителями (участниками) юридического лица либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица. В разделе 2 "Причина внесения изменений" указанного заявления знаком "V" указывается соответствующая причина внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре и не связанные с внесением изменений в его учредительные документы. Пункт 2.2 отмечается знаком "V" в случае принятия решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица. В указанном случае к Заявлению прикладывается заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица.
Согласно расписке (т. 2 л.д. 134) о получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, Шан-оол О.Н. от имени ЗАО "Тыва-Турист" 07.11.2008 представил в регистрирующий орган заявление (с приложениями) на 3 листах и постановление кассационной инстанции на 4 листах.
Как следует из расписки в получении документов, решение об отмене решения о ликвидации ЗАО "Тыва-Турист" на регистрацию Шан-оолом О.Н. не представлялось.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ (т. 6, т. 2 л.д. 26-50, т. 4 л.д. 147-149) на регистрацию представлены только заявление вх. N 889 об отмене решения о ликвидации юридического лица и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.10.2008 по делу N А69-2043/07-3.
Заявление от 07.11.2008 на трех листах от 07.11.2008 имеется в материалах дела (т. 2 л.д. 135-137).
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.10.2008 по делу N А69-2043/07-3 (т. 1 л.д. 45-51) отменены решение суда первой инстанции от 26.02.2008 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.08.2008, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва, в связи с тем, что копия протокола внеочередного собрания акционеров от 15.09.2006 N 2/06 имеет нечитаемые страницы. Судом кассационной инстанции даны указания об исследовании фактических обстоятельств дела, в том числе, исследовать вопрос о соответствии представленных для государственной регистрации документов установленным законодательством требованиям, в том числе о полномочиях Шан-оола О.Н. на обращение в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации.
Следовательно, указанный судебный акт кассационной инстанции каких-либо выводов об отмене решения о ликвидации юридического лица, а также о наличии у Шан-оола О.Н. полномочий действовать от имени ЗАО "Тыва-Турист", не содержит.
Учитывая, что 07.11.2008 в регистрирующий орган было представлено 3 заявления, судом также исследованы приложения к заявлениям вх. N N 885,886, в которых соответствующее решение об отмене решения о ликвидации отсутствует. При этом, в выписке из ЕГРЮЛ указано, что с заявлением вх. N 885 от 07.11.2008 представлены протоколы от 22.10.2008 N 4/08, от 28.10.2008 N 5/08, от 06.11.2008 N 6/08 (т. 3 л.д. 10-13, т. 1 л.д. 118-119). Однако, данные протоколы не содержат решения об отмене решения о ликвидации ЗАО "Тыва-Турист".
Доказательств того, что на регистрацию представлялся какой-либо еще документ, в том числе, заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации ЗАО "Тыва-Турист", в материалы дела не представлено.
Статья 23 Закона о регистрации в качестве основания для отказа в государственной регистрации устанавливает непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Следовательно, в соответствии со статьями 9, 17, 18, 23 Закона о регистрации и Методическими разъяснениями, в отсутствие решения об отмене решения о ликвидации ЗАО "Тыва-Турист", у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения от 10.11.2008 N 889.
При этом, факт представления в материалы настоящего дела протокола N 5/2/08 (т. 2 л.д. 138), в соответствии с которым на внеочередном собрании акционеров общества принято решение об отмене ранее принятого решения о ликвидации общества, вышеуказанного вывода суда не изменяет.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в материалы дела представлено два протокола внеочередного собрания акционеров от 06.11.2008 N 6/08 (т. 3 л.д. 12-13) и N 5/2/08 (т. 2 л.д. 138).
Согласно протоколу от 06.11.2008 N 5/2/08 на внеочередном собрании акционеров общества 06.11.2008 с 09 час. 00 мин. до 09 час. 40 мин. по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 1, кабинет 218, принято решение об отмене ранее принятого решения о ликвидации общества по соответствующей повестке дня. На собрании присутствовали Гриневский В.Н. и Шан-оол О.Н., которыми единогласно принято указанное решение и подписан протокол. Однако, данное решение в регистрирующий орган не представлялось.
