г. Вологда
10 июня 2009 г. |
Дело N А05-4592/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Кудина А.Г. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Стрекаловского Николая Леонидовича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 апреля 2009 года по делу N А05-4592/2009 (судья Шадрина Е.Н.),
установил
Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к предпринимателю Стрекаловскому Николаю Леонидовичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 апреля 2009 года требования управления удовлетворены. Предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 3500 руб.
Предприниматель с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению предпринимателя, проверка управления проведена необоснованно, с грубым нарушением норм действующего законодательства, следовательно, полученные в ходе ее проведения доказательства нельзя признать допустимыми. Указывает также, что вопреки выводам суда первой инстанции оспаривал факт отсутствия лицензионной карточки в момент проведения проверки, представил ее суду, вина за ее непредоставление лежит на водителе транспортного средства.
Управление в отзыве просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Вместе с тем, указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что управлением проведена внеплановая проверка, не верен, поскольку поводом для возбуждения дела послужило непосредственное обнаружение должностным лицом управления признаков административного правонарушения.
Предприниматель и административный орган надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как усматривается из материалов дела, в 10 час 29 мин 31.03.2009 старшим госинспектором управления проведена проверка соблюдения предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности: перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек.
В ходе проверки установлено, что предприниматель осуществлял перевозку пассажиров на автобусе ГАЗ-3269 N АВ 196 по маршруту N 60 "МРВ - Сульфат", на котором отсутствовала действующая лицензионная карточка; в путевом листе не указаны дата и фактическое время выезда с места постоянной стоянки на линию, показания одометра, имя и отчество водителя.
В связи с чем, управлением сделан вывод о нарушении предпринимателем положений подпунктов "б", "з" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение о лицензировании), пункта 2.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 N 15 (далее - Требование N 15), пункта 4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 (далее - Положение N 27).
На основании этого, управлением в присутствии предпринимателя 06.04.2009 составлен протокол об административном правонарушении N 2324, правонарушение квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании указанного протокола административный орган обратился в суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по данной статье.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования управления, правомерно исходил из наличия в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к ответственности.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП должностные лица Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу абзаца третьего части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
Исходя из положений статьи 2 данного Закона при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
Из материалов дела следует, что предприниматель имеет лицензию N АСС-29-200807 на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, выданную 02.06.2008 Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, со сроком действия с 06.06.2008 по 06.06.2013.
На основании пункта 4 Положения N 637 лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров является в том числе наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Из пункта 11 Положения о лицензировании следует, что одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
Пунктом 2.2 Требований N 15 и пунктом 4.1 Положения N 27 предусмотрено, что владельцы лицензий обязаны использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.
Как следует из представленных документов, лицензионна карточка на момент проведения проверки на автобусе ГАЗ-3269 N АВ 196 отсутствовала. Об этом свидетельствует сообщение о нарушении транспортного законодательства от 31.03.2009 N 64, протокол об административном правонарушении о 06.04.2009 N 2324.
Доводы предпринимателя о том, что лицензионная карточка имелась на указанном автобусе в момент проведения проверки, материалами дела не подтверждаются.
Кроме того, предпринимателем нарушены подпункты 3,4 пункта 6, подпункт 7 пункта 7 главы "Обязательные реквизиты путевого листа" Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, в соответствии с которыми в путевых листах должны быть указаны сведения о водителе, которые включают в себя его фамилию, имя, отчество, а также показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо), а также дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Имеющимися доказательствами подтверждается и не отрицается предпринимателем, что указанные сведения в путевом листе от 31.03.2009 N 9 отсутствовали.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исходя из положений статьи 4.1 КоАП РФ, суд при назначении наказания учитывает характер совершенного ответчиком административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также наличие (отсутствие) обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность.
Статьей 4.3 КоАП РФ определено, что обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
В данном случае материалами дела подтверждается, что ранее предприниматель неоднократно привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (решения Арбитражного суда Архангельской области от 22.12.2008 по делу А05-13623/2008, от 06.10.2008 по делу А05-9760/2008, от 07.10.2008 по делу А05-9763/2008).
Таким образом, назначение судом первой инстанции предпринимателю наказания в виде штрафа, превышающего минимальный размер санкции за данное правонарушение, также является правомерным.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о нарушении управлением положений Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Согласно статье 1 данного Закона он не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" (далее - Постановление) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.
Как следует из пункта 4 Постановления, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании пункта 6 Постановления Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.
Из материалов дела следует, что проверки автобусов на линии сотрудники управления проводят только с непосредственным участием сотрудников ГИБДД МВД РФ в соответствии с совместным планом-графиком, составляемым и утверждаемым ежемесячно совместно начальником Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и начальником МРО ГИБДД УВД г.Архангельска.
Апелляционной инстанции представлен план-график проведения таких мероприятий на март 2009 года, в соответствии с которым проверки автобусов на линии 31.03.2009 возложены на Кононова С.Л., который фактически и осуществил проверку деятельности предпринимателя.
В связи с этим в данном случае положения Закона N 134-ФЗ применяться не могут.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя.
Руководствуясь статьями 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 апреля 2009 года по делу N А05-4592/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Стрекаловского Николая Леонидовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4592/2009
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: Предприниматель Стрекаловский Николай Леонидович
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2295/2009