г. Санкт-Петербург
09 июня 2008 г. |
Дело N А21-1271/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей И.Б. Лопато, Т.И. Петренко
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4887/2008) ООО "Калининградские морепродукты" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.04.2008 по делу N А21-1271/2008 (судья С.В. Генина), принятое
по иску (заявлению) Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
к ООО "Калининградские морепродукты"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении ООО "Калининградские морепродукты", Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, д.9, кв.47 (далее - общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и применении к юридическому лицу административного штрафа в размере от 40000 до 50000 рублей с конфискацией или без таковой изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
Решением от 09.04.2008 заявленное требование удовлетворено, суд привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначил наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей, без конфискации предмета административного правонарушения.
Обществом подана апелляционная жалоба, в которой оно просит решение суда отменить, в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
В судебное заседание представители Управления и общества не явились, о месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с 14.02.2008 по 14.03.2008 Управлением на основании Распоряжения врио руководителя Управления Н.В. Михайловского от 12.02.2008 N 11/02-08 и письма ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Калининградской области" от 11.02.2008 N 1-02/47 проведена внеплановая проверка выполнения обществом природоохранного законодательства.
По результатам проверки, оформленным актом от 17.03.2008 N 11, установлен, в том числе факт осуществления обществом деятельности по обращению с отходами, а именно, транспортирования отходов без лицензии на осуществление данной деятельности (л.д.11-31).
20.03.2008 в присутствии представителя общества Управлением составлен протокол N 28/ЭК-08 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.32-35) .
Данный протокол и материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ переданы в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование на основании вывода о том, что общество обязано лицензировать деятельность, осуществляемую им на основании договоров с ОГУП "ЕСОО" на размещение отходов и переработку отходов на территории межрайонного полигона пос. Круглово.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании следующего.
Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством.
Из содержания статьи 1 Закона N 89-ФЗ следует, что к опасным относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
При этом под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов.
Из материалов дела следует, что согласно Уставу общество осуществляет производственную, научно-техническую и хозяйственную деятельность, выполняет работы и осуществляет услуги, предусмотренные предметом и основными задачами, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его участниками максимальной прибыли_ путем осуществления различных видов производственной, научно-технической и коммерческой деятельности, не противоречащих действующему законодательству РФ (л.д.48).
Согласно пункту 3.2 Устава основными видами деятельности общества являются: добыча рыбы, переработка и реализация рыбопродукции, заморозка, разделка рыбы, производство и переработка сельскохозяйственной продукции,
заготовительные работы, выращивание сельскохозяйственных культур, разведение крупного рогатого скота и сельскохозяйственной птицы и т.д. (л.д.49).
Из акта проверки от 17.03.2007 N 11 и представленной в материалы дела таблицы 1 "Сведения об опасных отходах, деятельность по обращению с которыми осуществляется на предприятии" (л.д.36-38), усматривается, что в процессе деятельности общества образуются различные виды отходов (1 - 5 классов опасности).
В соответствии с договорами от 19.02.2008 N 65 на переработку отходов на территории межрайонного полигона пос. Круглово и от 19.02.2008 N 66 на размещение отходов на территории межрайонного полигона пос. Круглово, заключенных обществом с ОГУП "ЕСОО", общество поставляет отходы на полигон собственным автомобильным транспортом (пункты 3.1 договоров) (л.д.39-43).
По мнению Управления, осуществление обществом деятельности по транспортировке отходов, предусмотренной указанными договорами, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с требованиями статьи 9 Закона N 89-ФЗ и подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ. В связи с отсутствием у общества лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, Управление сделало вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, лицензированию подлежит не всякая деятельность по обращению с отходами, а только предпринимательская деятельность, приносящая предприятию систематический доход. В случае если отходы образуются от осуществления основного вида хозяйственной деятельности, организация
осуществляет их временное хранение, а затем их вывозит, указанная лицензия не требуется.
При заключении договоров от 19.02.2008 N 65 на переработку отходов на территории межрайонного полигона пос. Круглово и от 19.02.2008 N 66 на размещение отходов на территории межрайонного полигона пос. Круглово, заключенных обществом с ОГУП "ЕСОО", общество действовало в целях удаления со своей территории отходов, образующихся как результат его хозяйственной деятельности. Какую-либо предпринимательскую деятельность по обращению с отходами, в частности по транспортировке отходов, общество не осуществляет, не получает прибыли от такой деятельности.
Подлежит отклонению довод, изложенный в решении суда первой инстанции, об отраженных в акте проверки от 17.03.2008 N 11 фактах реализации отходов на возмездной основе со ссылкой на заключенные обществом с этой целью договоры и доказательства выполнения этих договоров.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объяснениями свидетелей, иными документами.
В протоколе об административном правонарушении от 20.03.2008 N 28/ЭК-08 Управление указывает на наличие состава административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ именно в связи с деятельностью общества по транспортировке отходов собственным транспортом со своей территории на полигон. В материалы дела не представлены договоры общества с третьими лицами, подтверждающие предпринимательский характер деятельности общества по обращению с отходами.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В данном случае Управление не представило доказательств того, что общество осуществляет на своей территории сбор, хранение и вывоз на полигон отходов с целью систематического получения прибыли от выполнения этих работ. Таким образом, требование об обязательном наличии лицензии является необоснованным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что Управлением не доказан состав административного правонарушения в действиях общества, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 269, пунктом 3 частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09 апреля 2008 года по делу N А21-1271/2008 отменить.
В удовлетворении заявления Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Калининградские морепродукты" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1271/2008
Истец: Управление по Технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
Ответчик: ООО "Калининградские морепродукты"