Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2009 г. N 11АП-4944/2009 (ключевые темы: административная ответственность - индивидуальный предприниматель - лицензирование - перевозка пассажиров - путевой лист)

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
от 8 сентября 2009 г. N 11АП-4944/2009

 

08 сентября 2009 г.

Дело N А65-10378/2009

 

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2009 года.

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:

индивидуальный предприниматель Титов Игорь Васильевич - не явился, извещен,

от Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 сентября 2009 года апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Титова Игоря Васильевича

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 мая 2009 года по делу N А65-10378/2009, судья Галиуллин Э.Р., принятое по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Казань, к индивидуальному предпринимателю Титову И.В., Республика Татарстан, г.Чистополь,

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН по Республике Татарстан, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Титова Игоря Васильевича (далее -предприниматель) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением суда от 22 мая 2009 года заявление УГАДН по Республике Татарстан удовлетворено, индивидуальный предприниматель Титов Игорь Васильевич, 17 июля 1969 года рождения, место рождения - г.Чистополь, проживающий по адресу: Республика Татарстан, г.Чистополь, ул.Лесная, д.73, зарегистрированный за основным государственным регистрационным номером 307167733000019, привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. на том основании, что в действиях предпринимателя имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.

В отзыве на апелляционную жалобу УГАДН по Республике Татарстан просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, 24 апреля 2009 года УГАДН по Республике Татарстан при рассмотрении определения о возбуждении дела об административном правонарушении N 2/45 от 25 марта 2009 года, материалов административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя Титова И.В. выявлено следующее: 25 марта 2009 года 10 час 30 мин, г.Чистополь, ул.Энгельса, д.161, автобус марки ПАЗ-320540 гос. АО 026, маршрут N25 "з/с Луч - ДСУ-ЖБИ-ПМК-з/с Луч", при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, нарушены лицензионные требования и условия п.4 "б", "з", п.11 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года N6 37.

Административным органом установлено, что отсутствует выписка из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионная карточка), - документ с указанием номера и даты выдачи лицензии, срока ее действия, марки, модели и государственного регистрационного знака транспортного средства лицензиата, которая должна находится на автотранспортном средстве при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Путевая документация оформлена с нарушением требований пункта 5, подпункта 4 пункта 6, п.7 раздела II, п.13, п.16 раздела III Приказа Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (в путевых листах от 25 марта 2009 года N 036, N 039: отсутствует почтовый адрес собственника, номер телефона; дата выезда с постоянной стоянки транспортного средства; имя и отчество водителя; показания спидометра не заверены уполномоченным должностным лицом; не указаны имя, отчество медицинского работника.

Установленные административным органом обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований п.14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2006 года N 153; п.2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090; подп.5 п.6, п.7 раздела II, п.13, п.16 раздела III приказа Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".

По данному факту нарушения 2 апреля 2009 года составлен протокол об административном правонарушении N 002200, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Частью 3 ст.14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Статьей 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" закреплено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года N 637 "Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" установлен перечень лицензионных требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом. К ним относятся: выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности (подпункт "б" пункта 4); наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации (подпункт "з" пункта 4).

В силу п.2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации. Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки: в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз.

Согласно пункту 4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09 марта 1995 года N 27, организации и водители-предприниматели обязаны использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца. Приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года N 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Как усматривается из материалов дела, лицо, привлекаемое к ответственности, осуществляло перевозку пассажиров при отсутствии у водителя на маршруте выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки), а также с нарушением требований оформления путевой документации.

Материалами дела подтвержден факт правонарушения, совершенного предпринимателем, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, регламентирующих заполнение путевой документации, и требования о наличии у водителя лицензионной карточки.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.

Вместе с тем судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не учтены обстоятельства дела, свидетельствующие о малозначительности совершенного предпринимателем правонарушения.

В соответствии с п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Таким образом, наличие угрозы (причем существенной) охраняемым общественным отношениям является обязательным условием для привлечения к административной ответственности. В ином случае на основании ст.2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Исходя из разъяснений п.18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Как видно из материалов дела, предпринимателю вменено в вину неполное заполнение путевого листа, а также отсутствие лицензионной карточки. Данные нарушения не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области безопасности дорожного движения, носят устранимый характер. Предпринимателем представлены в материалы дела копии путевых листов, заполненных надлежащим образом. Отсутствие лицензионной карточки предприниматель объяснил неистечением 15-дневного срока на её получение в момент проверки, поскольку договор аренды транспортного средства заключен лишь 23 марта 2009 года (за 2 дня до проверки).

На основании изложенного решение суда от 22 мая 2009 года следует отменить, в удовлетворении заявления административного органа отказать, освободить предпринимателя от административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Исходя из положений ст.ст.204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 мая 2009 года по делу N А65-10378/2009 отменить.

В удовлетворении заявления Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта отказать. Освободить индивидуального предпринимателя Титова Игоря Васильевича от административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Объявить индивидуальному предпринимателю Титову Игорю Васильевичу устное замечание.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

 

Председательствующий

Е.Г.Филиппова

 

Судьи

В.С.Семушкин
А.А.Юдкин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А65-10378/2009


Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Казань

Ответчик: Индивидуальный предприниматель Титов Игорь Васильевич, г.Чистополь


Хронология рассмотрения дела:


27.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-10378/2009


08.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4944/2009