Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2009 г. N 06АП-3864/2009

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда
от 7 октября 2009 г. N 06АП-3864/2009, 06АП-4262/2009

 

г. Хабаровск

 

07 октября 2009 г.

N 06АП-4262/2009

 

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2009 года.

 

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Меркуловой Н.В.

судей Гричановской Е.В., Песковой Т. Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М. В.

при участии в заседании:

от заявителя явились на основании доверенностей от 23.09.2009 N 09/48 представитель - Попова С.Ю., от 08.07.2009 N 09/33 представитель - Гладун И.Н.;

от лица, привлекаемого к административной ответственности, явились на основании доверенности от 15.01.2009 б/н представитель - Володин А.А., на основании выписки из ЕГРЮ от 23.04.2009 представитель - Солин В.А.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Телевидение Комсомольска"

на решение от 16.07.2009

по делу N А73-7042/2009

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Мильчиной И.А.

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю

к Обществу с ограниченной ответственностью "Телевидение Комсомольска"

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю (далее - заявитель, Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Телевидение Комсомольска" (далее - ООО "Телевидение Комсомольска", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Право на обращение с соответствующим заявлением административным органом обосновано тем, что обществом осуществляется радиовещание с нарушением пункта 1 приложения N 1 предусмотренного лицензией от 12.01.2007 серии РВ N 11010, которым установлена обязанность осуществлять вещание с соблюдением законодательства Российской Федерации в соответствии с заявленной программной концепцией и условиями осуществления вещания.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.07.2009 по делу N А73-7042/2009 ООО "Телевидение Комсомольска" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб. в доход федерального бюджета.

Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом факта совершения обществом административного правонарушения, наличия вины ООО "Телевидение Комсомольска" и соблюдения административным органом порядка и срока привлечения лица к административной ответственности.

Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, ООО "Телевидение Комсомольска" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение от 16.07.2009 по делу N А73-7042/2009 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявителем апелляционной жалобы указано на неправильное применение статьи 28.2 КоАП РФ, устанавливающей требования к протоколам об административных правонарушениях. По мнению общества, протокол об административном правонарушении от 22.05.2009 N 05/11, составленный в отношении ООО "Телевидение Комсомольска", в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не может являться допустимым доказательством совершения правонарушения, поскольку общество не является субъектом вмененного правонарушения. Кроме того, заявителем апелляционной жалобы указано на неправильное применение арбитражным судом первой инстанции статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которыми установлено, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки; обязательное взаимодействие контролирующих органов с проверяемыми лицами. По мнению заявителя апелляционной жалобы, статья 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" дает лицензиату право, а не обязанность, используя технические средства, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение средств массовой информации, зарегистрированных в установленном порядке, следовательно, может им осуществляться по его усмотрению, но в пределах заявленных концепции и условий осуществления вещания.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции. Судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела, в отношении ООО "Телевидение Комсомольска", имеющего лицензию на осуществление радиовещания от 12.01.2007 серии РВ N 11010, административным органом в период с 23.04.2009 по 22.05.2009 на основании приказа от 23.04.2009 N 233-П проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, за соблюдением обязательных требований и лицензионных условий в области телевизионного вещания и радиовещания.

В ходе проверки Управлением Роскомнадзора по Хабаровскому краю установлено, что обществом осуществляется радиовещание в меньшем объеме и не по всем направлениям, чем это предусмотрено лицензией. Кроме того, установлен факт распространения обществом в эфире помимо средств массовой информации, заявленных в лицензии на вещание, средства массовой информации - "Радио звезда FM Комсомольск", не заявленного в лицензии на вещание, чем, по мнению административного органа, обществом нарушена статья 31 Федерального закона от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".

По результатам проверки административным органом в присутствии представителя ООО "Телевидение Комсомольска" составлены акт проверки от 21.05.2009 N 05/2705 и протокол об административном правонарушении от 22.05.2009 N 05/11, на основании которого Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю, руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 40 000 руб.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Исходя из анализа указанной нормы, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Статьей 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" установлено, что лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с данным Законом.

