Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2009 г. N 04АП-3976/09

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 26 октября 2009 г. N 04АП-3976/09

 

г. Чита

Дело N А78-5483/2009

"26" октября 2009 г.

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2009 года

 

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,

судей Н.В. Клочковой, Г.Г. Ячменева,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Павловой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального лечебно-профилактического учреждения "Борзинская центральная районная больница"

на решение арбитражного суда Забайкальского края от 09 сентября 2009

по делу N А78-5483/2009, по заявлению Управления Росздравнадзора по Забайкальскому краю о привлечении муниципального лечебно-профилактического учреждения "Борзинская центральная районная больница" к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), принятое судьей М.И. Анисимовым,

при участии:

от заявителя: Дробышевой К.В., представителя по доверенности от 14.10.2009г.;

от заинтересованного лица: не было;

и УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Управление Росздравнадзора по Забайкальскому краю, обратился с заявлением к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению "Борзинская центральная районная больница" о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Решением суда первой инстанции от 09 сентября 2009 года требования заявителя удовлетворены.

Суд первой инстанции муниципальное лечебно-профилактическое учреждение Борзинская центральная районная больница (выписка из ЕГРЮЛ от 24 марта 2009 года, место нахождения г. Борзя Забайкальского края, ул. Ленина 10) привлек к административной ответственности по п.2 ст.14.1 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей, без конфискации с зачислением указанной суммы в УФК по Забайкальскому краю (Управление Росздравнадзора по Забайкальскому краю), ИНН 7536057690, КПП 753601001, ОКАТО 76401000000, р/с 401018102000000100001, ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю г.Чита, КБК 060 1 16 90040 04 0000 140.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

В период с 17 по 21 августа 2009 года, в ходе проведения проверки соблюдения правил предоставления платных услуг в медицинской организации, утвержденных в установленном порядке, в поликлинике МЛПУ Борзинская ЦРБ по адресу: г. Борзя, ул. Ленина,5 осуществляется предоставление услуг на платной основе - экспертиза на право владения оружием. В соответствии с лицензиями на медицинскую деятельность N 75-01-000058 от 11.05.2006г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ЛО-75-01-000114 от 21.04.09 г., выданной Министерством здравоохранения Забайкальского края осуществление данного вида медицинской деятельности разрешено по адресу: г. Борзя, ул. Ленина,10. Поликлиника МЛПУ Борзинская ЦРБ лицензии на оказание данного вида деятельности не имеет. Кроме того, осуществляется проведение предварительных медицинских осмотров для допуска лиц к управлению транспортным средством. В составе комиссии, проводящей данные виды осмотра, входит врач-нарколог, однако у МЛПУ Борзинская ЦРБ лицензии на осуществление вида медицинской деятельности по специальности наркология нет.

На основании материалов проверки, 20 августа 2009 года составлен протокол об административном правонарушении, действия учреждения квалифицированы по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Проанализировав доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи в соответствии с Перечнем согласно приложению к названному Положению.

В указанный Перечень включены работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) водителей транспортных средств, медицинскому (наркологическому) освидетельствованию (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. N 241).

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Учреждение, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.

Представитель Учреждения в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, телеграммой, врученной 16.10.2009г.

Из апелляционной жалобы Учреждения следует, что Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Борзинская центральная районная больница" несогласно с решением суда, поскольку согласно Устава МЛПУ Борзинская ЦРБ является юридическим лицом, а районная поликлиника относится к структурному подразделению больницы. Лицензия от 11.06.2006 N 75-01-000058 выдана МЛПУ Борзинская ЦРБ, где указано, что учреждение имеет право оказывать доврачебную помощь, в том числе проводить экспертизу на право владения оружием.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128 -ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет.

Представитель Управления в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил в её удовлетворении отказать.

Из пояснений представителя Управления, следует, что согласно правил, согласно лицензии учреждение праве оказывать деятельность только по тем адресам, которые заявила при получении лицензии и только те услуги из лицензии, которые она указала по каждому конкретному адресу осуществления такой деятельности.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.

Согласно п. 3 ст. 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

Из протокола по делу об административном правонарушении от 20 августа 2009 года, (т.1, л/д.27) следует, что учреждение в нарушение п.п. 96 , ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. N 30 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности", Приказа Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 N 323 (ред. от 23.01.2009) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2007 N 9613) "Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи", в поликлинике муниципального лечебно-профилактического учреждения "Борзинская центральная районная больница" по адресу 6746000, Забайкальский край, г. Борзя, ул. Ленина, д. 5, осуществляло предоставление медицинских услуг на платной основе по следующим видам:

1. Экспертиза на право владения оружием.

В соответствии с лицензией на медицинскую деятельность N 75-01-000058 от 11 мая 2006 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и лицензией N ЛО-75-01-000114 от 21.04.2009г. выданной Министерством здравоохранения Забайкальского края осуществление данного вида медицинской деятельности разрешено, только по адресу: 6746000, Забайкальский край, г. Борзя, ул. Ленина, д. 5, поликлиника муниципального лечебно-профилактического учреждения "Борзинская центральная районная больница", лицензии на оказание данного вида деятельности не имеет.

2. В соответствии с п. 7 разрешения на оказание платных медицинских услуг выданного Администрацией муниципального района "Борзинский район" от 29.12.2008г., N 3, поликлиника муниципального лечебно-профилактического учреждения "Борзинская центральная районная больница", расположенная по адресу 6746000, Забайкальский край, г. Борзя, ул. Ленина, д. 5, осуществляла проведение предварительных медицинских осмотров для допуска лиц к управлению транспортными средствами. В составе комиссии проводящей данные виды осмотра входят врач-нарколог, принятый на работу в должности психиатра-нарколога в соответствии с приказом муниципального лечебно-профилактического учреждения "Борзинская центральная районная больница". Между тем у муниципального лечебно-профилактического учреждения "Борзинская центральная районная больница" лицензии на осуществление вида медицинской деятельности по специальности - Наркология, нет.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно п.п. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности - медицинская деятельность.

