Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2009 г. N 11АП-5190/2009 (ключевые темы: административная ответственность - лицензирование - перевозка пассажиров - автотранспортное средство - индивидуальный предприниматель)

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
от 8 сентября 2009 г. N 11АП-5190/2009

 

08 сентября 2009 г.

Дело N А65-10082/2009

 

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2009 года.

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:

индивидуальный предприниматель Титов Игорь Васильевич - не явился, извещен,

от Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 сентября 2009 года апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Титова Игоря Васильевича

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 мая 2009 года по делу N А65-10082/2009, судья Кириллов А.Е., принятое по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Казань, к индивидуальному предпринимателю Титову Игорю Васильевичу, Республика Татарстан, г. Чистополь,

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН по Республике Татарстан, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Титова Игоря Васильевича (далее - предприниматель) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением суда от 21 мая 2009 года заявление УГАДН по Республике Татарстан удовлетворено, индивидуальный предприниматель Титов Игорь Васильевич, 17 июля 1969 года рождения, уроженец г.Чистополя, проживающий по адресу: Республика Татарстан, г.Чистополь, ул.Лесная, д.73, зарегистрированный за основным государственным регистрационным номером 307167733000019, привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3500 руб. на том основании, что в действиях предпринимателя имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.

В отзыве на апелляционную жалобу УГАДН по Республике Татарстан просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, административный орган вменяет в вину предпринимателю осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Административным органом установлено отсутствие выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионная карточка); оформление путевой документации с нарушением требований п.5, подп.4 п.6, п.7, раздела II, п.13, п.16 раздела III приказа Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (в путевых листах от 25 марта 2009 года N 036, 039 отсутствуют почтовый адрес собственника, номер телефона, дата выезда с постоянной стоянки транспортного средства, имя и отчество водителя; показания спидометра не заверены уполномоченным должностным лицом; не указано время проведения предрейсового медосмотра водителя медицинским работником; не указаны имя, отчество медицинского работника.

Установленные административным органом обстоятельства свидетельствуют о нарушении предпринимателем подпунктов "б", "з" пункта 4, пункта 11 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 года N 637, (далее - Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом) п.2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090.

Частью 3 ст.14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Факт правонарушения и вина предпринимателя в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией N АСС-16-406332, доказаны материалами дела: путевыми листами, протоколами об административных правонарушениях от 23 апреля 2009 года N 002198, от 22 апреля 2009 года N002195. Протоколы составлены в отсутствие предпринимателя, извещенного о времени и месте их составления, о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д.19, 28).

В соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, и в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, изложены в вышеозначенном Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом и определяются в выдаваемой лицензии.

В силу требований Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, лицензиат обязан обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии, и выполнять установленные требования по обеспечению безопасности движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Согласно п.11 того же Положения одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.

В соответствии с п.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утв. приказом Минтранса РФ от 09 марта 1995 года N 27) организации и водители-предприниматели обязаны использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.

Приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года N 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

В качестве лицензионных требований и условий Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом предусматривает выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности (подпункт "б" пункта 4); наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации (подпункт "з" пункта 4).

В силу п.2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации. Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки: в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз.

Как усматривается из материалов дела, лицо, привлекаемое к ответственности, осуществляло перевозку пассажиров при отсутствии у водителя на маршруте выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки), а также с нарушением требований оформления путевой документации.

Материалами дела подтвержден факт правонарушения, совершенного предпринимателем, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, регламентирующих заполнение путевой документации, и требования о наличии у водителя лицензионной карточки.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.

Вместе с тем судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не учтены обстоятельства дела, свидетельствующие о малозначительности совершенного предпринимателем правонарушения.

В соответствии с п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Таким образом, наличие угрозы (причем существенной) охраняемым общественным отношениям является обязательным условием для привлечения к административной ответственности. В ином случае на основании ст.2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Исходя из разъяснений п.18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Как видно из материалов дела, предпринимателю вменено в вину неполное заполнение путевого листа, а также отсутствие лицензионной карточки. Данные нарушения не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области безопасности дорожного движения, носят устранимый характер. Предпринимателем представлены в материалы дела копии путевых листов, заполненных надлежащим образом. Отсутствие лицензионной карточки предприниматель объяснил неистечением 15-дневного срока на её получение в момент проверки, поскольку договор аренды транспортного средства заключен лишь 17 марта 2009 года (дата проверки - 25 марта).

На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 21 мая 2009 года следует отменить, в удовлетворении заявления административного органа отказать, освободить предпринимателя от административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Исходя из положений ст.204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 мая 2009 года по делу N А65-10082/2009 отменить.

В удовлетворении заявления Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта отказать. Освободить индивидуального предпринимателя Титова Игоря Васильевича от административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Объявить индивидуальному предпринимателю Титову Игорю Васильевичу устное замечание.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

 

Председательствующий

Е.Г.Филиппова

 

Судьи

В.С.Семушкин
А.А.Юдкин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А65-10082/2009


Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Казань

Ответчик: Индивидуальный предприниматель Титов Игорь Васильевич, г.Чистополь


Хронология рассмотрения дела:


29.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-10082/2009


08.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5190/2009