Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2009 г. N 13АП-4555/2009 (ключевые темы: бытовые отходы - утилизация - унитарное предприятие - оказание услуг - лицензирование)

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 24 июня 2009 г. N 13АП-4555/2009

 

г. Санкт-Петербург

24 июня 2009 г.

Дело N А21-9003/2008

 

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2009 года

 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Медведевой И.Г.

судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Харенко Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Санаторий "Чайка" (регистрационный номер 13АП-4555/2009) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.02.2009 по делу N А21-9003/2008 (судья Широченко Д.В.), принятое

по иску МУП "ЖЭУ" МО "Зеленоградское городское поселение"

к ООО "Санаторий "Чайка"

о взыскании задолженности за оказанные услуги, процентов за пользование чужими денежными средствами

при участии:

от истца: не явился

от ответчика: не явился

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационный участок" муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" (далее МУП "ЖЭУ" МО "Зеленоградский район") обратилось с иском о взыскании 79615 руб. 61 коп, составляющих задолженность ООО "Санаторий "Чайка" по оплате оказанных ему услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и 9573 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2009 исковые требования удовлетворены.

ООО "Санаторий "Чайка" обратилось с апелляционной жалобой на решение суда. В обоснование своих доводов об отсутствии оснований для оплаты услуг податель жалобы указывает на ничтожность договора N 89 от 31.05.2007, на котором истец основывает свои требования.

В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" решениями Советов депутатов Зеленоградского района и Зеленоградского городского поселения от 30.05.2006 N 181, от 18.04.2007 N 79, от 25.12.2007 N 142 установлены тарифы на вывоз ТБО для юридических лиц.

Помимо установленных тарифов договором предусмотрена обязанность ООО "санаторий "Чайка" отдельно оплачивать услуги размещения и утилизации ТБО и услуги автотранспорта. Согласно положениям названного выше Закона, указанные услуги должны входить в тариф.

По мнению подателя жалобы, представленный истцом расчет задолженности основан на не соответствующих закону положениях.

Многократно увеличен размер неустойки и неверна методика ее исчисления.

Заявитель полагает, что истец до декабря 2008 года был не вправе осуществлять вывоз ТБО в связи с отсутствием лицензии.

Рассмотрев материалы дела в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил правильность решения и отсутствие оснований для его отмены либо изменения.

Как следует из материалов дела, между МУП "ЖЭУ" МО "Зеленоградский район" и ООО "Санаторий "Чайка" 31.05.2007 года был заключен договор N 89 на оказание услуг по вывозу бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 1.1 договора истец принял на себя обязательства по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) с территории, принадлежащей ответчику.

Стоимость работ, выполняемых по договору МУП "ЖЭУ" МО "Зеленоградский район", определяется исходя из действующих тарифов и среднемесячной накопляемости ТБО на объекте. Тариф за сбор 1 м3 ТБО составляет 103 руб. 30 коп., услуги размещения и утилизации 1м3 ТБО на полигоне - 281 руб. 20 коп. Тарифы на оказание услуг по вывозу ТБО изменяются в соответствии с нормативными актами Правительства РФ, органов исполнительной власти РФ и Калининградской области по государственному регулированию цен и тарифов, без согласования с Заказчиком.

Апелляционный суд отклоняет доводы подателя жалобы о том, что представленный истцом расчет задолженности основан на не соответствующих закону положениях.

Оценив представленные документы, суд приходит к выводу о том, что между сторонами возникли отношения возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьями 307, 309, 779, 781 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. По договору возмездного оказания услуг Заказчик - ООО "Санаторий "Чайка" обязан оплатить оказанные исполнителем - МУП "ЖЭУ" МО "Зеленоградский район" услуги в сроки и в порядке, которые указаны сторонами в договоре.

В случае неисполнения условий договора исполнитель вправе потребовать от заказчика уплаты суммы долга и процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского Кодекса РФ, которая предусматривает ответственность за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства. Ответчик должным образом не выполнил свои обязательства по оплате оказанных в период с 01.06.2007 по 01.09.2008 услуг по вывозу твердых отходов от населения, в результате чего за ним образовалась задолженность в сумме 79615 руб. 61 коп.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Документов, подтверждающих оплату задолженности по договору от 31.05.2007 на момент рассмотрения спора ответчиком не представлено.

По условиям договора заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнить работу по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов с территории заказчика. Заказчик, ООО "Санаторий "Чайка", обязался оплачивать услуги МУП "ЖЭУ" МО "Зеленоградский район".

Решением Зеленоградского городского совета от 25.12.2007 N 142 утвержден тариф на вывоз твердых бытовых отходов в сумме 123,44 руб. за 1 м3 без НДС.

Согласно пункту 3.3 договора услуги оплачивается заказчиком не позднее 5 банковских дней с момента предъявления счета на оплату работ на расчетный счет исполнителя.

За период с 01.06.2007 по 01.09.2008 МУП "ЖЭУ" МО "Зеленоградский район" выставило ООО "Санаторий Чайка" счета на общую сумму 79615 руб. 61 коп. с учетом изменений тарифов за оказываемые услуги по вывозу твердых бытовых отходов с декабря 2007 (л.д. 50-55).