Согласно "Положения о лицензировании медицинской" деятельности утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (ред. в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 241) "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (далее - лицензирующие органы).

Лицензия на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия) предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)).

Согласно утвержденного Перечня, к работам (услугам), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, относятся в том числе работы (услуги) по: медицинскому (наркологическому) освидетельствованию; психиатрии-наркологии; экспертизе наркологической; экспертизе на право владения оружием.

Из указанного следует, что такой вид медицинской деятельности как - наркология, как лицензируемый вид медицинской деятельности названными нормативными актами не предусмотрен.

Таким образом, вывод заявителя в протоколе по делу об административном правонарушении о том, что учреждение в нарушение п.п. 96 , ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. N 30 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности", Приказа Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 N 323 (ред. от 23.01.2009) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2007 N 9613) "Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи", осуществляло указанную деятельность в отсутствие специального разрешения, не основана на норме права, поскольку по медицинской деятельности "наркология" действующее законодательство не предусматривает получения лицензии.

Между тем согласно материалам дела, у учреждения в названной лицензии имелось разрешение на осуществление таких видов медицинской деятельности как "психиатрия-наркология" и "медицинское (наркологическое) освидетельствование.

При каком виде разрешенной медицинской деятельности учреждение вправе осуществлять проведение предварительных медицинских осмотров для допуска лица к управлению транспортных средством, протокол по делу об административном правонарушении не указывает. Не смогли указанное, пояснить и представители заявителя в судебном заседании.

Согласно п. 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким обозом, вменяемое учреждению противоправное деяние, как отсутствие разрешения на осуществление медицинской деятельности - "наркология" не может быть признано каким-либо противоправным деянием, в том числе и охватываемым диспозицией ч. 2 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно материалам дела, Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Борзинская центральная районная больница" являясь юридическим лицом, на момент проверки обладала лицензией N 75-01-000058 от 11 мая 2006 года со сроком действия по 11 мая 2011 года с правом осуществления медицинской деятельности.

Согласно приложению N 1 к названной лицензии учреждению была предоставлена номенклатура работ и услуг.

Согласно названной номенклатуре учреждение вправе оказывать стационарную помощь, в том числе в условиях дневного стационара: психиатрия-наркология; прочие работы и услуги: экспертиза на право владения оружием, медицинское (наркологическое) освидетельствование.

Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Борзинская центральная районная больница" обдало также на момент проверки лицензией N ЛО-75-01-000114 от 21.04.2009г. выданной Министерством здравоохранения Забайкальского края.

Довод заявителя и выводы суда первой инстанции о том, что муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Борзинская центральная районная больница" не вправе осуществлять медицинскую деятельность в виде "экспертизы на право владения оружием" и "наркология" по месту нахождения обособленных подразделений учреждения, и в частности по месту нахождения поликлиники муниципального лечебно-профилактического учреждения "Борзинская центральная районная больница", расположенной по адресу 6746000, Забайкальский край, г. Борзя, ул. Ленина, д. 5, и что указанное также охватывается диспозицией правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются ошибочными, не основанными на нормах права.

Как установлено материалами дела, Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Борзинская центральная районная больница" являясь юридическим лицом, на момент проверки обладала лицензией N 75-01-000058 от 11 мая 2006 года со сроком действия по 11 мая 2011 года с правом осуществления медицинской деятельности.

Согласно приложению N 1 к названной лицензии учреждению была предоставлена номенклатура работ и услуг. Согласно названной номенклатуре учреждение вправе оказывать стационарную помощь, в том числе в условиях дневного стационара по следующим видам медицинской деятельности: психиатрия-наркология; прочие работы и услуги: экспертиза на право владения оружием, медицинское (наркологическое) освидетельствование.

Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Борзинская центральная районная больница" обдало также на момент проверки лицензией N ЛО-75-01-000114 от 21.04.2009г. выданной Министерством здравоохранения Забайкальского края.

Согласно ст. 7 Федерального закона РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О лицензировании отдельных видов деятельности" на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" следует, что деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов Российской Федерации о намерении осуществлять лицензируемой вид деятельности на их территориях.

Из указанного следует, что вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом, и такая деятельность может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Названные нормы не предусматривают, получение юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти, лицензии на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.

Поскольку муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Борзинская центральная районная больница", вправе осуществлять медицинскую деятельность согласно имеющейся у него лицензии на всей территории Российской Федерации, то осуществление такой медицинской деятельности на основании имеющейся лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, по месту нахождения обособленного подразделения, не содержит вменяемого учреждению правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Суд апелляционной инстанции, оценив протокол по делу об административном правонарушении, не установил, что он содержит достаточные основания для иной квалификации деяния учреждения.

При названных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое на не правильно установленных фактических обстоятельствах, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела и неправильном истолковании указанного законодательства, апелляционная жалоба учреждения удовлетворению.

В удовлетворении требований заявителю надлежит отказать.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ

Решение арбитражного суда Забайкальского края от "09" сентября 2009 года по делу N А78-5483/2009 отменить.

В удовлетворении требований Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Забайкальскому краю о привлечении муниципального лечебно-профилактического учреждения Борзинская центральная районная больница к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

 

Председательствующий судья

Е.В. Желтоухов

 

Судьи

Г.Г. Ячменёв
Н.В. Клочкова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Номер дела в первой инстанции: А78-5483/09


Заявитель: Управление Росздравнодзора по Забайкальсмкому Краю

Ответчик: МЛПУ Борзинская ЦРБ