город Тула |
Дело N А09-7454/07-29 |
25 марта 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2008 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.
судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-350/2008) Комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 03.12.2007 по делу N А09-7454/07-29 (судья Грахольская И.Э.), принятое
по заявлению ООО "Стройконтракт"
к Комитету природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области
о признании недействительным ненормативного акта
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Саввин Н.Г., директор, протокол от 09.02.2007; Денисюк Т.В. , дов. от 19.10.2007 N 1;
от ответчика: Щербак С.И. , главный специалист (юрист), дов. от 10.01.2008 N 8-ои-кп
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройконтракт" (далее - ООО "Стройконтракт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области (далее - Комитет) N 8-0т от 03.08.2007 об отмене решения N 38 от 19.06.2007 "О предоставлении права пользования недрами (геологическое изучение и добыча строительных песков на участке недр "Семцы-2" Почепского района Брянской области)".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.12.2007г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просит его отменить в связи с нарушением судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, в мае 2007 года ООО "Стройконтракт" обратилось в Комитет с заявлением о выдаче лицензии на право геологического изучения и добычу строительных песков на участке недр "Семцы-2" Почепского района Брянской области.
Земельный участок, за предоставлением которого в целях недропользования Общество обратилось с заявлением в Комитет, на момент обращения находился в частной собственности, его собственниками согласно представленным в материалы дела свидетельствам о праве собственности на условную земельную долю являлись физические лица - Панфилова Е.И., Панфилова Е.В. , Панфилов С.В., Панфилов В.М., Панфилов Н.В., Панфилова А.А., Панфилов М.В., Панфилова Т.Г., Щемелин С.И., Щемелина Р.С. (л.д. 76-83).
При этом доверенностью б/н от 12.03.2007, выданной собственниками земельного участка, вышеуказанные физические лица уполномочили ООО "Стройконтракт" в лице директора Саввина Николая Григорьевича использовать принадлежащие им земельные доли в целях недропользования (для добычи песка) (л.д. 73).
С 28.11.2007 согласно свидетельствам о государственной регистрации права 32АГ N 246648 от 29.10.2007, 32АГ N 262581 от 28.11.2007 собственником данного земельного участка является директор Общества - Саввин Николай Григорьевич (л.д. 39-41).
Из приложенной ООО "Стройконтракт" к заявлению на получение лицензии справки ООО "Брянская земельная компания", выданной на имя директора Общества, следует, что в течение 30 дней со дня опубликования объявления N 5-17 от 16.03.2007 в "Земельной газете" N 6(17) с 17 марта по 16 апреля 2007 года возражений по местоположению выделяемого земельного участка (массива) в ОАО "Брянская земельная компания" не поступало. На указанной справке имеется также запись с подписью главы Семецкой администрации Ф.Ф.Белоножко об отсутствии в период с 16 марта по 16 апреля 2007 года возражений населения по выделению земельного участка.
05.06.2007 Администрацией муниципального образования Семецкого сельского поселения утвержден акт выбора земельного участка для размещения карьера строительных песков, который имеет все необходимые согласования с заинтересованными структурами.
Распоряжением от 05.06.2007 глава Администрации муниципального образования Семецкого сельского поселения постановил утвердить акт выбора земельного участка из долевой собственности пайщиков для геологического изучения и добычи строительных песков.
19.06.2007 Комитетом вынесено решение N 38 о предоставлении права пользования недрами ООО "Стройконтракт", на основании которого Обществу выдана лицензия, регистрационный номер БРИ 80024 ТЭ от 19.06.2007.
Комитет, рассмотрев письмо Администрации Почепского района Брянской области от 30.07.2007 N 1058-и, решением N8-от от 03.08.2007, отменил решение N38 от 19.06.2007 "О предоставлении права пользования недрами (геологическое изучение и добыча строительных песков на участке недр "Семцы-2" Почепского района Брянской области)".
Полагая, что данное решение не соответствует федеральному законодательству - Закону Российской Федерации "О недрах", Земельному кодексу Российской Федерации, и нарушает права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно: не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Статьей 5 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся в том числе: предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения; контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 10 Закона N 2395-1 участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр, в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
В силу ст. 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; по инициативе владельца лицензии; непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах; по инициативе недропользователя по его заявлению (ст. 20 Закона N 2395-1).
Как следует из решения Комитета от 03.08.2007 N 8-от "Об отмене решения от 19.06.2007 N 38 " О предоставлении права пользования недрами (геологическое изучение и добыча строительных песков на участке недр "Семцы" Почепского района Брянской области", в ходе проведенной проверки установлено, что решение от 19.06.2007 N 38 принято в нарушение требований ст. 11 Закона N 2395-1 и ООО " СтройКонтракт" выдана лицензия с нарушениями требований вышеуказанной статьи, а именно: Обществом не представлены документы, подтверждающие согласие собственника земельного участка, землепользователей или землевладельца на предоставление соответствующего участка.
При рассмотрении спора арбитражным судом правомерно на основании ст. 5 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N3314-1, установлено, что вынесение решения о предоставлении ООО "Стройконтракт" права пользования недрами Комитетом, как и выдача лицензии на право пользования недрами, осуществлены ответчиком в пределах его компетенции.
Также является обоснованным вывод суда об отсутствии нарушений действующего законодательства при вынесении названных актов.