Согласно протоколу от 06.11.2008 N 6/08 на внеочередном собрании акционеров общества 06.11.2008 с 09 час. 00 мин. до 09 час. 40 мин. по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 1, кабинет 218, приняты следующие решения: избрать генеральным директором общества Шан-оол О.Н.; доверить дальнейшее ведение и хранение реестра владельцев именных ценных бумаг общества ЗАО "Ваш Регистратор" согласно договору N 158/2008-Э от 25.04.2008; утвердить новую редакцию Устава общества по соответствующей повестке дня. На собрании присутствовали Гриневский В.Н. и Шан-оол О.Н., которыми единогласно принято указанное решение и подписан протокол.
Из содержания указанных протоколов следует, что в одно и то же время, в одном и том же месте, с участием одних и тех же лиц, состоялись внеочередные собрания акционеров, результаты которых оформлены отдельными протоколами, что вызывает сомнения в достоверности данных конкретных доказательств и учитывается судом при оценке совокупности вышеназванных доказательств.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что соответствующее заявление подписано неуполномоченным лицом, исходя из следующего.
На момент принятия оспоренного решения в ЕГРЮЛ были внесены соответствующие записи порядковые номера 41 ГРН 2081719006598 и 42 ГРН 2081719006609 (т. 4 л.д. 144-145), в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ внесены сведения о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.
Как следует из материалов дела, на годовом собрании акционеров общества 31.07.2008 принято, в том числе, решение о ликвидации общества (седьмой вопрос) и утверждении ликвидационной комиссии (протокол N 1/08, т. 2 л.д. 21-24). В регистрирующий орган направлено уведомление о принятии решения о ликвидации общества на основании указанного решения годового собрания акционеров общества (т. 2 л.д. 25) и уведомление о формировании ликвидационной комиссии (т. 4 л.д. 145).
Шан-оол О.Н. обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением о признании недействительным указанного решения от 31.07.2008. Определением от 26.01.2009 по делу N А69-135/2009-5 исковое заявление Шан-оол О.Н. принято к производству Арбитражного суда Республики Тыва. На момент рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции дело N А69-135/2009-5 не рассмотрено.
Как следует из протоколов от 22.10.2008 N 4/08 и от 06.11.2008 N 6/08 на двух внеочередных собраниях акционеров общества 22.10.2008 и 06.11.2008 приняты решения об избрании генеральным директором общества Шан-оола О.Н.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Согласно части 3 статьи 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества.
Следовательно, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, а само юридическое лицо работает в особом режиме, который не предусматривает сохранение ранее действовавших органов управления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.02.2006 N 51-О, закон закрепил необходимость проведения мероприятий, направленных на прекращение деятельности юридического лица, в специальном порядке и в определенные сроки, для чего предусмотрел создание специального органа - ликвидационной комиссии, полномочия которой, перечисленные в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации, обусловлены непосредственно целями ликвидации. Само по себе установление в оспариваемых законоположениях возможности решения о добровольной ликвидации юридического лица и назначении специального органа, полномочного управлять его делами в рамках мероприятий по ликвидации, принимаемого высшим органом управления юридического лица (в частности, общим собранием акционеров), не может рассматриваться как лишение акционера права на управление обществом. Кроме того, переход полномочий по управлению делами такого юридического лица, как акционерное общество, к ликвидационной комиссии не означает прекращение всех полномочий остальных органов управления, - отдельные полномочия, непосредственно обусловленные проведением ликвидационных мероприятий (например, утверждение ликвидационного баланса), сохраняются за общим собранием акционеров (статья 22 Федерального закона "Об акционерных обществах").
