г. Челябинск
20 марта 2009 г. |
N 18АП-1538/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 20 марта 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Калачева Евгения Борисовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 января 2009 г. по делу N А07-16281/2008 (судья Симахина И.В.), при участии: от Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан - Прокофьева А.Г. (доверенность N 12-298 от 23.10.2008),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Калачев Евгений Борисович (далее - заявитель, ИП Калачев Е.Б., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы (далее - государственный орган, Управление) от 02.10.2008 N 15-03/11.
До принятия решения по существу спора заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил признать незаконным действие Управления, нарушающего порядок выдачи в установленный 10-дневный срок дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек) или направления официального уведомления об отказе в их выдаче с указанием причин отказа, установленный статьей 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) и пунктом 12 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 (л.д. 59, протокол судебного заседания л.д. 72-73). Уточнение судом принято.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2009 по настоящему делу в удовлетворении уточненных требований предпринимателя отказано.
Заявитель не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его в апелляционном порядке, сославшись на то, судом неполно исследованы обстоятельства, имеющие значения при рассмотрении данного дела. В апелляционной жалобе указал, что предприниматель надлежащим образом исполнил обязанности по направлению заявления о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек). В то время как Управление в нарушение пункта 12 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортном, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение о лицензировании перевозок) вынесло приказ от 02.10.2008 N 15-03/11 о проведении проверки лицензионных требований и условий.
Указывает, что установленный положениями Федерального закона N 128-ФЗ перечень видов и оснований, проводимых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мероприятий по контролю, не устанавливает проведение лицензионного контроля в виде проверки возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий при переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии и выдачи выписок из этого документа. Полагает, что назначенная Управлением проверка возможностей выполнения заявителем лицензионных требований и условий при переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии и выдаче дополнительных выписок из этого документа, незаконна. В связи с чем действия государственного органа являются незаконными.
Считает, что применение в отношении индивидуального предпринимателя положений статьи 1 Федерального закона N 128-ФЗ и пункта 6 Положения о лицензировании перевозок неправомерно, поскольку заявитель не является соискателем лицензии, а является лицензиатом.
Полагает, что вывод суда о законности назначения проверки в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 128-ФЗ ИП Калачеву Е.Б., являющемуся лицензиатом, возможности выполнения лицензионных требований и условий, предусмотренной для соискателей лицензии, является неправомерным.
С выводом суда о законности назначенной лицензирующим органом в соответствии с пунктом 14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного приказом Минтранса России от 18.12.2006 N 153 (далее - Административный регламент) проверки возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий при переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии и выдаче выписок из этого документа заявитель не согласен. Судом первой инстанции не учтены положения статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о проведении оценки юридической значимости примененных законов и изданных в их исполнение нормативных правовых актов.
Указывает, что действия Управления осуществлены с нарушениями положений Федерального закона N 128-ФЗ и Положения о лицензировании перевозок в части: назначения не предусмотренной законодательством проверки возможности выполнения ИП Калачевым Е.Б. лицензионных требований и условий при переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии и выдаче выписок из этого документа; нарушения установленного порядка выдачи дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек) или официального уведомления об отказе в их выдаче с обоснованием причин отказа.
Представитель Управления в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта. Пояснил, что действия государственного органа, выразившиеся в направлении письма от 02.10.2008, не нарушают прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представителей не направил.
В соответствии со статьями 123, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя государственного органа, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Калачаеву Е.Б. выдана лицензия N АСС-02-01113263 от 20.06.2008 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (л.д.9)
В связи с изменением количества транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, заявитель 19.09.2008 обратился в Управление с заявлением о выдаче выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки) с приложением соответствующих документов (л.д.20, 30).