В силу пункта 15 Положения о лицензировании телевизионного и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1359, лицензиат несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за осуществление деятельности в строгом соответствии с лицензией.

Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию на осуществление радиовещания от 12.01.2007 серии РВ N 11010, условия осуществления деятельности на радиовещание по лицензии N 1359, указанные в приложениях N 1, N 2, N 3, являются неотъемлемой частью лицензии.

Пунктом 1 приложения N 1 к лицензии N 11010 установлено, что вещание осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации в соответствии с заявленной программной концепцией и условиями осуществления вещания.

Общий объем вещания в неделю, исходя из приложения N 2 к лицензии N 11010, составляет 168 часов. При этом соотношение Комсомольской студии радиовещания к общему объему вещания составляет 14 часов в неделю, в том числе, информационное вещание составляет 15 % эфирного времени, публицистическое - 20 %, познавательно-развлекательное - 15,2 %, культурно-просветительское - 16,7%, детское - 10,5 %, спортивное - 10 %, музыкальное - 12,6 %. Соотношение Национальной телевизионной компании "Звезда" к общему объему вещания составляет 154 часа в неделю, в том числе, информационное вещание составляет 12,5 % эфирного времени, специализированное информационное (в военной сфере) - 12,5 %, политическое - 12,5 %, публицистическое - 12,5 %, культурно-просветительское, образовательное - 12,5 %, музыкально-развлекательное - 37,5 %.

Из материалов дела следует, что в нарушение лицензионных условий вещание средства массовой информации (далее - СМИ) "Комсомольская студия радиовещания" (в эфире распространяется СМИ "Радио звезда FM Комсомольск") составляет 5 часов 44 минуты в неделю, вместо 14 часов 00 минут согласно заявленной концепции (приложение N 2 к лицензии N 11010);

- вещание СМИ "Комсомольская студия радиовещания" (в эфире распространяется СМИ "Радио звезда FM Комсомольск") осуществляется по одному (информационному) направлению вместо семи (приложение N 2 к лицензии N 11010) - не реализованы шесть направлений вещания: публицистическое, познавательно-развлекательное, культурно-просветительское, детское, спортивное, музыкальное;

- информационное направление СМИ "Комсомольская студия радиовещания" (в эфире - распространяется СМИ "Радио звезда FM Комсомольск") составляет 40,9 % от общего объема данного СМИ (5 часов 44 минуты в неделю) вместо 15 % (2 часа 06 минут в неделю) согласно заявленной концепции;

- вещание СМИ "Национальная радиостанция "Звезда - FM" составляет 157 часов 04 в неделю, вместо 154 часа 00 минут согласно заявленной концепции (приложение N 2 к лицензии N11010);

- вещание СМИ "Национальная радиостанция "Звезда - FM" осуществляется по пяти (информационному, специализированному информационному (в военной сфере), публицистическому, культурно-просветительскому, образовательному, музыкально-развлекательному) направлениям вместо шести (приложение N 2 к лицензии N 11010): не реализовано одно направление вещания - политическое;

- информационное направление СМИ "Национальная радиостанция "Звезда - FM" составляет 5,39 % от общего объема вещания данного СМИ (8 часов 03 минуты в неделю) вместо 12,5 % (19 часов 15 минут в неделю) согласно заявленной концепции;

- специализированное информационное (в военной сфере) направление СМИ "Национальная радиостанция "Звезда - FM" составляет 1,25 % от общего объема вещания данного СМИ (1 час 56 минут в неделю) вместо 12,5 % (19 часов 15 минут в неделю) согласно заявленной концепции;

- культурно-просветительское, образовательное направление СМИ "Национальная радиостанция "Звезда - FM" составляет 1,25 % от общего объема вещания данного СМИ (1 час 56 минут в неделю) вместо 12,5 % (19 часов 15 минут в неделю) согласно заявленной концепции;