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с момента принятия на годовом собрании акционеров общества 31.07.2008 решения о ликвидации общества и утверждения ликвидационной комиссии и внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ, в отсутствие доказательств признания указанных решений незаконными и исключения соответствующих записей из ЕГРЮЛ, все полномочия по управлению делами общества перешли к ликвидационной комиссии. Следовательно, внеочередные собрания акционеров ЗАО "Тыва-Турист", проведенные после принятия решения о ликвидации общества и избрании ликвидационной комиссии (22.10.2008, 28.10.2008, 06.11.2008), не могли быть проведены, а принятые на них решения не соответствуют положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона об акционерных обществах.
В соответствии со статьей 9 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, заявление от 07.11.2008 N 889 (т. 2 л.д. 135-137) подписано Шан-оолом О.Н. как иным лицом, действующим на основании полномочий. Однако, доказательств и объяснений, подтверждающих указанное обстоятельство, Шан-оол О.Н. не представил. Решения внеочередных собраний акционеров общества от 22.01.2008 и от 06.11.2008, на которых Шан-оол О.Н. был избран генеральным директором, наличие у Шан-оола О.Н. соответствующих полномочий, предусмотренных федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления, не подтверждают.
Следовательно, регистрирующий орган должен был отказать в регистрации на основании п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей в спорный период), в связи с непредставлением заявления, подписанного уполномоченным лицом общества, а также, учитывая положения ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 21 Закона об акционерных обществах при наличии в ЕГРЮЛ записи о нахождении общества в процессе ликвидации и избрании ликвидационной комиссии.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При этом, необходимость отмены признанного недействительным ненормативного правового акта (решения) арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрена.
Поскольку решение от 10.11.2008 N 889 и соответствующие действия и.о. начальника МРИ ФНС РФ N 1 по Республике Тыва Ананченко Андрея Анатольевича о внесении в ЕГРЮЛ сведений, которыми из ЕГРЮЛ исключена запись о том, что юридическое лицо находится в состоянии ликвидации, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то решение налогового органа от 10.11.2008 N 889 следует признать недействительным, а указанные действия незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку решение от 10.11.2008 N 889 является недействительным, а соответствующие действия незаконными, то Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва следует обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из ЕГРЮЛ записи, внесенной на основании решения от 10.11.2008 N 889, порядковый номер 44 ГРН 2081719008347 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица, либо органом принявшим решение о ликвидации.
Поскольку исключение указанной записи из ЕГРЮЛ фактически означает восстановление предыдущей записи, а именно о нахождении общества в состоянии ликвидации порядковый номер 41 ГРН N 2081719006598 от 29 сентября 2008 года, то мера в виде восстановления записи порядковый номер 41 не требуется.
По решению налогового органа от 12.11.2008 N 886.
Решением налогового органа от 12.11.2008 N 886 (т. 3 л.д. 41) внесены изменения в сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления. Из указанного заявления ( т. 3, л. д. 42-45) следует, что изменения вносятся в сведения об уставном капитале в связи с его увеличением, размер уставного капитала общества составляет 11 515 000 руб.
На основании указанного решения в ЕГРЮЛ внесена запись порядковый номер 48 ГРН 2081719009898 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы, выдано свидетельство серии 17 номер 000417859 от 12.11.2008 (т. 4 л.д. 148-149).
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о регистрации регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Поскольку решение налогового органа от 10.11.2008 N 889, в соответствии с которым в ЕГРЮЛ внесены сведения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации, является недействительным как противоречащее Закону о регистрации и соответствующая запись в ЕГРЮЛ не имеет юридической силы, то основания для принятия решения от 12.11.2008 N 886, в соответствии с которым внесены изменения в сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы, у налогового органа в силу ч. 2 ст. 20 Закона о регистрации отсутствовали.
