Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2008 г. N 12АП-5437/2008 (ключевые темы: размещение отходов - опасные отходы - отходы производства и потребления - лицензирование - образовательное учреждение)

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
от 12 сентября 2008 г. N 12АП-5437/2008

 

г. Саратов

 

12 сентября 2008 г.

Дело N А12-6412/08-с10

 

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2008 года.

 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Луговского Н.В.,

судей Дубровиной О.А., Цуцковой М.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дозоровой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

от прокуратуры - Берестовский Д.О. по доверенности N 38-5-2007 от 15.01.2007г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград,

на решение арбитражного суда Волгоградской области от "15" июля 2008 года по делу N А12-6412/08-с10, принятое судьей Тельдековым А.В.,

по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г. Тверь, в интересах Государственного образовательного учреждения "Профессиональное училище N 21"

заинтересованные лица:

Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград,

Государственное образовательное учреждение "Профессиональное училище N 21", г. Волгоград,

Комитет государственного контроля в сфере природопользования администрации Волгоградской области, г. Волгоград,

о признании незаконными действий государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 15.07.2008г. признаны незаконными действия Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, Управление), выразившиеся в требовании предоставить в качестве документа, необходимого для рассмотрения вопроса об установлении Государственным образовательным учреждением "Профессиональное училище N 21" (далее - ГОУ "Профессиональное училище N 21) лимитов на размещение отходов, копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Управление, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Прокуратура считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, проверкой исполнения законодательства об отходах производства и потребления, проведенной Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, выявлено нарушение федерального законодательства в деятельности Ростехнадзора, которое выразилось в следующем.

ГОУ "Профессиональное училище N 21" обратилось в Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора с заявлением об установлении лимитов на размещение отходов. Письмом от 28.11.2007г. N 03/4393 Управление отказало заявителю в установлении лимитов. В качестве основания для отказа было указано на отсутствие у ГОУ "Профессиональное училище N 21" лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и транспортировке опасных отходов.

Считая действия Управления незаконными, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что деятельность ГОУ "Профессиональное училище N 21" не связана с деятельностью по обращению с отходами, подлежащих лицензированию, в связи с чем действия Управления возлагают на ГОУ "Профессиональное училище N 21" дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда законными и обоснованными.

Статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления" определяет обращение с отходами как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимается остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Таким образом, названный Закон разграничивает понятия при обращении с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

Статьями 11, 18 и 19 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления" установлены обязательные требования для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 461 от 16.06.2000 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", Приказом МПР России N 115 от 11.03.2002 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны самостоятельно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представлять их на утверждение в территориальные органы.

Согласно ст. 24 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. При этом действующее законодательство не ограничивает обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение только производственной деятельностью.

Таким образом, обязанность разрабатывать нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение законодателем возлагается на все субъекты, в процессе деятельности которых образуются любые виды отходов, с целью прогнозировать их объемы и с учетом этого обеспечить их переработку и захоронение.

Как следует из письма Управления от 28.11.2007г. N 03/4393 основанием к отказу в утверждении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещения для ГОУ "Профессиональное училище N 21" послужил вывод Управления о необходимости наличия у образовательного учреждения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов в силу п.7 Постановления Правительства РФ N 461 от 16.06.2000 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Указанный вывод Управления обоснованно признан судом первой инстанции основанным на неправильном применении норм материального права, потому - ошибочным

В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ N 461 от 16.06.2000 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" в перечень документов, представляемых природопользователем для утверждения лимитов на размещение отходов, входит копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируемым видом деятельности является такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом. Лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Судом установлено, что согласно Устава основными задачами ГОУ "Профессиональное училище N 21" являются: создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкурентной профессии, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ, формирование общей культуры личности обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ГОУ "Профессиональное училище N 21" в процессе деятельности, осуществляемой образовательным учреждением, образуются отходы.

По мере их накапливания вывоз этих отходов осуществляется специализированной организацией ЗАО "ЭкоГрад", с которой заключен договор ВРКП N 2116/08 от 01.01.2008г. на оказание услуг по вывозу и размещению отходов. Данная организация занимается деятельностью по транспортированию отходов и имеет соответствующую лицензию.

Поскольку образовательным учреждением деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов не является основной, данный вид деятельности лицензированию не подлежит.

Таким образом, установив, что при осуществлении деятельности ГОУ "Профессиональное училище N 21" не осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами, на осуществление которой требуется лицензия согласно законодательству Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия Управления, выразившиеся в требовании предоставить в качестве документа, необходимого для рассмотрения вопроса об установлении ГОУ "Профессиональное училище N 21" лимитов на размещение отходов, копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. Оспариваемые действия не соответствуют ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", п. 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.

Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от "15" июля 2008 года по делу N А12-6412/08-с10 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.

 

Председательствующий

Н.В. Луговской

 

Судьи

О.А. Дубровина
М.Г. Цуцкова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А12-6412/08


Истец: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура

Ответчик: Нижне-Волжское межрегиональное Управление по технологическому и экологическому надзору по Волгоградской области

Третье лицо: Комитет государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области, ГОУ "Профессиональное училище N 21"


Хронология рассмотрения дела:


12.09.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5437/2008