Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2011 г. N 11АП-2854/11 (ключевые темы: лекарственные средства - животные - административные правонарушения - административная ответственность - фармацевтическая деятельность)

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2011 г. N 11АП-2854/11

 

13 апреля 2011 г.

Дело N А55-25578/2010

 

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2011 года.

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,

судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,

с участием:

от заявителя - Амбарцумян А.Г., удостоверение;

от индивидуального предпринимателя Кочеткова Николая Павловича - Кочетков Н.П., паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе

прокурора Автозаводского района г. Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2011 г.

по делу N А55-25578/2010 (судья Мешкова О.В.),

по заявлению прокурора Автозаводского района г. Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,

к индивидуальному предпринимателю Кочеткову Николаю Павловичу (ИНН 632301763870, ОГРН 304632001600011), г. Тольятти, Самарская обл.,

о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти (далее - заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кочеткова Николая Павловича (далее - Предприниматель) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что представленные прокуратурой доказательства не могут служить доказательством того обстоятельства, что предпринимателем Кочетковым Н.П. осуществлена продажа лекарственных средств, предназначенных для животных, а соответственно и не доказан факт осуществления ИП Кочетковым Н.П. фармацевтической деятельности без лицензии и необходимость получения лицензии на указанный вид деятельности.

Не согласившись с выводами суда, Прокурор подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что согласно свидетельству о государственной регистрации лекарственного средства для животных "Антипар" в виде раствора для наружного применения зарегистрирован за регистрационным N ПВР-2-1.2/00897.

Именно данный регистрационный номер и указан на картонной упаковке лекарственного препарата "Антипар" в виде раствора для наружного применения.

Из ответа генерального директора ООО "НВЦ Агроветзащита" на запрос прокуратуры Автозаводского района г. Тольятти следует, что препарат "Антипар" ООО "НВЦ Агроветзащита" в форме таблеток не выпускается.

Таким образом, поскольку лекарственный препарат "Антипар" в виде раствора для наружного применения зарегистрирован уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно Россельхознадзором, ему присвоен регистрационный номер, следовательно, данный препарат введен в гражданский оборот на территории Российской Федерации и для его реализации требуется лицензия на реализацию лекарственных препаратов для животных.

Согласно положениям ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей может быть вынесено в течение одного года со дня совершения административного правонарушения.

В судебном заседании Прокурор доводы апелляционной жалобы поддержал.

Предприниматель считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 17 ноября 2010 г. сотрудниками ОБЭП УВД по Автозаводскому району г. Тольятти в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий осуществлена контрольная закупка лекарственного средства, предназначенного для животных, у индивидуального предпринимателя Кочеткова Н.П. в торговой точке, расположенной по адресу: г. Тольятти, ул. Офицерская, д. 35.

В ходе проведенной проверки установлено, что в указанной торговой точке индивидуальный предприниматель Кочетков Н.П. осуществляет розничную продажу лекарственных препаратов ветеринарного назначения, при проверке выявлен факт розничной продажи комплексного лекарственного препарата для декоративных рыб "Антипар", без соответствующей лицензии на право распространения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, что подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 17 ноября 2010 г. (л.д. 11-13).

По факту реализации Предпринимателем ветеринарных препаратов без соответствующей лицензии следователем о/у ОБЭП АРУВД г. Тольятти 19 ноября 2010 г. было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении индивидуального предпринимателя Кочеткова Н.П. в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Одновременно материалы проверки вместе с постановлением были направлены прокурору Автозаводского района г. Тольятти.

На основании поступивших материалов и с учетом отобранных у индивидуального предпринимателя Кочеткова Н.П. объяснений прокурором Автозаводского района г. Тольятти 22 ноября 2010 г. вынесено постановление о возбуждении в отношении Предпринимателя дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 6-8).

Прокурор в порядке ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из следующего.

В ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) дано понятие фармацевтической деятельности, а также лекарственных средств:

- фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов;

- лекарственные средства - это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Согласно подпункту 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2006 г. N 416.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), является административным правонарушением и влечет ответственность, установленную ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Исходя из положений ст. 13 Закона N 61-ФЗ, лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственной регистрации подлежат:

1) оригинальные лекарственные препараты;

2) воспроизведенные лекарственные препараты;

3) новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов;

4) лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, в новой дозировке.

Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. N 301, ветеринарные препараты отнесены к коду 93 0000 4 "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, содержащие раздел VIII - Особенности продажи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Пунктом 70 раздела VIII данных Правил установлено, что продажа лекарственных препаратов (дозированных лекарственных средств, готовых к применению и предназначенных для профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека и животных) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах" и с учетом особенностей, определенных настоящими Правилами.

Из анализа указанных положений в их совокупности судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что деятельность по реализации лекарственных средств, предназначенных для лечения животных, подлежит лицензированию как фармацевтическая деятельность.

