Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2009 г. N 08АП-3561/2009 (ключевые темы: административная ответственность - средства массовой информации - лицензирование - услуги связи - оказание услуг)

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда
от 20 августа 2009 г. N 08АП-3561/2009

 

город Омск

20 августа 2009 г.

Дело N А75-3860/2009

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2009 года

 

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3561/2009) Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало - Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 05.05.2009 по делу N А75-3860/2009 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало - Ненецкому автономному округу к открытому акционерному обществу "Славнефть-Мегионнефтегаз" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало - Ненецкому автономному округу - не явился, извещено;

от открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" - не явился, извещено;

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Россвязькомнадзора по ХМАО-Югре и ЯНАО, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "Славнефть - Мегионнефтегаз" (далее - ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", общество), предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за правонарушение в области средств массовой информации, выразившееся в нарушении условий осуществления деятельности по лицензии N 11954 от 21.05.2007 на осуществление телевизионного вещания.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.05.2009 по делу N А75-3860/2009 в привлечении общества к административной ответственности отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку лицензиатом (обществом) соблюдены условия лицензии.

Помимо этого, суд первой инстанции установил, что в протоколе об административном правонарушении в отношении ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенных правонарушений и объективной стороны административных правонарушений, а также, что на момент рассмотрения дела срок для привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ истек.

Управлением Россвязькомнадзора по ХМАО-Югре и ЯНАО на решение суда первой инстанции подана апелляционная жалоба, к которой указано на ошибочность выводов суда первой инстанции, положенных в основу судебного акта.

По мнению подателя жалобы, общество нарушило условия лицензии на осуществление телевизионного вещания и распространения продукции средств массовой информации, а именно, наименование распространяемого СМИ не соответствует указанным в лицензии на осуществление телевизионного вещания, что является нарушением условий осуществления деятельности по лицензии.

Податель жалобы отмечает ошибочность выводов суда первой инстанции об отсутствии в протоколе об административном правонарушении сведений о событии и объективной стороне вменяемого правонарушения, считает, что в протоколе четко указано, какое противоправное, виновное действие совершило общество (осуществление вещания СМИ без законных оснований).

Также, по мнению административного органа, срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не был пропущен, так как его необходимо исчислять с момента обнаружения правонарушения, которым является 05.03.2009, а не с момента поступления информации от третьего лица, поскольку поступившая информация подлежит проверке.

ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором высказало позицию о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, отсутствии оснований для его отмены. Указывает на соблюдение лицензионных условий, отсутствие состава административного правонарушения и истечение срока привлечения к ответственности.

По правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке апелляционного производства в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших ходатайств о его отложении.

Исследовав материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Общество осуществляет деятельность по трансляции телевизионных программ по эфирному телевидению на территории вещания: г.Мегион Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на основании лицензии серии ТВ N 11954 от 21.05.2007 по каналам: "Мега - Вести", "Телеканал "Югра". Из пункта 1 Условий (приложения N 1) осуществления деятельности в соответствии с указанной лицензией следует, что вещание осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации в соответствии с заявленной программной концепцией и условиями осуществления вещания.

Обо всех изменениях сведений, содержащихся в данной лицензии, а также в заявлении на получение лицензии, ее держатель сообщает в лицензирующий орган в течение одного месяца, (п.6 Условий, приложение N 1 к лицензии).

25.02.2009 в Управление Россвязькомнадзора по ХМАО-Югре и ЯНАО поступило письмо общества с ограниченной ответственностью "Телематика", в котором была указана просьба на проверку законности вещания и возможности заключения договора ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" на вещание программ телеканала "ТНТ" в сети кабельного телевидения г. Мегион. К письму была приложена суточная запись программ телеканала "ТНТ", которые распространялись в эфире 2ТВК в г. Мегион предприятием ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз".

На основании данной информации временно исполняющим руководителя Управления Россвязькомнадзора по ХМАО-Югре и ЯНАО издан приказ от 26.02.2009 N 01-04/24 о проведении государственного контроля и надзора в отношении ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз".

В ходе проверки ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" было установлено несоблюдение условий лицензии N 11954 от 21.05.2007 на осуществление телевизионного вещания при распространении продукции средств массовой информации, а именно, наименование распространяемого СМИ ("ТНТ") не соответствует указанным в лицензии на осуществление телевизионного вещания N 11954 от 21.05.2007 ("Мега-Вести", "Телеканал "Югра"), что является нарушением пункта 2 условий осуществления деятельности по лицензии N 11954 на осуществление телевизионного вещания.

Указанные обстоятельства отражены в пункте 10 протокола изменений технических параметров излучения радиоэлектронных средств N В-021 от 05.03.2009, а также в пункте 11.5.2. Акта проверки соблюдения условий лицензии на осуществление телевизионного вещания и правил распространения телепрограмм ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз".

По факту осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) Управлением Россвязькомнадзора по ХМАО-Югре и ЯНАО в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении в области связи от 13.03.2009 N 24/03/09.

На основании указанного протокола и статьи 23.1 КоАП РФ 14.04.2009 Управление Россвязькомнадзора по ХМАО-Югре и ЯНАО обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Отказ суда первой инстанции в привлечении ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" к административной ответственности, явился основанием для апелляционного обжалования судебного акта от 05.05.2009.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо подлежит административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 утвержден Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и Перечни лицензионных условий. В названный Перечень включена деятельность по оказанию услуг связи для целей эфирного вещания (пункт 18).

Статьей 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" установлено, что лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.

На основании пункта 15 Положения о лицензировании телевизионного вещания, радиовещания в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1359, лицензиат несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за осуществление деятельности в строгом соответствии с лицензией.

