Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2009 г. N 18АП-1243/2009 (ключевые темы: автотранспортное средство - перевозка пассажиров - лицензирование - безопасность дорожного движения - повышение квалификации)

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 10 марта 2009 г. N 18АП-1243/2009

 

г. Челябинск

04 марта 2009 г.

N 18АП-1243/2009
Дело N А34-6789/2008

 

 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора в Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Курганской области от 22 января 2009 года по делу N А34-6789/2008 (судья Крепышева Т.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Компания Заурал-такси-лайн" (далее - общество, ООО "Компания Заурал-такси-лайн") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 22 января 2009 года в удовлетворении заявления управлению отказано.

Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловало его, указав, что срок, исчисляемый годами, не может исчисляться календарными периодами продолжительностью с 01 января по 31 декабря года, срок должен начинаться на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено начало срока. Так как Анкудинов А.И. закончил прохождение соответствующей подготовки и сдал экзамен 14.08.2003, пятилетний срок должен начинаться на следующий день, после дня окончания соответствующей подготовки и сдачи экзамена. Истекать данный срок будет в соответствующее число последнего месяца последнего года, а именно 15.08.2008.

Кроме того, податель апелляционной жалобы указывает на то, что суд не принял во внимание, что в приложении "Справка-сведения о наличии должностного лица, ответственного за обеспечение БДД_" (форма N 2) в акту проверки от 27.11.2008 N 202, директор общества указал в качестве должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, Анкудинова А.И. Также в соответствии с приказом от 28.11.2008 N 4 директор общества Ильин В.К. был назначен ответственным за безопасность дорожного движения с 01.12.2008.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, по мотивам которого отклонило доводы управления.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.

Управление представило ходатайства о рассмотрении данного дела в отсутствие его представителя.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, общество осуществляет хозяйственную деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 45 N 000618457, выданного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кургану Курганской области (л.д. 18). Деятельность по оказанию транспортных услуг по перевозке пассажиров осуществляется на основании лицензии серии АСС-45-008422 сроком действия с 12.01.2005 по 11.01.2010 (л.д. 17).

Управлением 19.11.2008 на основании приказа от 19.11.2008 N 1191 (л.д. 8) осуществлена внеплановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий, требований законодательства и нормативных актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте в отношении общества, основанием для проведения которой послужила информация ОГИБДД УВД г. Кургана о совершении дорожно-транспортного происшествия от 17.11.2008 (л.д. 25).

Результаты проверки отражены в акте от 27.11.2008 N 202, из которого следует, что должностное лицо ООО "Компания Заурал-такси-лайн" по безопасности дорожного движения - инженер (механик) Анкудинов А.И. не прошёл периодическое повышение квалификации в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утверждёнными Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 N 75 (л.д. 9).

По результатам проверки управлением составлен протокол об административном правонарушении от 27.11.2008 N 000177 в отношении общества по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении деятельности по оказанию услуг перевозки пассажиров с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (л.д. 6), а также выдано предписание от 27.11.2008 N 443 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений (л.д. 32).

Материалы административного дела с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в порядке ст. 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Курганской области.

Отказывая в удовлетворении заявления управлению, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, обоснованными и основаны на правильном применении норм права.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 в пункте 17 дано разъяснение о том, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ определяется, что лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Подпунктом 62 ст. 17 указанного Закона установлено, что деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

В силу п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт "б"); соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении таких перевозок, утверждаемым Министерством транспорта РФ (подпункт "д").

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 утверждено Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов.

Согласно данному Приказу в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации. Аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет. Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого, как правило, в учебных заведениях, указанных в Перечне, который определяется Министерством транспорта Российской Федерации, согласно приказу от 11.03.1994 N 13/11.

Приказом N 13/11 от 11.03.1994 утвержден Перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации, в том числе специалисты: диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

В соответствии с пунктом 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утверждённых Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 N 75 (далее - Квалификационные требования), квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте. Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации". Специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приказом общества от 10.01.2008 N 2 (л.д. 23) ответственным за лицензируемую деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения назначен механик Анкудинов А.И., имеющий удостоверение профессиональной компетентности (л.д. 24).

В связи с предоставлением Анкудинову А.И. с 10 августа по 10 сентября 2008 отпуска (л.д. 49) приказом общества от 11.08.2008 N 3 (л.д. 46) ответственным за БДД временно назначен Ильин В.К., имеющий удостоверение профессиональной компетентности (л.д. 48), удостоверение о прохождении обучения по программе: "Подготовка специалистов по безопасности движения на автомобильном и городском электротранспорте" с 03.03.2008 по 07.03.2008 (л.д. 47) и удостоверение на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте (л.д. 47).

Механик общества Анкудинов А.И. также прошел соответствующее обучение в период с 31.07.203 по 14.08.2003 (л.д. 24).

Приказом общества от 28.11.2008 N 4 (л.д. 41) ответственным за БДД назначен Ильин В.К.

Арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил довод управления в части исчисления срока прохождения очередной подготовки, поскольку Анкудинов А.И. прошёл повышение квалификации в 2003 году и в силу вышеуказанных Квалификационных требований очередное повышение квалификации он обязан пройти не позднее 2008 года, при этом срок очередного повышения квалификации не связывается с датой окончания предыдущего обучения, а определяет его календарным периодом - не реже одного раза в пять лет.

Также арбитражным судом первой инстанции обоснованно учтено, что управлением не представлено доказательств того, что механик Анкудинов А.И. после указанной даты - 15.08.2008 осуществлял функции по безопасности движения и контролю технического состояния транспортных средств при выпуске на линию.

Таким образом арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушения лицензионных требований и условий в виде непрохождения механиком Анкудиновым А.И. повышения квалификации на момент проверки 27.11.2008 обществом не допущено, в связи с чем, в действиях ООО "Компания Заурал-такси-лайн" отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлено ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы управления.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьей 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 22 января 2009 года по делу N А34-6789/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора в Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

 

Председательствующий судья

О.Б. Тимохин

 

Судьи

А.А. Арямов
Н.Г. Плаксина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А34-6789/2008


Истец: Управление государственного автодорожного надзора Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Ответчик: ООО Компания Заурал-Такси-Лайн


Хронология рассмотрения дела:


10.03.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1243/2009