г. Санкт-Петербург
09 октября 2008 г. |
Дело N А56-7904/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, Т.И. Петренко
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9132/2008) Выборгской таможни
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2008 по делу N А56-7904/2008 (судья Д.Ю. Боровлев), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Балт-Мет"
к Выборгской таможне
о признании незаконным решения таможни от 26.11.07 N 11-06-16/21825, недействительным требования от 21.11.2007
при участии:
от заявителя: Краснякова Е.С. - доверенность от 12.05.2008 б/н.
от ответчика: Ларичева О.Ю. - доверенность от 10.01.2008, N 05-01/139
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балт-Мет" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Выборгской таможни (далее - таможня) от 26.11.2007 N 11-06-16/21825, а также недействительным требования таможни об уплате таможенных платежей от 21.11.2007 N 168.
Решением суда первой инстанции от 23.07.2008 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе таможня, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, корректировка таможенной стоимости и, как следствие, выставление требования об уплате таможенных платежей произведены им правомерно, поскольку невозможность применения 2-5 методов при определении таможенной стоимости таможенным органом обоснованно и документально подтверждена.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы таможенного органа по мотивам, приведенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании внешнеэкономического контракта от 05.04.2007 N 3-04/2007 (далее - Контракт), заключенного с фирмой UAB "Baltic scrap trading" (Литва) на поставку товара: "отходы и лом черных металлов размер куска 500x500x1500 мм, толщина не менее 4 мм", общество 21.09.2007 с территории Российской Федерации вывезло товар: "отходы и лом черных металлов нелегир. сталь марки категории ЗА ГОСТ 2787-75 несортированные". Указанный товар был оформлен обществом в Выборгской таможне по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10206050/210907/0000144. Таможенная стоимость товара определена декларантом по первому методу определения таможенной стоимости "по стоимости сделки с вывозимыми товарами" в размере 0,238 доллара США/кг.
Для подтверждения таможенной стоимости товара вместе с ГТД заявитель представил следующие документы: копию контракта; дополнение N 2 к контракту от 17.09.2007, в соответствии с которым цена металлолома с 17.09.2007 установлена 170 евро за тонну; счет-фактуру (инвойс) от 20.09.2007 N 15.
В ходе контроля таможенной стоимости товара, оформленного по указанной ГТД, таможенный орган установил отклонение таможенной стоимости, заявленной декларантом, от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможни.
21.09.2007 таможенный орган принял решение о выпуске товара под обеспечение уплаты таможенных платежей. Одновременно с целью уточнения заявленной декларантом таможенной стоимости таможня направила в адрес заявителя запрос от 21.09.2007 N 1 о предоставлении в срок до 08.11.2007 дополнительных документов и сведений, а именно: бухгалтерские данные об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров; калькуляции себестоимости вывозимых товаров; банковских платежных документов по оплате счетов-фактур по декларируемой партии товаров, а также по предыдущим поставкам идентичных товаров в адрес получателя; договоров и платежно-расчетных документов с третьими лицами.
18.10.2007 в подтверждение заявленной таможенной стоимости в соответствии с запросом общество представило калькуляцию стоимости лома черных металлов на сентябрь 2007, журнал-ордер по счетам 10.1, 20, 40, 43, 62.11, 90.1.1 за сентябрь 2007, договоры купли-продажи с поставщиками металлолома и приложения к ним, счета-фактуры на покупку металлолома, платежные поручения на оплату за металлолом, выписки из лицевого счета, книга покупок за сентябрь 2007 года. Банковские платежные документы по оплате декларируемой (или предыдущей) партии товаров заявителем не представлены.
По результатам анализа документов, представленных при таможенном оформлении, и по запросу дополнительных документов и сведений, Таможней принято решение о невозможности принятия заявленной Обществом таможенной стоимости по методу определения таможенной стоимости "по стоимости сделки с вывозимыми товарами", в связи с тем, что заявленная обществом стоимость товаров отличается от имеющейся в распоряжении таможни ценовой информации. Обществу предложено скорректировать таможенную стоимость товаров с применением другого метода.
В установленный срок декларантом таможенная стоимость самостоятельно определена не была, в связи с чем, таможенная стоимость товаров определена таможенным органом на основании 6 метода.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выставления в адрес Общества требования от 21.11.2007 N 168 об уплате таможенных платежей в сумме 140 775,27 руб. и принятия решения о таможенной стоимости от 26.11.2007 N 11-06-16/21825.
ООО "Балт-Мет", считая указанные решение и требование Таможни незаконными, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обоснованность заявленной декларантом таможенной стоимости товара подтверждается представленными обществом документами, являющимися количественно определенными и достоверными. Кроме того, суд также пришел к выводу о том, что, применяя шестой метод определения таможенной стоимости, таможня не обосновала причины, по которым не могут быть использованы предыдущие 5 методов.
Апелляционный суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив правильность применения норм процессуального права, не находит правовых оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1) в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с другими методами, применяемыми последовательно.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 5003-1 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона.
Для целей статьи 19 названного Закона ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
В пункте 2 статьи 19 Закона N 5003-1 приведен исчерпывающий перечень условий, исключающих применение первого метода.
Согласно статье 14 Закона N 5003-1 порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 8 и 10 Правил первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил, при условии, что:
а) не существует прямо или косвенно установленных продавцом ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, что ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы, или существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 Правил.
Приведенный в пункте 10 Правил перечень ограничений по применению цены сделки с вывозимыми товарами при определении их таможенной стоимости также не подлежит расширительному толкованию.
По смыслу статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. При необходимости таможня обязана опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной им в таможенных целях. Декларант же не обязан, а вправе доказать достоверность сведений (пункт 2 статьи 15 Закона). В связи с этим отсутствие у декларанта тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).
Таким образом, обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
При этом закрепленные в статье 367 ТК РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Доказательств, свидетельствующих о том, что представленные декларантом сведения о таможенной стоимости товара являются недостоверными и документально не подтвержденными, а также о наличии ограничений в применении метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможня не представила.
Имеющиеся, по мнению таможни, несоответствия в представленных декларантом инвойсах и контракте (несоответствие в наименовании поставляемого товара, в счете-фактуре, контракте относительно ГОСТа 2787-75) сами по себе не свидетельствуют о недействительности данных документов и, как следствие, необоснованности определения декларантом таможенной стоимости ввозимого товара по заявленному им методу. В настоящем деле в ходе таможенного оформления вывозимого заявителем товара по спорной ГТД и мероприятий таможенного контроля таможня не опровергла достоверность содержащихся в представленных документах сведений и не установила зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий (пункт 10 Правил).
Более того, в обоснование достоверности заявленной таможенной стоимости общество представило в материалы дела экспертное заключение Ленинградской областной торгово-промышленной палаты N 154-06-02325-08, согласно которому уровень контрактных экспортных цен лома и отходов черных цветных металлов, поставляемых по контракту N 3-04/2007 от 05.04.2007 на условиях поставки FOB порт Выборг за период с 01.09.2007 по 30.09.2007 составляет 150-170 евро за тонну.
Кроме того, в настоящем споре таможня не доказала обоснованность применения метода определения таможенной стоимости товара на основании стоимости сделки с идентичными товарами (пункты 26 - 28 Правил).
Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ оценил представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, сделав обоснованный вывод о несоответствии действий таможенного органа по корректировке заявленной обществом таможенной стоимости товаров законодательству Российской Федерации и, как следствие, о незаконности обжалованных ненормативных актов.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 июля 2008 года по делу N А56-7904/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7904/2008
Истец: ООО "Балт-Мет"
Ответчик: Выборгская таможня