Кроме того, заявителем не были представлены регистрирующему органу все документы, необходимые для регистрации соответствующих изменений.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о регистрации (в редакции, действующей в спорный период) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно расписке (т. 3 л.д. 46) о получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, Шан-оол О.Н. от имени ЗАО "Тыва-Турист" 07.11.2008 представил в регистрирующий орган заявление (с приложениями) на 4 листах и устав на 19 листах, что соответствует выписке из ЕГРЮЛ (т. 6, т. 2 л.д. 26-50, т. 4 л.д. 149), согласно которой на регистрацию с заявлением вх. N 886 представлены заявление об изменении сведений, вносимых в учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины и устав юридического лица.
Как следует из расписки в получении документов, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица по вопросу изменения размера уставного капитала общества, на регистрацию Шан-оолом О.Н. не представлялись.
Заявление от 07.11.2008 на четырех листах от 07.11.2008 (т. 3 л.д. 42-45) и устав ЗАО "Тыва-Турист" на 19 листах (т. 3 л.д. 47-65) представлены в материалы дела.
Доказательств того, что на регистрацию представлялись какие-либо еще документы, в том числе, решение о внесении изменений в учредительные документы "Тыва-Турист" по вопросу изменения размера уставного капитала, в материалы дела не представлено.
Протоколы от 22.10.2008 N 4/08, от 28.10.2008 N 5/08, от 06.11.2008 N 6/08, представленные с заявлением вх. N 885 от 07.11.2008, решения о внесении изменений в учредительные документы общества по вопросу изменения размера уставного капитала общества не содержат.
Статья 23 Закона о регистрации в качестве основания для отказа в государственной регистрации устанавливает непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Следовательно, в соответствии со статьями 9, 17, 23 Закона о регистрации и Методическими разъяснениями, в отсутствие решения о внесении изменений в учредительные документы "Тыва-Турист" по вопросу изменения размера уставного капитала, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения от 12.11.2008 N 886.
Кроме того, как указывалось выше, внеочередные собрания акционеров ЗАО "Тыва-Турист", проведенные после принятия решения о ликвидации общества и избрания ликвидационной комиссии (22.10.2008, 28.10.2008, 06.11.2008), не могли быть проведены, а принятые на них решения не соответствуют положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона об акционерных обществах. Следовательно, Шан-оол О.Н., избранный генеральным директором общества решениями внеочередных собраний акционеров общества от 22.01.2008 и от 06.11.2008, не имел полномочий подавать в регистрирующий орган заявление о регистрации от 07.11.2008 (вх. N 886) об изменении сведений, вносимых в учредительные документы. Следовательно, регистрирующий орган должен был отказать в регистрации на основании п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей в спорный период), в связи с непредставлением заявления, подписанного уполномоченным лицом общества, а также, учитывая положения ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 21 Закона об акционерных обществах и ч. 2 ст. 20 Закона о регистрации при наличии в ЕГРЮЛ записи о нахождении общества в процессе ликвидации и избрании ликвидационной комиссии.
Поскольку решение от 12.11.2008 N 886 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то указанное решение налогового органа следует признать недействительным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва следует обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из ЕГРЮЛ записи, внесенной на основании решения от 12.11.2008 N 886, порядковый номер 48 ГРН 2081719009898 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. Поскольку исключение указанной записи из ЕГРЮЛ фактически означает восстановление записи о размере уставного капитала, содержащейся в разделе "сведения об уставном капитале, указанном в учредительных документах" ( см. стр.24 выписки из ЕГРЮЛ), то мера в виде обязания ответчика восстановить запись об уставном капитале в размере 30 000 руб. не требуется.
По решению налогового органа от 12.11.2008 N 885.
Решением налогового органа от 12.11.2008 N 885 внесены изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы (т. 3 л.д. 1).
Решение принято на основании заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы от 07.11.2008, вх N 885 ( т. 3., л. д. 2-8).
