Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2009 г. N 05АП-2008/2009 (ключевые темы: таможенная стоимость - таможенный платеж - излишне уплаченная сумма - переплата - таможенные пошлины)

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда
от 22 июля 2009 г. N 05АП-2008/2009

 

г. Владивосток

Дело

22 июля 2009 г.

N А51-2061/2009
N 05АП-2008/2009

 

Резолютивная часть постановления оглашена 21 июля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2009 г.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Г.А. Симоновой,

судей: О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит

при участии:

лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни

на решение от 30.03.2009г.

судьи О.В. Голоузовой

по делу N А51-2061/2009 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрансКом"

к Находкинской таможне

о признании незаконными действий, обязании возвратить денежные средства

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "ТрансКом" (далее - ООО "ТрансКом", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Находкинской таможни по отказу в возврате таможенных платежей в сумме 349677,06 руб., оформленных письмом от 29.12.2008 N 14/21779 и наложении на Находкинскую таможню обязанности по возврату денежных средств в сумме 349677,06 руб.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 30 марта 2009 г. признаны незаконными действия Находкинской таможни по отказу в возврате Обществу таможенных платежей в сумме 349677,06 руб., оформленные письмом от 29.12.2008 N 14/21779 в связи с их несоответствием Таможенному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Находкинскую таможню принять решение о возврате Обществу таможенные платежи в размере 349677,06 руб.

Не согласившись с решением суда, Находкинская таможня обратилась с апелляционной жалобой, просит отменить состоявшийся по делу судебный акт как незаконный и необоснованный.

В доводах жалобы заявитель указывает, что основанием для возврата (зачета) излишне взысканных таможенных платежей является факт уплаты (взыскания) таможенных пошлин, налогов в размере, превышающем сумму подлежащих уплате таможенных платежей. Однако, в данном случае, такой факт отсутствует. Основанием для доначисления таможенных платежей явилось решение Находкинской таможни по таможенной стоимости, которое не было обжаловано и отменено, то есть таможенные платежи по ГТД были уплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем, по мнению таможенного органа, отсутствуют основания для возврата таможенных платежей. При этом, Общество не обжалует решение по таможенной стоимости. Одним из доводов таможенного органа является то, что обществом при обращении в суд с заявлением о признании недействительными действий таможни пропущен, предусмотренный ст. 48 ТК РФ и п.4 ст.198 АПК РФ, трехмесячный срок.

Таможня указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм таможенного законодательства, касающихся порядка определения таможенной стоимости товара.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество решение считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в заседание суда не явились, в порядке т. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.

При рассмотрении дела суд установил, что общество с ограниченной ответственностью "ТрансКом" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г. Находка Приморского края за ОГРН 1062508047326, что подтверждается свидетельством серии 25 N 002806741. 01.07.2008 обществом с ограниченной ответственностью "ТрансКом" (покупатель) и Компанией "SHAFEEQ TRADING CO LTD", Япония (продавец) заключен контракт N ТSН/010708, согласно которому общество приобрело товар: транспортные средства различных наименований и видов бывшие в употреблении пригодные для дальнейшей эксплуатации. Пунктом 3.1 контракта установлено, что базисным условием поставки товара по контракту является CFR - Находка, порт Восточный, порт Владивосток согласно Инкотермс-2000.

Во исполнение указанного контракта на таможенную территорию России в адрес заявителя сентябре 2008 были ввезены легковые автомобили бывшие в употреблении в количестве 19 наименований общей стоимостью 102000 долл. США. В целях таможенного оформления указанного товара общество подало в Находкинскую таможню грузовую таможенную декларацию N 10714060/290908/0009906. При этом таможенная стоимость задекларированного товара была определена заявителем по методу N 1 (по цене сделки с ввозимыми товарами). Посчитав, что представленных заявителем документов ввиду неполноты содержащихся в них сведений недостаточно для определения таможенной стоимости ввезенного товара по этому методу, таможенный орган оформил 29.09.2008 запрос N 3370 о предоставлении дополнительных документов в срок до 11.11.2008.