Из материалов дела следует, что общество имеет лицензию на осуществление телевизионного вещания серии ТВ N 11954 от 21.05.2007. Указанной лицензией обществу предоставлено право распространять средства массовой информации "Мега-Вести" и "Телеканал "Югра". Приложением N 1 к лицензии, являющимся ее неотъемлемой частью, в пункте 6 закреплено условие, что обо всех изменениях сведений, содержащихся в лицензии, ее держатель сообщает в лицензирующий орган в течение одного месяца.

В ходе проверки установлено, что в нарушение условий лицензии общество вместо вещания СМИ "Мега-Вести" и "Телеканал "Югра" осуществляет ретрансляцию телеканала "ТНТ".

Также из материалов дела следует, это установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что с 01.01.2009 обществом программы собственного производства СМИ "Мега-Вести" и "Телеканал "Югра" не вещаются. В место этого с 01.02.2009 на основании лицензионного договора с ОАО "ТНТ-Телесеть" обществом ретранслируются телепередачи канала "ТНТ".

Из указанных обстоятельств следует, что ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" с 01.02.2009 осуществляет вещание и распространяет СМИ не в соответствии с условиями выданной лицензии, в связи с чем обществу в течение одного месяца следовало сообщить об указанных обстоятельствах в лицензирующий орган.

Данная обязанность своевременно не была исполнена.

Письмом от 05.03.2009 (с пометкой о предоставлении информации) ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" сообщило административному органу, что им осуществляется ретрансляция телеканала "ТНТ".

18.03.2009 в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций общество направило пакет документов для переоформления лицензии по причине смены сетевого партнера вместо СМИ "Телеканал Югра" вещание СМИ "ТНТ".

Таким образом, обществом нарушены условия лицензии, выразившиеся в трансляции средств массовой информации не предусмотренных выданной лицензией и в несвоевременном сообщении об этом (об изменении сведений содержащихся в лицензии).

На этом основании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Событие правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административных правонарушениях, протоколом изменений технических параметров излучения радиоэлектронных средств (пункт 10) и актом проверки от 13.03.2009.

Поскольку общество не предоставило сведений и доказательств, указывающих на принятие им всех зависящих мер, направленных на соблюдение лицензионных условий, следует признать, что в указанных выше действиях общества имеется вина, а, соответственно, и состав вменяемого правонарушения.

В связи с этим суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях общества не имеется состава правонарушения и, что в протоколе от 13.03.2009 не содержится сведений, описывающих объективную сторону правонарушения.

Кроме того, судом первой инстанции необоснованно не принят в качестве доказательств протокол измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств N В-021 от 05.03.2009 в качестве доказательства по делу. Суд указал, что данный протокол и приложенная к нему спектрограмма свидетельствует о работе передатчика, а также указывает на использование пользователем радиочастотным спектром порядка, требований и условий, относящихся к использованию РЭС и (или) ВЧУ, но не указывает на трансляцию телеканала, не предусмотренного лицензией.

Между тем, судом не учтен пункт 10 указанного протокола, который прямо указывает на распространение телепередачи "ТНТ", не предусмотренной в приложении N 2 к лицензии N 11954.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Также суд апелляционной инстанции полагает ошибочным вывод суда о пропуске срока привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела (05.05.2009). Суд посчитал, что двухмесячный срок, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, следует исчислять с момента получения административным органом информации от третьего лица - 25.02.2009 (ООО "Телематика" направило письмо с просьбой проверки ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз").

В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Судом первой инстанции не учтено, что срок привлечения к ответственности в данном случае подлежит исчислению не с момента поступления сведений от третьего лица с просьбой провести проверку, а с момента обнаружения должностным лицом административного органа факта совершения правонарушения. Сама по себе информация третьего лица не свидетельствует о наличии правонарушения. Данная информация подлежит проверке, что соответствует пункту 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи".

Из материалов дела следует, что моментом выявления правонарушения является 05.03.2009 - момент проведения изменений технических параметров излучения радиоэлектронных средств, оформленное протоколом N В-021 от 05.03.2009, и получение административным органом 05.03.2009 письма общества, в котором оно самостоятельно указывает на ретрансляцию телеканала "ТНТ", не предусмотренного условиями предоставленной лицензии.

Таким образом, двухмесячный срок привлечения общества к ответственности подлежит исчислению с 05.03.2009, а не с 25.02.2009 как это посчитал суд первой инстанции, и на день рассмотрения судом первой инстанции настоящего арбитражного дела - 05.05.2009, этот срок не был пропущен, в связи с чем ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" подлежало привлечению к административной ответственности.

Между тем, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, поскольку на момент рассмотрения судом апелляционной инстанции настоящего дела, срок привлечения к административной ответственности является пропущенным и по правилам статьи 4.5 КоАП РФ не подлежит восстановлению ни при каких обстоятельствах. В пункте 18 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 указано, что сроки, установленные частями 1 и 3 ст. 4.5 КоАП не подлежат восстановлению и суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По указанным основаниям апелляционная жалоба Управления Россвязькомнадзора по ХМАО-Югре и ЯНАО оставлена без удовлетворения.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по заявлениям административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.05.2009 по делу N А75-3860/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

 

Председательствующий

О.А. Сидоренко

 

Судьи

Л.А. Золотова
Н.А. Шиндлер

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А75-3860/2009


Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Ханты-Мансийскому автономному округу и Ямало-Ненецкому автономному округу

Ответчик: Открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз"


Хронология рассмотрения дела:


20.08.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3561/2009