Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2008 г. N 18АП-3950/2008 (ключевые темы: лицензирование - административная ответственность - лекарственные средства - фармацевтическая деятельность - изделие медицинского назначения)

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 29 июля 2008 г. N 18АП-3950/2008

 

г. Челябинск

23 июля 2008 г.

N 18АП-3950/2008
Дело N А47-1738/2008

 

 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Степановой М.Г., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форсаж" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23 апреля 2008 года по делу А47-1738/2008 (судья Сердюк Т.В.),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оренбургской области (далее - заявитель, прокурор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Форсаж" (далее - общество, ООО "Форсаж") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ, Кодекс).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 23 апреля 2008 года по настоящему делу заявленные прокурором требования удовлетворены, ООО "Форсаж" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Общество не согласилось с решением арбитражного суда и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит апелляционный суд решение арбитражного суда первой инстанции отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает то, что деятельность по реализации автомобильных аптечек не является деятельностью по реализации лекарственных средств, а потому, по мнению подателя апелляционной жалобы, не подлежит лицензированию.

Кроме того, податель апелляционной жалобы указывает на то, что факт реализации автомобильных аптечек в магазине "Автозапчасти", принадлежащего обществу, не доказан.

Прокуратура представила отзыв на апелляционную жалобу общества, в котором указала, что решение суда первой инстанции считает обоснованным, законным, а апелляционную жалобу ООО "Форсаж" несостоятельной.

Реализация аптечек первой помощи является фармацевтической деятельностью, которая в силу пп. 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, подлежит лицензированию. Выставление в магазине аптечек первой помощи "ФЭСТ" с указанием на ней цены, подтверждает факт реализации товара. Факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 06.03.2008 прокуратурой проведена проверка деятельности общества на предмет соблюдения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности в принадлежащем обществу магазине "Автозапчасти", расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бугуруслан, Похвистневское шоссе, 16.

В ходе проверки было установлено, что обществом реализуются аптечки первой помощи (автомобильные) "ФЭСТ" - для Вашего успеха", содержащие лекарственные средства и изделия медицинского назначения по цене 130 руб. за единицу товара без лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Результаты проведенной проверки отражены в протоколе осмотра помещений, протоколе осмотра предметов (документов) от 06.03.2008, акт проверки правильности выдачи чека ККТ, от директора общества и продавца получены письменные объяснения, на основании которого прокуратурой 07.03.2007 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении заявителя.

Постановление от 07.03.2007 и материалы проверки в соответствии со ст. 23.1, 28.4, 28.8 КоАП РФ направлено в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Удовлетворяя требования заявителя, суд правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ)). Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ лицензируемым видом деятельности является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии; эксплуатация пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Из положений п. 47 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 4 Федерального закона "О лекарственных средствах" следует, что продажа лекарственных средств является фармацевтической деятельностью, которая подлежит обязательному лицензированию.

Согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, к фармацевтической деятельности относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20.08.1996 N 325 "Об утверждении аптечки первой помощи (автомобильной)" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 07.07.1997 N 1342) в состав автомобильной аптечки для оказания первой медицинской помощи включены лекарственные средства и изделия медицинского назначения (по перечню).

Так, в соответствии с Перечнем вложений в аптечки первой помощи автомобильные входят анальгин, портативный гипотермический (охлаждающий) пакет-контейнер, жгут кровоостанавливающий, бинт марлевый стерильный, бинт марлевый нестерильный, атравматическая повязка, лейкопластырь бактерицидный, бинт эластичный трубчатый нестерильный, салфетка стерильная для остановки капиллярного и венозного кровотечения с фурагином, лейкопластырь медицинский, раствор йода спиртовой, вата, нитросорбид, валидол, устройство для искусственного дыхания, раствор аммиака, уголь активированный в таблетках, экстракт валерианы.

При этом анальгин, уголь активированный, валидол, экстракт валерианы, нитросорбид согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, отнесены к лекарственным средствам и включены в группу с кодами 931000-937000. Остальные препараты, входящие в аптечки, отнесены к изделиям медицинского назначения.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 аптечки включены в раздел медикаментов, химико-фармацевтической продукции и продукции медицинского назначения, что само по себе не позволяет сделать вывод о том, что в ее составе не содержатся лекарственные средства.

Таким образом, деятельность по распространению автомобильных аптечек, в состав которых входят вышеназванные лекарственные средства, подлежит лицензированию как деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.07.2007 N 3208/07, 3611/07, 3682/07, 3744/07, 4985/07, 5080/07.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и следует из текста апелляционной жалобы, в магазине "Автозапчасти" продаются аптечки первой медицинской помощи "ФЭСТ - для Вашего успеха". Кроме того, из пояснений директора общества следует, что аптечки продавались обществом включительно по 06.03.2008, последняя поставка аптечек была осуществлена в октябре 2007 года в количестве 5 штук. О том, что данный вид деятельности требует получения соответствующего разрешения известно не было, лицензия на фармацевтическую деятельность отсутствует. Указанные обстоятельства также подтверждаются объяснениями продавца магазина Зиганшиной А.В. (л.д. 21) и иными материалами дела.

В связи с чем, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях общества имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Факт отсутствия такой лицензии Общество не оспаривает.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в решении, а выражают лишь несогласие с ними и не устраняют выявленных в действиях заявителя нарушений.

Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23 апреля 2008 года по делу А47-1738/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форсаж" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.

 

Председательствующий судья

О.Б. Тимохин

 

Судьи

М.Г. Степанова
В.Ю. Костин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А47-1738/2008


Истец: Прокурор Оренбургской области

Ответчик: ООО "Форсаж"


Хронология рассмотрения дела:


29.07.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3950/2008