Кроме того, приказом Минсельхоза РФ от 01 апреля 2005 г. N 48 (с изменениями от 27 декабря 2005 г. и 08 августа 2006 г.) утверждены Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, в соответствии с которыми зарегистрированное Россельхознадзором лекарственное средство или добавка вносится в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок.

Пунктом 17 названных Правил определено, что информация, содержащаяся в государственном реестре лекарственных средств для животных и кормовых добавок, является открытой для всеобщего ознакомления на сайте Минсельхоза России в сети Интернет, а также подлежит опубликованию Минсельхозом России.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.

Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ. Указанная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 16234/06.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В материалах дела имеется постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 ноября 2010 г. (л.д. 6-9), протокол осмотра места происшествия от 17 ноября 2010 г. (л.д. 11-13), товарный чек от 17 ноября 2010 г. (л.д. 16), объяснения предпринимателя (л.д. 17-19), не признавшего факт совершения правонарушения.

Судом первой инстанции сделан вывод о том, что наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, указанные документы не подтверждают, исходя при этом из следующего.

В соответствии с п. 33 ст. 4 Закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Как было указано выше, лекарственные средства - это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01 апреля 2005 г. N 48 утверждены Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок (далее - Правила), которые устанавливают единую процедуру государственной регистрации отечественных и зарубежных лекарственных средств для животных. Информация о зарегистрированном лекарственном средстве для животных подлежит внесению в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок (п. 13 данных Правил).

Государственную регистрацию лекарственных средств и добавок проводит Россельхознадзор на основании заключения федерального государственного учреждения "Всероссийский государственный Центр контроля качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" в течение шести месяцев со дня подачи регистрационных документов и данных, предусмотренных указанными Правилами.

Правилами государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок установлено, что Россельхознадзор в течение 10 дней после государственной регистрации лекарственного средства или добавки направляет в Минсельхоз России для внесения в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок сведения.

Минсельхоз России вносит в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок поступившие сведения не позднее чем через 5 дней с момента их получения.

В соответствии с Правилами государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок зарегистрированное Россельхознадзором лекарственное средство или добавка вносится в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок.

С учетом приведенных норм действующего законодательства судом первой инстанции правомерно отклонен довод Предпринимателя о том, что в реестре, опубликованном на сайте Минсельхоза, отражаются не зарегистрированные лекарственные средства, а заявки на регистрации таких препаратов.

Вместе с тем на сайте Россельхознадзора в разделе Регистрация и лицензирование помимо списка зарегистрированных лекарственных средств для животных и кормовых добавок публикуются и сведения в виде отдельного реестра о регистрируемых лекарственных средствах и кормовых добавок (то есть еще не зарегистрированных, находящихся в процессе регистрации, при этом отображается информация о стадии (этапе прохождения заявки на регистрацию в виде зеленых прямоугольников).

Из материалов дела, в том числе из наставления по применению препарата и объяснений сторон, следует, что в вину Предпринимателю вменяется реализация препарата "Антипар" в виде раствора, на картонной упаковке которого имеется ссылка на регистрационный номер ПВР 2-1.2/00897 от 26 января 2006 г.) и указано на то, что это препарат, предназначенный для лечения пресноводных и морских рыб, содержит антибактериальный, противогрибковый, антипаразитарный компоненты.

В заседании арбитражного апелляционного суда лицами, участвующими в деле, также не оспаривалась реализация препарата "Антипар" в виде раствора.

Из положений ст. 13 Закона N 61-ФЗ следует, что лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 4 Закона N 61-ФЗ регистрационный номер - кодовое обозначение, присвоенное лекарственному препарату при его государственной регистрации.

При этом в силу ст. 13 Закона N 61-ФЗ государственной регистрации подлежат как оригинальные лекарственные препараты, так и воспроизведенные лекарственные препараты, новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов, а также лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, в новой дозировке.

Под лекарственной формой законом понимается состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта.

Регистрации тех или иных препаратов в виде лекарственных средств той или иной лекарственной формы предшествуют различные экспертные исследования.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с выпиской из указанного государственного реестра, опубликованного на сайте www.fsvps.ru в разделе регистрация и лицензирование, лекарственным средством для животных является препарат "Антипар" в форме таблеток, в связи с чем признан несостоятельным довод заявителя о том, что изъятый у Предпринимателя препарат для декоративных рыб "Антипар" является лекарственным средством, поскольку на его упаковке указан регистрационный номер ПВР-2-1.2/00897, принадлежащий находящемуся в государственном реестре лекарственных средств препарату "Антипар" в таблетках.

