г. Санкт-Петербург
06 апреля 2009 г. |
Дело N А56-38148/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1126/2009) ООО "ВИКТАН" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2008 по делу N А56-38148/2008 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "ВИКТАН"
к Департаменту государственного экологического контроля Комитета контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: А.В. Никулина, дов. от 04.10.2008
от ответчика: А.К. Митрофан, дов. N 1368 от 26.09.2008
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВИКТАН" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (далее - комитет) от 04.09.2008 N 0479/Д о привлечении к административной ответственности.
Решением суда от 15.12.2008 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 15.12.2008 отменить, считая, что судом нарушены нормы материального права.
Общество полагает, что государственным органом нарушены положения статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ). По мнению подателя жалобы, комитетом неправомерно исправлен номер статьи, по которой общество привлекается к административной ответственности, а именно: вместо статьи 8.2 КоАП РФ следует читать статья 8.41 КоАП РФ. В жалобе указано, что общество не только платит за вывоз мусора, но и приобретает у МУП "Сигнал" талоны на этот мусор, которые передает при транспортировке в подтверждение совершенной сделки, следовательно, при передаче мусора происходит передача права собственности на отходы, само же общество размещением отходов не занимается. Общество также указывает, что имеет сезонный характер работы, поскольку находится в 116 км от Санкт-Петербурга, в связи с чем отчетным периодом при определении фактического объема выброса (сброса, размещения отходов) является сезон года.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, подтвердив, что плата за негативное воздействие внесена обществом в октябре 2008 года.
Представитель комитета просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.07.2008 комитетом произведен осмотр магазинов и территорий вокруг магазинов, принадлежащих ООО "Виктан", и расположенных в садоводствах СНТ "Причал" и СНТ "Нева". При осмотре, произведенном в присутствии директора общества Юхимчук Т.Б., установлено, что у входа в магазин, находящийся в СНТ "Причал", находится металлическая емкость для сбора отходов, которые оставляют посетители магазина; на момент осмотра емкость была заполнена примерно на четверть. У входа в магазин, расположенный в СНТ "Нева", установлена металлическая емкость, заполненная мелким мусором примерно на одну треть. У задней двери указанного магазина складированы пустые картонные коробки из-под продуктов, позади магазина лежат пустые стеклянные бутылки.
Результаты осмотра отражены в акте осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30.07.2008.
Получив достаточные данные, указывающие на наличие административного правонарушения, комитет возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении и принял решение о проведении административного расследования.
В ходе проведенного расследования комитетом установлено, что обществом осуществляется хозяйственная деятельность (розничная торговля продовольственными товарами) в садоводствах массива Мшинская, в результате которой образуются отходы. На вывоз твердых бытовых отходов обществом с МУП "Сигнал" (исполнитель) заключены договоры N 43 от 01.01.2006 N 263 от 21.05.2008, согласно которым исполнитель принимает на себя выполнение работ по вывозу отходов с территории заказчика (ООО "Виктан"). По данным, представленным МУП "Сигнал", последним вывезены и размещены бытовые и промышленные отходы ООО "ВИКТАН" за 2007 год в объеме 29 куб.м., за 1 и 2 квартал 2008 года - 8 куб.м. отходов. Проверяющими установлено, что общество, осуществляя негативное воздействие на окружающую среду путем размещения отходов, не представило расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 г. и 1 полугодие 2008 года и документы, подтверждающие внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды.
С учетом выявленных обстоятельств должностным лицом комитета в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 0479/Д от 22.08.2008 по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, а 04.09.2008 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 0479/Д.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в арбитражный суд.
Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о том, что факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения и вина общества в его совершении подтверждаются материалами дела. Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении со стороны комитета судом не установлено.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду для юридических лиц в виде штрафа от 50 000 до 100 000 рублей.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно статье 16 данного Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, размещение отходов производства и потребления. В соответствии с данной нормой негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Взимание платы за размещение отходов предусмотрено статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признан календарный квартал.
Из справок МУП "Сигнал" следует, что, им вывезены и размещены бытовые и промышленные отходы ООО "Виктан" за 2007 год в объеме 29 куб. м., за 1 и 2 кварталы 2008 года - в объеме 8 куб. м.
Таким образом, из материалов дела видно, что общество осуществляет деятельность, в результате которой образуются твердые бытовые отходы, следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, является лицом, ответственным за размещение таких отходов и обязанным исчислять и вносить в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Общество полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, поскольку оно не является субъектом данного правонарушения. В обоснование своей позиции заявитель ссылается на заключенные со специализированной организацией - Муниципальным унитарным предприятием "Сигнал" (МУП "Сигнал) договоры на вывоз бытовых отходов.
Поскольку данные договоры по своей правовой природе являются договорами об оказании услуг, перехода права собственности на отходы от общества к специализированной организации не произошло, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от платы за размещение принадлежащих ему отходов.
Довод общества о наличии сезонного характера работы проверяемых магазинов опровергается материалами дела, в частности, справкой общества от 05.11.2008 об утверждении графика работы магазинов ООО "ВИКТАН": с 01 апреля по 01 сентября - с 9-00 до 20-00 часов, а с 01 сентября по 01 апреля - с 10-00 до 16-00 часов по графику день через два (л.д. 57).
По мнению подателя жалобы, комитетом неправомерно исправлен номер статьи, по которой общество привлекается к административной ответственности со статьи 8.2 КоАП РФ на статью 8.41 КоАП РФ.
Из мотивировочной части представленной обществом в материалы дела копии постановления N 0479/Д от 04.09.2008 следует, что общество совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции, согласно служебной записке главного специалиста Ермаковой О.В. от 15.09.2008, при подготовке постановления N 0479/Д была допущена техническая опечатка: ошибочно вместо "ст.8.41" напечатано: "ст.8.2" (так как в этот день в отношении общества рассматривалось два административных дела: по ст.8.41 и ст.8.2 КоАП РФ); с согласия директора Юхимчук Т.Б. у нее была изъята копия постановления с ошибкой и выдана исправленная копия.
Комитетом в материалы дела представлена также копия подписанного законным представителем общества постановления N 0479/Д от 04.09.2008, резолютивная часть которого содержит ссылку на статью 8.41 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении N0479/Д от 22.08.2008 статья, по которой общество впоследствии привлечено к административной ответственности, указана правильно. Определением от 18.11.2008 допущенная в резолютивной части оспариваемого постановления опечатка была исправлена.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что техническая опечатка в постановлении не повлияла на права и обязанности ООО "ВИКТАН".
Довод апелляционной жалобы о нарушении государственным органом положений статьи 7 Закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", отклоняется, поскольку положения указанного Закона не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, в том числе по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса.
Апелляционная инстанция считает правильным вывод суда об отказе обществу в удовлетворении заявленных им требований и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм права, не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2008 по делу N А56-38148/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ВИКТАН" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38148/2008
Истец: ООО "ВИКТАН"
Ответчик: Комитет контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области Департамент государственного экологического контроля