В связи с тем, что оплата оказанных услуг ответчиком не была произведена, истцом в его адрес было направлено предписание от 15.09.2007 с предложением уплатить образовавшуюся задолженность в добровольном порядке. Повторные предписание были направлены 09.04.2008 и 11.09.2008.

Поскольку предписания по оплате не были исполнены ответчиком, истец обратился за взысканием задолженности в сумме 79615 руб. 61 коп. в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Факт оказания услуг истцом подтвержден материалами дела и не оспорен ответчиком.

Задолженность подтверждается счетами-фактурами, предъявленными ответчику, актами выполненных работ, направленными ответчику, платежными поручениями о частичной оплате оказанных услуг, представленными в материалы дела.

Суд апелляционной инстанции исходит также из того, что изменение тарифов принимается городской тарифной комиссией, которая является постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти городского совета депутатов муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" и, в ее функции входит осуществление контроля и регулирования (согласование и утверждение) цен и тарифов на продукцию (работы и услуги) муниципальных предприятий и учреждений, а также государственное регулирование цен и тарифов в пределах переданных органам местного самоуправления полномочий.

Решениями городской тарифной комиссии, принятыми в пределах ее полномочий, утверждаются цены, тарифы, надбавки к ценам (тарифам) на продукцию (работы, услуги), являющиеся обязательными для муниципальных предприятий и учреждений.

Поскольку согласно пункту 3.2 договора при изменении в установленном порядке тарифов и норм накопления бытовых отходов, эти изменения считаются внесенными в договор и согласованными обеими сторонами с момента их введения без дополнительного письменного оформления, стороны согласовали односторонний порядок изменения тарифов на основании принятых городским советом депутатов муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", без дополнительных согласований.

Так как ответчиком своевременно не были исполнены обязательства по оплате оказанных услуг, истцом правомерно начислено 9753 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за периоды просрочки 399 дней по ставке рефинансирования ЦБ РФ, равной 11% на момент подачи иска.

Апелляционный суд отклоняет доводы подателя жалобы о том, что согласно положениям Закона, услуги размещения утилизации ТБО и услуги автотранспорта должны входить в тариф.

Истец в своей деятельности по вывозу и утилизации ТБО руководствуется положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.02.2007 N 155 (далее - Правила N 155), постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" (далее - Постановление N 609).

Как следует из письма Министерства регионального развития РФ от 03.10.2008 N 25080-СК/14 в соответствии с пунктом 2 Правил N 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

В соответствии со статьей 1 Закона N 210-ФЗ регулированию в соответствии с указанным Законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом.

Федеральный закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

Федеральный закон не относит услугу по выгребу (откачке) жидких отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию.

Таким образом, услуги размещения утилизации ТБО и услуги автотранспорта не должны входить в тариф, и устанавливаются истцом самостоятельно на основании договора с ответчиком.

Также отклоняются доводы подателя жалобы о том, что истец до декабря 2008 года был не вправе осуществлять вывоз ТБО в связи с отсутствием лицензии.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 10.01.2003 N 15-ФЗ) (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

На основании пункта 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу статьи 9 Закона N 89-ФЗ деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 05.02.2007) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с указанным выше Законом.

На основании подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Как установлено статьей 173 Гражданского кодекса РФ, сделка юридического лица, не имеющего лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Из конструкции данной нормы следует, что в случае доказанности того обстоятельства, знала ли или заведомо должна была знать другая сторона по сделке о ее незаконности, сделка может быть признана судом недействительной. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчиком не было представлено указанных доказательств.

Кроме того, поскольку лицензия для данного вида деятельности выдается сроком на 5 лет, лицензия за предыдущий период могла существовать на момент заключения договора, и срок ее истек к моменту получения новой лицензии.

Суду также не было представлено доказательств того, что истец умышленно осуществлял свою деятельность в спорный период, не имея лицензии.

Кроме того, иск об оспаривании сделки - договора N 89 от 31.05.2007 ответчиком не заявлен.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик в соответствии с условиями договора обязан оплатить стоимость услуг, расчет стоимости услуг, оказанных в спорный период, признан судом верным, в связи с чем исковые требования о взыскании долга и процентов за пользование чужими денежными средствами правомерно удовлетворены судом первой инстанции со ссылкой на статьи 307, 309, 779, 781, 395 Гражданского кодекса РФ.

Обстоятельства дела исследованы судом всесторонне и полно, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Нарушений или неправильного применения судом норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 269, пунктом 1 части 169, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.02.2009 по делу N А21-9003/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Санаторий "Чайка" - без удовлетворения.

Возвратить ООО "Санаторий "Чайка" 588 руб. излишне уплаченной госпошлины по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

 

Председательствующий

И.Г. Медведева

 

Судьи

В.Б. Слобожанина
В.В. Черемошкина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А21-9003/2008


Истец: МУП "ЖЭУ" МО "Зеленоградское городское поселение"

Ответчик: ООО "Санаторий "Чайка"


Хронология рассмотрения дела:


24.06.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4555/2009