Так, судом правомерно отклонены доводы заявителя о нарушении статьи 11 Закона РФ "О недрах", предусматривающей условием предоставления лицензий на пользование недрами, наличие предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования.
Названные выше свидетельства о праве собственности на условную земельную долю граждан, подтверждающие право собственности физических лиц - Панфиловой Е.И., Панфиловой Е.В., Панфилова С.В., Панфилова В.М., Панфилова Н.В., Панфилова А.А., Панфилова М.В., Панфиловой Т.Г., Щемелина С.И., Щемелиной Р.С. на предоставляемый заявителю земельный участок, а также доверенность б/н от 12.03.2007, подтверждающая наличие согласия собственников на предоставление принадлежащего им земельного участка Обществу для разработки, акт выбора земельного участка для размещения объекта для геологического изучения и добычи строительных песков от 05.06.2007 и распоряжение об утверждении акта, свидетельствуют о том, что предварительное согласие собственников, а также органа управления земельными ресурсами на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования на дату выдачи лицензии ООО "Стройконтракт" получено. На наличие согласия собственников земельного участка указано и в Приложении N 1 к лицензии БРН 80024 ТЭ от 19.06.2007 (л.д.59).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у недропользователя на момент получения лицензии имелось согласие собственника земли на отвод земельного участка для целей недропользования.
Кроме того, из материалов дела следует, что акт по результатам проведения в отношении Общества проверки, на результаты которой ссылается ответчик в обоснование вынесения оспариваемого решения, не составлялся.
Из статьи 11 Закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 134-ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" следует, что должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 9 указанного закона по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющими проверку, составляется акт в двух экземплярах. Один экземпляр акта вручается руководителю юридического лица, либо его представителю, либо направляется по почтовой связи с уведомлением о вручении.
Ответчиком вместо мероприятий по проведению контроля в суд представлено только письмо администрации Почепского района Брянской области от 30.07.2007 о том, что ООО "Стройконтракт" не обращалось с заявлением в администрацию района или Семецкую сельскую администрацию о выборе и согласовании в соответствии с Законом "О недропользовании".
С учетом вышеизложенного, судом сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемое решение вынесено Комитетом без фактического проведения проверки.
В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемого ненормативного акта, возложена на соответствующий орган.
Вместе с тем в материалы дела Комитетом не представлены доказательства, свидетельствующие о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о несоответствии оспариваемого решения Комитета нормам права. Кроме того, поскольку ООО "Стройконтракт" право пользования недрами на участке "Семцы-2" осуществлялось на основании лицензии БРИ 80024 ТЭ от 19.06.2007, принятое в отношении этого права решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
При этом необоснованно указание заявителя жалобы на то, что перечисленные документы имеют отношение только к физическому лицу - Саввину Николаю Григорьевичу, и не могут служить доказательствами наличия согласия собственников земельного участка либо органа управления земельными ресурсами на предоставление земельного участка Обществу в целях недропользования.
Исходя из буквального толкования текста доверенности б/н от 12.03.2007, разрешение собственников земельных участков использовать принадлежащие им земельные доли в целях недропользования было выдано именно заявителю - ООО "Стройконтракт" в лице генерального директора Саввина Николая Григорьевича.
Акт выбора земельного участка для размещения карьера строительных песков от 05.06.2007, утвержденный Администрацией муниципального образования Семецкого сельского поселения, а также Распоряжение главы Администрации муниципального образования Семецкого сельского поселения от 05.06.2007 об утверждении акта выбора земельного участка из долевой собственности пайщиков для геологического изучения и добычи строительных песков, также вынесены в отношении ООО "Стройконтракт".
Довод заявителя о том, что доказательством проведения контрольных мероприятий в отношении истца является приказ Комитета N 13/133/1 от 03.08.2007 о назначении служебной проверки, необоснован, поскольку данный приказ представлен заявителем только в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, при этом доказательств уважительности его непредставления в суд первой инстанции ответчиком не представлено, в связи с чем данный документ в силу ст.268 АПК РФ не может быть положен судом апелляционной инстанции в основу итогового судебного акта.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что постановление администрации муниципального образования Семецкого сельского поселения от 05.06.2007 N 4 "Об утверждении акта выбора земельного участка для карьера строительных песков ООО "СтройКонтракта " и распоряжение администрации муниципального образования Семецкого сельского поселения от 05.06.2007 " О подтверждении акта выбора земельного участка для геологического изучения и добычи строительных песков" являются актами, не имеющими юридической силы, и не могут рассматриваться как доказательства, не принимается во внимание апелляционной инстанции, поскольку в данном случае собственниками согласно представленным в материалы дела свидетельствам о праве собственности на условную земельную долю являлись физические лица - Панфилова Е.И., Панфилова Е.В. , Панфилов С.В., Панфилов В.М., Панфилов Н.В., Панфилова А.А., Панфилов М.В., Панфилова Т.Г., Щемелин С.И., Щемелина Р.С., которые дали согласие на использование земельных долей в целях недропользования (для добычи песка).
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Поскольку Комитету природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области при подаче апелляционной жалобы предоставлялась отсрочка ее уплаты, госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Брянской области от 03.12.2007 по делу
N А09-7454/07-29 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7454/07
Истец: ООО "Стройконтракт"
Ответчик: Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-350/2008