С письмом ООО "ТрансКом" представило оригинал дополнения, бухгалтерские документы и выписки банка, подтверждающие перечисление денежных средств по декларируемой партии товара, оригинал ведомости банковского контроля по паспорту сделки 08070003/2537/0001/2/0, ответ японской стороны на запрос ООО "ТрансКом" об отказе в предоставлении декларации страны-отправителя, аукционных листов, экспортных сертификатов, пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки, калькуляцию отпускной цены товара при его реализации на внутреннем рынке (себестоимость). В связи с отказом декларанта определить таможенную стоимость с применением иного метода, 08.10.2008 Находкинской таможней принято окончательное решение по таможенной стоимости ввезенного товара, в соответствии с которым она была определена на основании шестого "резервного" на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами. Указанное решение было оформлено проставлением записи "таможенная стоимость принята" в графе "для отметок таможенного органа" декларации таможенной стоимости (форма ДТС-2), основания принятия решения изложены в дополнении N 2 к ДТС N 10714060/290908/0009906.

Не согласившись с изложенным, ООО "ТрансКом" обратилась в Находкинскую таможню с заявлением о возврате денежных средств от 22.12.2008 в размере 349 677,06 руб. Решением от 29.12.2008 N 10-14/21779 Находкинская таможня отказала в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, сославшись на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты.

Полагая, что решение таможни от 29.12.2008 N 10-14/21779 нарушает законные интересы и права ООО "ТрансКом", поскольку налагает на общество обязанность по уплате таможенных платежей в большем размере, ООО "ТрансКом" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального Закона от 21.05.1993г. N 5003-1 "О таможенной стоимости" таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таомженную границу Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения "О порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", утвержденного Приказом N 1 "О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ", определение таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" осуществляется декларантом (п.2 статьи 13) по методам, установленным этим Законом. Методы определения таможенной стоимости и порядок их применения определены в разделе 4 Закона РФ "О таможенном тарифе". Согласно пункту 1 статьи 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.

Пунктом 4 указанной статьи установлено, что если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Согласно пунктам 1, 2 статьи 63 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 12 Закона первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки, которая в данном случае и использована декларантом при определении таможенной стоимости. Основания невозможности применения основного метода таможенной оценки перечислены в пункте 2 статьи 19 Закона.

В силу пункта 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации заявленная декларантом таможенная стоимость товара и представленные им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с часть. 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие). Доказательств наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Закона оснований, препятствующих применению основного метода определения таможенной стоимости, таможенный орган не представил. При таких обстоятельствах, таможенный орган не доказал наличие обстоятельств, препятствующих принятию использованного декларантом первого метода таможенной оценки.

Суд первой инстанции обоснованно не дал оценку доводам таможни, положенным в основу решения об отказе в принятии первого метода определения таможенной стоимости, заявленного декларантом, в связи с нарушением таможней пункта 14 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, и несоответствием решения о корректировки таможенной стоимости от 03.10.2008 требованиям ст. 64 АПК РФ.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что действия таможенного органа, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 349677,06 руб., оформленном письмом от 29.12.2008 N 14/21779, подлежат признанию незаконными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика.

Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (пункт 2 статьи 355 ТК РФ).

Поскольку корректировка таможенной стоимости проведена Находкинской таможни без достаточных к тому правовых оснований, то соответственно уплаченные Обществом доначисленные таможенные платежи в сумме 349677,06 рублей, являются излишне уплаченными.

Как установлено материалами дела, досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, трехлетний срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек, задолженности в бюджет ООО "ТрансКом" не имеет (статья 355 ТК РФ), таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что обществом при обращении в Арбитражный суд с заявлением пропустило срок обращения, предусмотренный законодательством, на основании следующего.

В соответствии со статьей 48 ТК РФ жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности. В данном случае, отказ возвратить платежи в сумме 349677,06 руб. был оформлен письмом N 14/21779 от 29 декабря 2008 г. Таким образом, срок для обращения в суд за защитой своих прав, истекает 29 марта 2009 г. Заявление о признании незаконными действий таможенного органа поступило в Арбитражный суд Приморского края - 17 февраля 2009 г. Исходя из вышеизложенного, обществом при обращении в суд срок, предусмотренный статьей 48 ТК РФ и п.4 ст. 198 АПК РФ не нарушен.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения суда не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.03.2009 по делу N А51-2061/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

 

Председательствующий:

Г.А. Симонова

 

Судьи

О.Ю. Еремеева
Е.Л. Сидорович

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А51-2061/2009


Истец: ООО "ТрансКом"

Ответчик: Находкинская таможня


Хронология рассмотрения дела:


22.07.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2008/2009