Управлением 19.09.2008 вынесен приказ N 477 о проведении мероприятий по контролю лицензиата на предмет возможности выполнения лицензионных требований и условий при получении выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки) (л.д.23). Данный приказ, а также уведомление от 19.09.2008 N 157 о проведении 26.09.2008 проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий направлены заявителю по почте (л.д.34)
Однако индивидуальный предприниматель в установленные сроки в Управление не явился. На основании чего государственным органом составлен акт от 27.09.2008 N 31/0003 (л.д.13) и направлено в адрес заявителя письмо от 02.10.2008 N 15-03/111 о невозможности выдачи либо отказе в выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек) до проведения проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий (л.д.14).
Полагая, что действия Управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя, ИП Калачев Е.Б. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий по принятию указанного письма.
Отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Административным регламентом установлено право Управления при увеличении количества подвижного состава на проведение проверки возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий. Суд пришел к выводу, что действия административного органа по изданию письма от 02.10.2008 N 15-03/111, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, основанными на правильном применении норм права.
В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ лицензированию подлежат, в частности, перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 128-ФЗ установлен порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
На основании части 1 статьи 12 Федерального закона N 128-ФЗ лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Сроки и последовательность действия (административных процедур) при исполнении государственной функции - лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, определены в Административном регламенте.
Согласно пункту 14.6 Административного регламента в связи с увеличением количества подвижного состава Управлением проводится проверка возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий в порядке, установленном пунктом 14.2 Административного регламента. При положительных результатах проверки выдаются дополнительные выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионные карточки).
Указанный Регламент разработан для целей упорядочения действий лицензирующего органа, не противоречит лицензионному законодательству, прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации имеет нормативный характер и является обязательным для применения.
Таким образом, основанием для проведения проверки лицензирующим органом возможности соблюдения индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий является увеличение количества автотранспортных средств, используемых заявителем для перевозки пассажиров.
Судом установлено и предпринимателем не оспаривается факт увеличения количества подвижного состава, используемого им для перевозки пассажиров.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о законности действий Управления по изданию приказа о проведении проверки, которые соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.
На основании изложенного, доводы подателя жалобы о том, что Управлением назначена проверка, непредусмотренная законодательством, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права и опровергнутые материалами дела.
Судом установлено, что заявителем не обеспечена явка в назначенное для проведения проверки время и место, ходатайство о проведении проверки в иное время не заявлено в связи с поздним получением уведомления от 19.09.2008 N 157 о проведении проверки.
В тоже время, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что Управлением права и законные интересы ИП Калачева Е.Б. нарушены не были, поскольку заявителю предоставлена возможность представления необходимых документов и получения решения о выдаче либо об отказе в выдаче выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек).
Таким образом, вопрос о выдаче дополнительных лицензионных карточек Управлением правомерно оставлен без рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции относится критически к ссылке подателя жалобы о нарушении Управлением положений Федерального закона N 128-ФЗ в части проведения проверочных мероприятий, поскольку пункт 14.6 Административного регламента не противоречит статье 12 Федерального закона N 128-ФЗ, устанавливающей основания проведения лицензионного контроля.
Федеральный закон N 128-ФЗ регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности (статьи 1 Федерального закона N 128-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 128-ФЗ при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
На основании изложенного, довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно применил в отношении заявителя статью 1 Федерального закона N 128-ФЗ и пункт 6 Положения о лицензировании перевозок, поскольку индивидуальный предприниматель не является соискателем лицензии, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решения или действий (бездействия) незаконными заявителю необходимо обосновывать одновременное наличие обстоятельств: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решением или действиями (бездействие) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
ИП Калачевым Е.Б. в нарушение указанных норм не представлено суду доказательств несоответствия оспариваемых действий государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, предпринимателем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит, а решение суда первой инстанции вынесено законно и обоснованно.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также заявленным доводам суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнесены на предпринимателя согласно правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 января 2009 года по делу N А07-16281/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Калачева Евгения Борисовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-16281/2008
Истец: ИП Калачев Е.Б.
Ответчик: Управление государственного автодорожного надзора по РБ
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1538/2009