Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2009 г. N 17АП-10657/09 (ключевые темы: алкогольная и спиртосодержащая продукция - административная ответственность - розничная торговля - лицензирование - оборот алкогольной продукции)

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2009 г. N 17АП-10657/09

 

г. Пермь

Дело N А60-35817/2009

23 ноября 2009 года

N 17АП-10657/2009-АК

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2009 года.

 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ясиковой Е. Ю.

судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.

при участии:

от заявителя - Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области: Остапенко Р.В., удостоверение УР N 371160, доверенность N 09-18/04 от 12.01.2009;

от заинтересованного лица - ООО "Пресс-Трэвел": не явились;

от третьего лица - ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга: не явились;

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 сентября 2009 года по делу N А60-35817/2009,

принятое судьей Кириченко А.В.

по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области к ООО "Пресс-Трэвел" третье лицо: ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее заявитель, административный орган) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Пресс-Трэвел" (далее общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.09.2009 (резолютивная часть объявлена 22.09.2009) в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на декларации общества за второй квартал 2009 года, в которых отражен оборот алкогольной продукции. В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал. Пояснил, что обществу вменяется осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции в период приостановления действия лицензии на данный вид деятельности.

ООО "Пресс-Трэвел" и ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебном заседании участие не принимали.

Поступившее до начала судебного заседания от общества ходатайство об отложении судебного заседания рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ и отклонено в связи с отсутствием оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных ст. 158 АПК РФ.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, обществу в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Управлением ФНС России по Свердловской области была выдана лицензия от 29.10.2008 А 649687, регистрационный номер 000664, на право осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.

Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 31.03.2009 N 01-20/10266 действие указанной лицензии приостановлено.

Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга на основании решения Управления ФНС России по Свердловской области от 31.03.2008 N 01-20/10266, был подготовлен акт снятия остатков алкогольной продукции на складском помещении ООО "Пресс-Трэвел" в целях исключения реализации алкогольной продукции в период приостановления действия лицензии.

Вместе с тем, в декларациях об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за отчетный период - полугодие (2 квартал) 2009 года, представленных ООО "Пресс-Трэвел" в Управление, отражен оборот алкогольной продукции (акт проверки деклараций от 06.08.2009 N 1).

По материалам проверки, проведенной Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, Управлением ФНС России по Свердловской области 10.08.2009 был составлен протокол N 01-24/2 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП.

Материалы административного дела направлены административным органом в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Пресс-Трэвел" к административной ответственности по названной выше статье КоАП.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом в действиях привлекаемого лица объективной стороны состава вменяемого правонарушения.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), под оборотом понимаются закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом в силу ст. 18 Закона каждый вид деятельности подлежит лицензированию.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из материалов усматривается, что обществом кроме лицензии на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции получена лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции со сроком действия с 03.10.2007 по 03.10.2010.

Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что в качестве единственного доказательства, подтверждающего оборот алкогольной продукции в период приостановления действия лицензии от 29.10.2008 А649687 регистрационный номер 000 664, заявителем представлены декларации ООО "Пресс-Трэвел" об объемах оборота, закупки и поставки алкогольной продукции за полугодие 2009 года, из которых усматривается осуществление соответствующей деятельности.

Довод общества о том, что в декларациях отражена розничная продажа алкогольной продукции не может быть принят во внимание при разрешении настоящего спора в силу следующего.

В соответствии с п. 4 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858, декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2005 N 1101-ПП утвержден Порядок предоставления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Свердловской области.

Согласно пунктам 2 и 3 названного порядка, декларации о розничной продаже алкогольной продукции по установленной форме представляются организациями, осуществляющими деятельность по розничной продаже алкогольной продукции и получившими в установленном порядке лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Свердловской области, заказным письмом с уведомлением либо лично представителем лицензиата или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи путем информационного обмена в лицензирующий орган два раза в год с указанием объемов алкогольной продукции нарастающим итогом за год.

При этом, согласно подп. 3 п. 1 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Свердловской области, утвержденного тем же Постановлением Правительства Свердловской области лицензирующим органом является уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере торговли, питания и услуг (Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области).

Исследовав представленные декларации по содержанию, форме и органу, в который они представлены, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в данном случае обществом представлены декларации об объемах оборота этилового спорта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а не декларации о розничной продаже алкоголя.

Вместе с тем, учитывая, что у декларанта имеется право на уточнение данных путем подачи уточненных деклараций за соответствующий период, признать указанные декларации достаточным доказательством события административного правонарушения нельзя.

Иных доказательств осуществления лицензируемой деятельности без лицензии в материалах дела не имеется.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные декларации, инвойсы, международные товарно-транспортные накладные, акт снятия остатков алкогольной продукции, отчет об остатках, помещенных под таможенный режим беспошлинной торговли, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что бухгалтером подписан отчет об остатках, помещенных под таможенный режим беспошлинной торговли, а не отчет об остатках в складском помещении, как это указано в сопроводительном письме Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга от 20.05.2009 N 16-09/06611.

При этом, суд правомерно учел данное обстоятельство как существенное, ввиду наличия у ООО "Пресс-Трэвел" магазина беспошлинной торговли, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции в соответствии с лицензией от 03.10.2007 N 002859.

При таких обстоятельствах, вывод суда о недоказанности административным органом в действиях общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрен ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ является правомерным и обоснованным.

Апелляционный суд также отмечает, что по настоящему делу заявителем не доказана вина общества. Как усматривается из материалов дела, решение Управления от 31.03.2009 N 01-20/10266 о приостановлении действия лицензии получено обществом 18.06.2009 (л.д. 12). Получение решения обществом ранее указанной даты Управлением не доказано. При таких обстоятельствах вина общества в совершении правонарушения по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ также не доказана.

Апелляционным судом также установлено, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, истек. При этом апелляционный суд исходит из того, что правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.17 Кодекса, является длящимся.

В силу ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как указано в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2, при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Поскольку правонарушение выявлено лицом, уполномоченным составлять протокол, 10.08.2009, на момент рассмотрения апелляционной жалобы (19.11.2009) срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и в соответствии со ст. 206 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 сентября 2009 года по делу N А60-35817/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

 

Председательствующий

Е.Ю. Ясикова

 

Судьи

Л.Х. Риб
Л.Ю. Щеклеина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А60-35817/09


Истец: Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области

Ответчик: ООО "Пресс-Трэвел"

Третье лицо: ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга


Хронология рассмотрения дела:


19.11.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10657/09