Как указывает суд первой инстанции, в вышеуказанном государственном реестре зарегистрированных лекарственных средств в качестве лекарственного средства для животных содержится препарат "Антипар" в форме таблеток, именно лекарственному препарату "Антипар" в форме таблеток присвоен регистрационный номер ПВР 2-1.2/00897 от 26 января 2006 г.

Оценив представленные материалы дела, суд первой инстанции указал, что у предпринимателя Кочеткова Н.П. был изъят препарат "Антипар" в форме водного раствора, а указанная форма препарата в государственном реестре лекарственных средств для животных не значится.

Между тем в арбитражный апелляционный суд Прокурором представлено свидетельство о государственной регистрации лекарственного средства для животных от 26 января 2006 г., учетная серия 77/322-3.5-0324, регистрационный N ПВР-2-1.2/00897, сроком действия до 26 января 2011 г., выданное Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Названное свидетельство выдано ООО "Научно-внедренческий центр Агроветзащита", г. Москва (организация-производитель ООО "Научно-внедренческий центр Агроветзащита", Московская обл., г. Сергиев Посад) о том, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О лекарственных средствах" лекарственное средство Антипар в виде раствора для наружного применения применяется для лечения и профилактики инфекционных и инвазионных болезней декоративных рыб.

Кроме того, в соответствии с выпиской из государственного реестра зарегистрированных лекарственных средств, опубликованного на сайте www.fsvps.ru, в разделе регистрация и лицензирование в качестве лекарственного средства для животных с присвоением регистрационного номера ПВР 2-1.2/00897 от 26 января 2006 г. зарегистрирован препарат "Антипар" в форме раствора.

Таким образом, препарат "Антипар" в форме раствора является лекарственным средством.

Из материалов дела следует, что у Предпринимателя отсутствует соответствующая лицензия, что самим Предпринимателем не оспаривается.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), имело место и материалами дела доказан факт его совершения предпринимателем Кочетковым Н.П., а также вина Предпринимателя.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Исходя из положений, закрепленных в ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательств привлечения ранее Предпринимателя к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения в материалы дела не представлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, арбитражным апелляционным судом не установлено, в связи с чем наказание определяется в пределах минимальной санкции ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

Вменяемое Предпринимателю правонарушение, исходя из его существа, из цели законодательства о защите прав потребителей и его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, непосредственно посягает на права потребителей.

При указанных обстоятельствах срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в настоящем случае составляет один год со дня обнаружения административного правонарушения.

С учетом изложенного срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В ст. 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы, в том числе, и необходимостью обеспечить соблюдение гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности, в том числе об участии физического лица или законного представителя юридического лица, в составлении протокола.

В силу ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 настоящего Кодекса.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.

Из указанного следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола. Однако соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ достигается не только в случае присутствия физического лица или законного представителя юридического лица, но и при его отсутствии при условии его извещения о времени и месте составления протокола. В случае извещения протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствуют о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.

Согласно п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Административным органом названные нормы не были нарушены.

Арбитражным апелляционным судом отклоняется довод Предпринимателя о нарушении прокуратурой норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку положения данного акта в силу ч. 2 ст. 1 указанного Закона не распространяются на проведение проверок в рамках прокурорского реагирования, так как они осуществляются в порядке ст.ст. 6, 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание возражения Предпринимателя о том, что изъятие препарата "Антипар" было произведено с нарушением установленного порядка, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 27.10 КоАП РФ об изъятии вещей и документов может составляться как отдельный протокол, так и может производиться соответствующая запись в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

С учетом изложенных обстоятельств, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования - удовлетворить, привлечь индивидуального предпринимателя Кочеткова Николая Павловича к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей без конфискации.

В соответствии с ч. 3 ст. 29.10. КоАП РФ судом должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах, при этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.

Из протокола осмотра места происшествия следует, что 17 ноября 2010 г. у предпринимателя Кочеткова Н.П. в магазине "Биолог" по адресу: г. Тольятти, ул. Офицерская, 35, был изъят препарат "Антипар", находящийся на хранении в комнате вещественных доказательств УВД Автозаводского района по г.о. Тольятти, который подлежит возвращению Предпринимателю.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2011 г. по делу N А55-25578/2010 отменить.

Заявленные прокурором Автозаводского района г. Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл., требования удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Кочеткова Николая Павловича, ИНН 632301763870, зарегистрированного в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, проживающего по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, ул. Жилина, д. 44, кв. 81, к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей без конфискации.

Информация о получателе штрафа, необходимая для перечисления суммы административного штрафа в соответствии с ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ:

Получатель: УФК по Самарской области (Прокуратура Самарской области)

ИНН: 6317010714

КПП: 631701001

р/с 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области

БИК: 043601001

КБК: 41511690040040000140

ОКАТО: 36401000000

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Т.С. Засыпкина

 

Судьи

П.В. Бажан
Н.Ю. Марчик

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.