На странице 2 и листах "Б", "Д", "Е" заявления вх. N 885 указано, что изменения вносятся в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица (генеральный директор Шан-оол О.Н.); об участниках юридического лица - физических лицах (Шан-оол О.Н., Гриневский В.Н. в связи с возникновением у физического лица обязательственных прав в отношении юридического лица); о держателе реестра акционеров общества (ЗАО "Ваш Регистратор").
На основании указанного решения в ЕГРЮЛ внесена запись порядковый номер 46 ГРН 2081719009876 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы (т. 4 л.д. 147-148), выданы свидетельства серии 17 номер 000417857 и серии 17 номер 0004177858 от 12.11.2008.
Согласно расписке (т. 4 л.д. 9) о получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, Шан-оол О.Н. от имени ЗАО "Тыва-Турист" 07.11.2008 представил в регистрирующий орган заявление (с приложениями) на 7 листах, три протокола на 5 листах.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ на регистрацию с заявлением вх. N 885 представлены заявление об изменении сведений, не связанных с учредительными документами, протоколы от 22.10.2008 N 4/08, от 28.10.2008 N 5/08, от 06.11.2008 N 6/08.
Как указывалось выше, внеочередные собрания акционеров ЗАО "Тыва-Турист", проведенные после принятия решения о ликвидации общества и избрании ликвидационной комиссии (22.10.2008, 28.10.2008, 06.11.2008), не могли быть проведены, а принятые на них решения не соответствуют положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона об акционерных обществах. Следовательно, Шан-оол О.Н., избранный генеральным директором общества решениями внеочередных собраний акционеров общества от 22.01.2008 и от 06.11.2008, не имел полномочий подавать в регистрирующий орган заявление от 07.11.2008 (вх. N 885). Следовательно, регистрирующий орган должен был отказать в регистрации на основании п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей в спорный период), в связи с непредставлением заявления, подписанного уполномоченным лицом общества. При этом, с учетом положений ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 21 Закона об акционерных обществах и ч. 2 ст. 20 Закона о регистрации и при наличии в ЕГРЮЛ записи о нахождении общества в процессе ликвидации и избрании ликвидационной комиссии основания для внесения сведений о том, что Шан-оол О.Н. является единоличным исполнительным органом ЗАО "Тыва-Турист" отсутствуют.
Кроме того, основания для внесения сведений о реестродержателе- ЗАО "Ваш регистратор" отсутствовали, исходя из следующего.
В соответствии с п. 17 ст. 65 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относится утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.10.2008 (т. 1 л.д. 147-180) общество находится в состоянии ликвидации, держателем реестра акционеров общества является ЗАО "ТываТурист".
В соответствии с пунктом 15 Устава общества в редакции 31.07.2008, зарегистрированном в установленном порядке (т. 1 л.д. 138-146), ведение реестра акционеров относится к компетенции совета директоров общества. Сведения о данном уставе занесены в ЕГРЮЛ 26.09.2008 порядковый номер записи 40 ГРН N 2081719006488 (том 1 л.д. 33 на обороте). Данная запись является действительной и из ЕГРЮЛ не исключена.
Устав общества в иной редакции, в том числе с исключением из компетенции совета директоров ведения реестра акционеров, в установленном порядке не регистрировался.
С заявлением от 07.11.2008 в регистрирующий орган представлен устав от 28.10.2008, который предусматривает, что функции совета директоров общества выполняется собрание акционеров. Однако, данный устав в установленном порядке не зарегистрирован.
Следовательно, на момент подачи заявления от 07.11.2008 вх. N 885 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о реестродержателе общества (ЗАО "Ваш Регистратор") и принятия ответчиком соответствующего решения от 12.11.2008 N 885, в отсутствие соответствующих изменений устава, ведение реестра акционеров общества осуществлял совет директоров ЗАО "Тыва-Турист", в связи с чем, запись об изменении реестродержателя общества могла быть внесена при наличии измененного и зарегистрированного в установленном порядке устава. Доказательств внесения изменений по данному вопросу в устав общества и регистрации его в установленном порядке в материалы дела не представлено, в связи с чем, основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что реестродержателем акционеров общества является ЗАО "Ваш регистратор", у регистрирующего органа отсутствовали.