- публицистическое направление СМИ "Национальная радиостанция "Звезда - FM" составляет 0,58 % от общего объема вещания данного СМИ (54 минуты в неделю) вместо 12,5 % (19 часов 15 минут в неделю) согласно заявленной концепции;

- музыкально-развлекательное направление СМИ "Национальная радиостанция "Звезда - FM" составляет 93,7 % от общего объема вещания данного СМИ (144 часа 17 минут в неделю) вместо 37,5 % (57 часов 45 минут в неделю) согласно заявленной концепции;

- в эфире распространяется СМИ - радиопрограмма "Радио звезда FM Комсомольск", не заявленное в лицензии;

- отсутствие вещания в течение 5 часов 12 минут: с 00:38 по 05:50 24 апреля 2009 (согласно приложению N 3 к лицензии N 11010 вещание ежедневное, круглосуточное).

Таким образом, вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии в действиях общества события вменяемого административного правонарушения является обоснованным.

Факт совершения правонарушения подтверждается актом проверки от 21.05.2009 N 05/2705, протоколом об административном правонарушении от 22.05.2009 N 05/11.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционный инстанции приходит к выводу о том, что общество, осуществляя радиовещательную деятельность, имело возможность выполнить условие лицензии, обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения. Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер для осуществления вещания в соответствии с условиями названной лицензии в материалы дела не представлены.

Следовательно, обоснованным является вывод суда о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ответственность должна была быть возложена на распространяемые средства массовой информации, является несостоятельным, поскольку лицензия на осуществление радиовещания выдана ООО "Телевидение Комсомольска", которое в силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ является субъектом вмененного правонарушения.

Исходя из изложенного, является несостоятельным и довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении арбитражным судом первой инстанции статьей 28.2, 26.2 КоАП РФ.

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" вступил в силу с 1 мая 2009 года, за исключением положений, регламентирующих уведомительный порядок, которые вступили в силу с 1 июля 2009 года. Соответственно, действие данного закона не распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в связи с чем является несостоятельным довод общества о неправильном применении арбитражным судом первой инстанции указанного Федерального закона.

Апелляционная инстанция отклоняет довод жалобы о том, что проверка проведена административным органом с нарушением требований Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", действовавшего в проверяемый период, действие названного Закона направлено на регулирование отношений в области защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в том числе федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).

Согласно абзацу первому статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" под государственным контролем (надзором) следует понимать проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Исходя из изложенного под действие Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" подпадают отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам, работам, услугам. Государственный контроль это мероприятия по проверке свойств и характеристик товаров, работ, услуг на соответствие установленным требованиям.

Так как контрольные мероприятия, проводимые управлением в целях проверки соблюдения обществом требований законодательства в сфере лицензирования радиовещания, не направлены на проверку соблюдения этим лицом обязательных требований к его товарам (работам, услугам), то эти мероприятия не подпадают под понятие "государственный контроль", используемое в целях Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", в связи с чем ссылка подателя апелляционной жалобы на нарушение административным органом положений Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" является неправильной.

Приведенные заявителем апелляционной жалобы обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии события вмененного правонарушения. Не является таким обстоятельством и факт осуществления вещания в меньшем объеме, чем в заявленной концепции, поскольку указанные действия также являются нарушением лицензионных требований.

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно привлек ООО "Телевидение Комсомольска" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями к отмене судебного акта, арбитражным апелляционным судом так же не установлено.

Частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается в связи с этим ООО "Телевидение Комсомольска" из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб.

Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 июля 2009 года по делу N А73-7042/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Телевидение Комсомольска" - без удовлетворения.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Телевидение Комсомольска" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 05.08.2009 N 98 государственную пошлину в размере 1 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

 

Председательствующий

Н.В. Меркулова

 

Судьи

Е.В. Гричановская
Т.Д. Пескова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Номер дела в первой инстанции: А73-7042/2009


Истец: Управление Федеральнй службы по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю

Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Телевидение Комсомольска"