Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2009 г. N 14АП-477/2009 (ключевые темы: лекарственные средства - административная ответственность - лицензирование - фармацевтическая деятельность - отраслевой стандарт)

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 3 марта 2009 г. N 14АП-477/2009

 

03 марта 2009 г.

г. Вологда Дело N А05-13048/2008

 

 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Кудина А.Г., Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Холмогорка-А" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 января 2009 года по делу N А05-13048/2008 (судья Бекарова Е.И.),

установил

Отдел милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел Архангельской области (далее - отдел, административный орган) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Холмогорка-А" (далее - общество, ООО "Холмогорка-А") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.01.2009 по делу N А05-13048/2008 общество привлечено к административной ответственности по названной статье. Дополнительным решением от 09.02.2009 ООО "Холмогорка-А" возвращено изъятое по протоколу изъятия вещей и документов от 20.11.2008 имущество, упакованное печатью N 110, находящееся по адресу: г. Архангельск, пр. Ломоносова, 201-417.

Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления отдела. Считает, что ООО "Холмогорка-А" приняты все меры по соблюдению его работником правил и норм при реализации лекарственных препаратов, что свидетельствует об отсутствии вины общества в совершенном правонарушении.

Отдел в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает принятое решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы подателя жалобы - противоречащими статьям 1.5, 2.1 КоАП РФ.

Представители ООО "Холмогорка-А", отдела надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании постановления от 20.11.2008 N 20/289 о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности инспектором БППР и ИАЗ ОВД по Архангельской области старшим лейтенантом милиции Ляпиным П.В. проведена проверка деятельности общества в принадлежащем ему аптечном пункте "Радуга", расположенном по адресу: г. Архангельск, ул. Галушина, д. 7, по результатам которой составлены акт проверочного закупа от 20.11.2008, акт проверки от 20.11.2008, протокол изъятия от 20.11.2008.

Согласно данным документам в указанном аптечном пункте от имени общества осуществлена продажа лекарственных препаратов "Амосин" в таблетках в количестве 10 штук по цене 56 руб. 00 коп. за упаковку, "Нолицин" в таблетках в количестве 10 штук по цене 107 руб. 40 коп. за упаковку без рецепта врача, оформленного в установленном порядке, чем нарушен пункт 4-в Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 N 578 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача" (далее - Приказ N 578), пункт 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение), пункт 6.1 Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденного приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80, зарегистрированного в Минюсте РФ 17.03.2003 рег. N 4272 (далее - ОСТ).

По данному факту отделом составлен протокол об административном правонарушении от 24.11.2008 N 1045. Указанные нарушения квалифицированы административным органом по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Считая факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, установленным, административный орган в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ передал дело для рассмотрения в арбитражный суд.

Арбитражный суд Архангельской области, установив в действиях ООО "Холмогорка-А" состав вмененного ему правонарушения, удовлетворил требования административного органа.

В силу части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 47 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) и статьей 34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Статьей 2 Закона о лицензировании под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в Положении.

Согласно пункту 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 данного Положения.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности согласно подпункту "в" пункта 4 названного Положения является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Закона о лекарственных средствах (с изменениями и дополнениями) и Правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями).

Статья 32 Закона о лекарственных средствах определяет порядок розничной торговли лекарственными средствами. Как следует из пункта 4 указанной статьи, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. При этом пунктом 3 статьи 32 Закона о лекарственных средствах установлено, что перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.

Правила отпуска лекарственных средств установлены ОСТ, который в соответствии с пунктом 1.2 является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.

Аптечные организации могут быть представлены аптеками, аптечными пунктами, аптечными киосками, аптечными магазинами и в своей работе должны руководствоваться определенными требованиями, установленными государственными стандартами, санитарными, противопожарными правилами и другими нормативными документами (далее - стандарты), правилами охраны труда и техники безопасности (пункты 2.5, 2.3 ОСТ).

В соответствии с пунктом 6.1 ОСТ отпуск (реализация) лекарственных препаратов осуществляется по рецепту и без рецепта врача, а также по требованиям учреждений здравоохранения на основании договора.

Согласно пункту 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи), продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказом N 578 утвержден Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. Препараты "Амосин" (международное непатентованное название "Амоксициллин") и "Нолицин" в данный Перечень не включены, следовательно, их реализация допустима только при предъявлении рецепта врача, оформленного в установленном порядке.

Факты продажи указанных лекарственных средств без рецепта врача подтверждаются материалами дела: актом проверочного закупа от 20.11.2008, актом проверки от 20.11.2008, протоколом изъятия от 20.11.2008, протоколом об административном правонарушении от 24.11.2008, объяснением заведующей аптекой Малецкой Н.А. от 20.11.2008, не отрицались представителем общества в судебном заседании 11.01.2009 (л.д. 55).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении ООО "Холмогорка-А" пункта 3 статьи 32 Закона о лекарственных средствах, пункта 76 Правил продажи, Приказа N 578, подпункта "в" пункта 4 Положения.

Указанные нарушения пунктом 5 Положения отнесены к грубым.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

При этом апелляционная инстанция считает несостоятельным довод общества об отсутствии в его действиях вины.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных в материалы дела документов следует, что реализация лекарственных препаратов в принадлежащем ООО "Холмогорка-А" аптечном пункте осуществлена от его имени заведующей аптечным пунктом Малецкой Н.А.

В связи с этим является правильным вывод суда первой инстанции о том, что общество не обеспечило соблюдение своим сотрудником требований законодательства и не осуществило надлежащий контроль за исполнением им трудовых обязанностей. При этом наличие у Малецкой Н.А. сертификата и диплома, подтверждающего ее квалификацию в области фармацевтической деятельности, ознакомление ее с должностной инструкцией не свидетельствуют о соответствующем контроле ООО "Холмогорка-А" за соблюдением законодательства в области фармацевтической деятельности, поскольку ненадлежащее исполнение этим сотрудником трудовых обязанностей не является основанием для освобождения общества от административной ответственности.

Следовательно, ООО "Холмогорка-А" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, хотя такая возможность у него имелась. В связи с этим в допущенном административном правонарушении его вина имеется.

Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену постановления о назначении наказания, при производстве по делу об административном правонарушении, допущенных административным органом, судом не установлено. Санкция применена в пределах минимального размера с учетом смягчающих ответственность обстоятельств в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя общества. Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием его представителя в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав доказательства по делу, обоснованно пришел к выводу о совершении ООО "Холмогорка-А" административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального и материального права, допущенных судом первой инстанции, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.01.2009 является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил

решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 января 2009 года по делу N А05-13048/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Холмогорка-А" - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Н.С. Чельцова

 

Судьи

А.Г. Кудин
Н.В. Мурахина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А05-13048/2008


Истец: Отдел милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел Архангельской области

Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью"Холмогорка -А", Общество с ограниченной ответственностью "Холмогорка-А"


Хронология рассмотрения дела:


03.03.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-477/2009