Требование об обязании ответчика исключить из ЕГРЮЛ внесенные сведения, не подлежащие регистрации в реестре о том, что учредителями ЗАО "Тыва-Турист" является Шан-оол О.Н. и Гриневский В.Н., суд апелляционной инстанции рассматривает в качестве восстановительной меры по требованию о признании недействительным решения от 12.11.2008 N 885. Указанная мера подлежит применению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом "д" статьи 5 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей в спорный период) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров.
В соответствии с пунктом "д" статьи 5 Закона о регистрации (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что сведения об учредителях (акционерах) не подлежат внесению в ЕГРЮЛ, не соответствует действующему законодательству.
Вместе с тем, согласно разделу 5 Методических разъяснений (от 01.11.2004) заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (формы N Р14001), заполняется юридическим лицом в следующих случаях:
- при изменении сведений о держателе реестра акционеров акционерного общества, состава участников обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ. Изменение состава акционеров акционерных обществ регистрирующий орган не отслеживает;
- при принятии учредителями (участниками) юридического лица либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица;
- при необходимости исправления допущенных заявителем ошибок в ранее представленных документах для государственной регистрации юридического лица (например, в случае неправильного указания наименования юридического лица, размера уставного капитала, данных постоянного действующего исполнительного органа юридического лица, сведений о регистрации при создании для юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 г.).
При представлении в регистрирующий орган Заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001), заполняются только те листы приложений к заявлению, которые содержат сведения, подлежащие изменению.
Если вносятся изменения в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, знак "V" проставляется в пункте 3.2 и заполняется лист Б и (или) лист В, а также указывается количество лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Если вносятся изменения в сведения об участниках юридического лица - физических лицах, знак "V" проставляется в пункте 3.4 и заполняется лист Д, а также указывается количество участников юридического лица - физических лиц.
Пункт 3.5 заполняется акционерными обществами в случае, если вносятся изменения в сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества. В указанном пункте проставляется знак "V" и заполняется лист Е, а также указывается количество листов Е.
Порядок заполнения листов Б, В, Г, Д, Е Заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, аналогичен порядку заполнения листов А, Б, В, Г, Д Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, приведенному в части II настоящих Методических разъяснений.
Из изложенных норм права следует, что регистрирующий орган изменение состава акционеров акционерных обществ не отслеживает, следовательно, соответствующие сведения об акционерах (при регистрации изменений в сведения о юридическом лице) общества не должны были вноситься ответчиком в ЕГРЮЛ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела имеются противоречивые доказательства о том, кто является акционерами общества (т. 3 л.д. 28-40, т. 1 л.д. 37-40, т. 3 л.д. 10-13), в связи с чем, основания для вывода о том, что сведения, указанные Шан-оолом О.О. в заявлении вх. N 885 об акционерах общества (Шан-оол О.Н. и Гриневский В.Н.), являются достоверными отсутствуют.
Учитывая, что государственный реестр, выполняя функцию информационного ресурса и исходя из назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, должен содержать достоверные сведения, то заявленные Шан-оолом О.Н. сведения об акционерах общества должны быть исключены из ЕГРЮЛ.
Поскольку решение от 12.11.2008 N 885 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то указанное решение налогового органа следует признать недействительным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва следует обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из ЕГРЮЛ записи, внесенной на основании решения от 12.11.2008 N 885, порядковый номер 46 ГРН 2081719009876 о внесении изменений в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, а также исключить из ЕГРЮЛ сведения о том, что учредителями ЗАО "Тыва-Турист" является Шан-оол Орлан Николаевич, доля уставного капитала 13 000 рублей и Гриневский Владимир Николаевич, доля в уставном капитале 2000 рублей.
