Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2009 г. N 06АП-2680/2009 (ключевые темы: административная ответственность - перевозка пассажиров - лицензирование - автотранспортное средство - водитель)

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда
от 17 июля 2009 г. N 06АП-2680/2009

 

г. Хабаровск

17 июля 2009 г.

N 06АП-2680/2009

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2009 года.

 

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Логвиненко С.А.

Судей: Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.

при участии в судебном заседании:

от Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора - Дранцева М.В., представитель по доверенности от 11.01.2009 N 2/1-2; Крюкова Е.П., представитель по доверенности от 11.01.2009 N 3.1/12-14;

от общества с ограниченной ответственностью "Васильев" - Фришбутер Е.О., представитель по доверенности от 06.03.200 б/н,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора

на определение от 25.05.2009

по делу N А73-3923/2009

Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривала судья Мильчина И.А.

по заявлению Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора

о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Васильев" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 00 минут 13 июля 2009 года.

Дальневосточное управление государственного автодорожного надзора (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Васильев" к административной ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Определением суда от 25.05.2009 производство по делу прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что в протоколе об административном правонарушении содержится неправильная квалификация совершенного обществом правонарушения. Ответственность за указанные в протоколе правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Вместе с тем согласно указанной норме, арбитражным судам дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ не подведомственны. Данные дела рассматривают мировые судьи.

Не согласившись с определением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя жалобы, выводы суда о наличии в действиях юридического лица признаков правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ необоснованны, поскольку предписание от 11.03.2009 N 49 выдано должностному лицу директору ООО "Васильев" Васильеву Ю.П. Кроме того административный орган считает, что в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3, а не как ранее указывалось частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представители управления поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель общества в отзыве и в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, отклонила, просила решение суда оставить в силе.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, Управлением в период с 16 по 30 марта 2009 года на основании приказа от 16.03.2009 N 07-143 проведена внеплановая проверка ООО "Васильев", имеющего лицензию N АСС-27-033458 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выданную 20.07.2004 Хабаровским краевым отделением Ространсинспекции, сроком действия до 02.09.2009, по факту дорожно-транспортного происшествия от 14.03.2009 и по выполнению предписания от 11.03.2009 N 49.

В ходе проверки были выявлены нарушения обществом условий лицензирования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров. По результатам проверки 30.03.2009 составлен акт N 122.

На основании указанного акта управлением в присутствии директора общества Васильева Ю.П. составлен протокол от 30.03.2009 серии 27 N 002165 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в котором зафиксированы следующие нарушения:

- в результате ДТП 14 марта 2009 года на железнодорожном переезде пострадало 7 человек, из них двум пассажирам причинен тяжкий вред здоровью;

- осуществляется выпуск транспортных средств без лицензионной карточки установленного образца, так 18 марта 2009 года водитель Берг В.В. осуществлял перевозку пассажиров без лицензионной карточки на автобусе DAEWOO BS106 государственный регистрационный знак Х384АУ 27 (путевой лист N 683);

- осуществляется выпуск автомобилей с техническими неисправностями, с которыми запрещена их эксплуатация на линии, так при проверке технического состояния автобуса HYUNDAI AERO GITI540 государственный регистрационный номер АА729 27 при выпуске на линию установлено, что суммарный люфт в рулевом управлении автобуса превышает 20 градусов (водитель Францев Ю.Е., путевой лист N 632);

- схема опасных участков маршрута N 705 "Хабаровск-Вострецово" не согласована с организациями, в ведении которых находятся железнодорожные переезды.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела по правонарушениям, предусмотренным статьей 14.1 КоАП РФ, рассматриваются арбитражным судом, в связи с чем управление обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края в порядке статьи 202 АПК РФ с заявлением о привлечении ООО "Васильев" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, при вынесении определения о прекращении производства по делу, исходил из того, что из заявления и протокола об административном правонарушении устанавливается невыполнение обществом предписания управления от 11.03.2009 N 49, что влечет применение ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ неподведомственно арбитражному суду, в связи с чем производство прекращено.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию. Согласно статье 2 этого Закона лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение).

Положение устанавливает обязательность соблюдения лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров. Грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек и использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.

При проведении внеплановой проверки по факту совершения дорожно-транспортного происшествия на железнодорожном переезде 14 марта 2009 года с участием автобуса DAEWOO BS-106, государственный регистрационный номер Х085ХВ27, принадлежащего ООО "Васильев" не выявлены нарушения лицензионных требований, в результате которых произошло дорожно-транспортное происшествие, где пострадали 7 человек, из них двум пассажирам причинен тяжкий вред здоровью. В материалах дела имеется заключение эксперта от 16.04.2009 N 417, содержащее выводы о том, что в причинной связи с данным ДТП находятся действия водителя автобуса DAEWOO BS-106, государственный регистрационный номер Х085ХВ27 Урунбаева М.Т., не соответствующие требованиям пунктом 15.2 и 15.3 Правил дорожного движения. Следовательно, административным органом не доказано событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 30.03.2009 серии 27 N 002165 обществом осуществлялся выпуск транспортных средств без лицензионной карточки установленного образца, так 18 марта 2009 года водитель Берг В.В. осуществлял перевозку пассажиров без лицензионной карточки на автобусе DAEWOO BS106 государственный регистрационный знак Х384АУ 27 (путевой лист N 683) и выпуск автомобилей с техническими неисправностями, с которыми запрещена их эксплуатация на линии, так при проверке технического состояния автобуса HYUNDAI AERO GITI540 государственный регистрационный номер АА729 27 при выпуске на линию установлено, что суммарный люфт в рулевом управлении автобуса превышает 20 градусов (водитель Францев Ю.Е., путевой лист N 632), также отсутствовала согласованная с организациями, в ведении которых находятся железнодорожные переезды, схема опасных участков маршрута N 705 "Хабаровск-Вострецово".

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, выявленные в ходе проверки в период с 16 по 30 марта 2009 года нарушения, действительно являются нарушениями лицензионных требований, но не являются грубыми.

При вынесении судом определения о наличии в действиях ООО "Васильев" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ, а именно, невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, данные обстоятельства не были учтены

Как следует из протокола об административном правонарушении от 30.03.2009 серии 27 N 002165, акта проверки от 30.03.2009 N 122 выявленные в ходе проверки общества правонарушения административному органу следовало квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу о том, что действия ООО "Васильев" образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, так как, общество имело возможность не нарушать требования лицензионного законодательства, однако не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства

С учетом изложенного, определение суда первой инстанции о прекращении производства подлежит отмене.

Вместе с тем, исходя из положения статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.

Несмотря на наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ апелляционный суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, истек, так как правонарушение было выявлено 30.03.2009.

Из разъяснений, изложенных в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Доводы Управления о выдаче предписания должностному лицу, а не ООО "Васильев" являются несостоятельными, так как исходя из сведений, содержащихся в предписании от 11.03.2009 N 49 и в приказе от 16.03.2009 N 07-143, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что предписание выдано ООО "Васильев" в лице его законного представителя директора Васильева Ю.П.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требования управления о привлечении ООО "Васильев" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ следует отказать.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ

определение от 25.05.2009 по делу N А73-3923/2009 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.

В удовлетворении требования Дальневосточному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта в РФ о привлечении ООО "Васильев" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.

 

Председательствующий

С.А.Логвиненко

 

Судьи

В.Ф.Карасев
Н.В.Меркулова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А73-3923/2009


Истец: Дальневосточное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации

Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Васильев ", общество с ограниченной ответственностью "Васильев"


Хронология рассмотрения дела:


17.07.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2680/2009