По требованиям о признании недействительными свидетельств серия 17 номер 000417849 от 10.11.2008, серия 17 номер 000417857 от 12.11.2008, серия 17 номер 000417858 от 12.11.2008, серия 17 номер 000417859 от 12.11.2008.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 11 Закона о регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются Свидетельство о государственной регистрации и Свидетельство о внесении записи (пункт 5).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Таким образом, к признакам ненормативного правого акта, который может быть оспорен в арбитражном суде, в том числе относятся:
- документальная форма акта;
- властный характер, выражающийся в возложении на конкретное лицо каких-либо обязанностей, создании каких-либо иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- издание (в том числе подписание) уполномоченным должностным лицом.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ носят только подтверждающий характер и не являются ненормативными правовыми актами, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном для оспаривания ненормативных правовых актов.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Поскольку требования о признании недействительными свидетельств о государственной регистрации и внесении записи в ЕГРЮЛ не подлежат рассмотрению арбитражным судом в силу изложенных норм права и правовой природы свидетельства как подтверждающего документа о внесении записи в ЕГРЮЛ, то производство в части требований заявителя о признании недействительными свидетельств серия 17 номер 000417849 от 10.11.2008, серия 17 номер 000417857 от 12.11.2008, серия 17 номер 000417858 от 12.11.2008, серия 17 номер 000417859 от 12.11.2008 следует прекратить.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в общей сумме 3000 руб., в том числе: 2000 руб. согласно платежному поручению от 24.10.2008 N 30 за рассмотрение заявления в суде первой инстанции, 1 000 руб. согласно квитанции от 14.07.2009 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "03" июля 2009 года по делу N А69-4726/08-6 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявленные закрытым акционерным обществом "Тыва-Турист" в лице председателя ликвидационной комиссии Саенко Д.В. требования удовлетворить частично.
Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва:
- от 10.11.2008 N 889 о регистрации сведений в ЕГРЮЛ об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица, либо органом принявшим решение о ликвидации;
- от 12.11.2008 N 885 о внесении изменений в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица;
- от 12.11.2008 N 886 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, как противоречащие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Признать незаконными действия и.о. начальника МРИ ФНС РФ N 1 по Республике Тыва Ананченко Андрея Анатольевича о внесении в ЕГРЮЛ сведений, которыми из ЕГРЮЛ исключена запись о том, что юридическое лицо находится в состоянии ликвидации, как противоречащие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Тыва-Турист" путем:
- исключения из ЕГРЮЛ записи, внесенной на основании решения от 10.11.2008 N 889, порядковый номер 44 ГРН 2081719008347 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица, либо органом принявшим решение о ликвидации;
- исключения из ЕГРЮЛ записи, внесенной на основании решения от 12.11.2008 N 885, порядковый номер 46 ГРН 2081719009876 о внесении изменений в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица;
- исключения из ЕГРЮЛ записи, внесенной на основании решения от 12.11.2008 N 886, порядковый номер 48 ГРН 2081719009898 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица,
- исключения из ЕГРЮЛ сведений, не подлежащих регистрации в реестре о том, что учредителями ЗАО "Тыва-Турист" является Шан-оол Орлан Николаевич, доля уставного капитала 13 000 рублей и Гриневский Владимир Николаевич, доля в уставном капитале 2000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Производство по делу в части требований закрытого акционерного общества "Тыва-Турист" в лице председателя ликвидационной комиссии Саенко Д.В. о признании недействительными свидетельств серия 17 номер 000417849 от 10.11.2008, серия 17 номер 000417857 от 12.11.2008, серия 17 номер 000417858 от 12.11.2008, серия 17 номер 000417859 от 12.11.2008 прекратить.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва в пользу закрытого акционерного общества "Тыва-Турист" 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-4726/08-6
Истец: ЗАО "Тыва-Турист"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва
Третье лицо: Шан-оол Орлан Николаевич, Саенко Дмитрий Владимирович, Саенко Д.В.
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-423/2009