Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 ноября 2009 г. N 15АП-9491/2009

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 9 ноября 2009 г. N 15АП-9491/2009

 

09 ноября 2009 г.

N 15АП-9491/2009

 

Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2009 года.

 

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Андреевой Е.В.

судей Гиданкиной А.В., Гуденица Т.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батехиной Ю.П.

при участии:

от заявителя: Веретко И.А., представитель по доверенности от 29.07.2009г. N 60, Сердюк Ю.И., представитель по доверенности от 02.11.2009г. N 83,

от заинтересованного лица: Сарычев К.И., представитель по доверенности от 29.10.2009г. N 05-24/08968

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по городу-курорту Анапе Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06 августа 2009 г. по делу N А32-11143/2009-5/142

по заявлению открытого акционерного общество "Аэропорт Анапа" к заинтересованному лицу ИФНС России по городу-курорту Анапе Краснодарского края о признании решений недействительными в части принятое в составе судьи Бондаренко И.Н.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Аэропорт Анапа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России по городу-курорту Анапе Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решений от 20.01.2009г. N 12-20/10975/31, N 12-20/10978/32, N 12-20/10979/33, 12-20/10981/35 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость на сумму доходов по авиационной безопасности за февраль 2007 г. в сумме 126739 руб., за март 2007 г. в сумме 156239 руб., за апрель 2007 г. в сумме 182874 руб., за май 2007 г. в сумме 234379 руб.

Решением суда от 06 августа 2009 г. заявленные требования удовлевторены.

Решение мотивировано тем, что в 2005-2006 г. отсутствовало необходимое нормативное регулирование порядка лицензирования деятельности в области обеспечения авиационной безопасности. Порядок лицензирования деятельности по обеспечению авиационной безопасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, был определен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006г. N 784, вступившим в действие с 08.01.07 г. Лицензия на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности была получена обществом - 28.05.2007г., до 29.11.2005г. общество осуществляло деятельности на основании лицензии ГСОА N 003232. У общества временно отсутствовала лицензия по независящим от него причинам. Общество принимало меры для скорейшего получения лицензии. Приостановление оказания услуг населению ввиду социальной значимости, осуществляемой заявителем деятельности, было невозможно. При этом в период до получения лицензии в мае 2007 г. соответствие общества требованиям, установленным нормативными документами в области авиационной безопасности подтверждалось действующим в том период сертификатом соответствия N 2051060705.

В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 06.08.2009г. и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, общество при осуществлении деятельности по обеспечению авиационной безопасности может пользоваться льготой, предусмотренной п.п.22 п. 2 ст. 149 НК РФ лишь при наличии лицензии. У налогоплательщика имелась реальная возможность подготовить дополнительный пакет документов необходимых для получения лицензии с 31.12.2006г., однако он своей возможностью не воспользовался. В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решении суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 06 августа 2009 г. отменить, принять новый судебный акт. Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, открытое акционерное общество "Аэропорт Анапа" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией курорта Анапа 19.05.1994 N 171 за основным государственным регистрационным номером 1022300510363 ИНН 2301013617.

29.11.02г. обществом получена лицензия серия ГСОА N 003232 на обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Анапа согласно сертификату соответствия сроком действия до 29.11.05г. Обществом получена лицензия серия АБ N 0907006 на основании Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 28.07.09г. ГК-339фс сроком действия по 28.05.2012г., удостоверяющая право на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности. Общество имеет сертификат соответствия N 2051060705 от 19.07.2006г., выданный Управлением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и зарегистрированный в Государственном реестре Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации сроком действия с 19.07.06г. по 19.07.08г.

Обществом представлена налоговая декларация по НДС за февраль 2007 г., исчислен НДС с облагаемого оборота - 10929542 руб. по ставке 18% в размере 1967318 руб., с суммы полученных авансов - 1169008 руб. налог исчислен по ставке 18%/118% в размере 178323 руб. Всего исчислено налога в сумме 2145641 руб. НДС, исчисленный как налоговым агентом составила 1292 руб. Предъявлено к вычету по налоговой декларации - 2409755 руб., в том числе НДС по приобретенным ТМЦ (работам, услугам) в сумме 1631892 руб., по авансам, зачтенным в счет реализации, в размере 776571 руб., сумма налога, уплаченная агентом - 1292 руб. По итогам налогового периода предприятием предъявлено к возмещению из бюджета сумма НДС в размере 264114 руб., исчисленный к уплате в бюджет налоговым агентом составил 1292 руб. Сумма необлагаемой реализованной продукции (товаров, работ, услуг) составила 2296159 руб., сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении деятельности необлагаемой НДС составила - 343111 руб.

Обществом представлена уточненная налоговая декларация по НДС за март 2007 г., исчислен НДС в размере 3379372 руб., со стоимости реализации - 15424898 руб. по ставке 18% на сумму 2776482 руб., с суммы полученных авансов 3952276 руб. по расчетной ставке 18%/118% в размере 602890 руб. Предъявлено к вычету по налоговой декларации 3087990 руб., в том числе НДС по приобретенным ТМЦ (работам, услугам) - 509594 руб., по авансам, зачтенным в счет отгруженной продукции, в размере 2577122 руб., сумма налога, уплаченная агентом 1274 руб. По итогам налогового периода исчислено к уплате в бюджет в сумме 291382 руб. Сумма необлагаемой реализованной продукции (товаров, работ, услуг) составила -2927438 руб., сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении деятельности необлагаемой НДС, составила 96957 руб.

Обществом представлена уточненная налоговая декларация по НДС за апрель 2007 г., исчислен НДС в размере 3407131 руб., со стоимости реализации - 16951383 руб. по ставке 18% на сумму 3051249 руб., с суммы полученных авансов 2333006 руб. по расчетной ставке 18%/118% в размере 355882 руб. Предъявлено к вычету по налоговой декларации - 3747422 руб., в том числе НДС по приобретенным ТМЦ (работам, услугам) - 3402539 руб., по авансовым, зачтенным в счет отгруженной продукции, в размере 343616 руб., сумма налога, уплаченная агентом - 1267 руб. По итогам налогового периода предприятием предъявлено к возмещению из бюджета сумма НДС 340291 руб., исчислено к уплате в бюджет налоговым агентом, составила 1267 руб. Сумма необлагаемой реализованной продукции (товаров, работ, услуг) составила 3500459 руб., сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении деятельности необлагаемой НДС составила - 78011 руб.

Обществом представлена уточненная налоговая декларация по НДС за май 2007 г., исчислен НДС в размере 11917864 руб., со стоимости реализации 36849867 руб. по ставке 18% на сумму 6632976 руб., с суммы полученных авансов 34645377 руб. по расчетной ставке 18%/118% в размере 5284888 руб. Предъявлено к вычету по налоговой декларации 13323174 руб., в том числе НДС по приобретенным ТМЦ (работам, услугам) - 13043877 руб., по авансам, зачтенным в счет отгруженной продукции, в размере 278046 руб. сумма налога, уплаченная агентом 1251 руб. По итогам налогового периода предприятием предъявлено к возмещению из бюджета сумма НДС в размере 1405310 руб., исчислено к уплате бюджета налоговым агентом 1251 руб. Сумма необлагаемой реализованной продукции (товаров, работ, услуг) составила 6494698 руб., сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам, использованным при осуществлении деятельности необлагаемой НДС составила 42451 руб.

Налоговой инспекцией в ходе камеральных проверок обоснованности применения льгот по представленным налоговым декларациям установлено, что обществом применяется налоговое освобождение в соответствии с пп.22 п.2 ст. 149 НК РФ по осуществлению следующих видов деятельности: по обеспечению авиационной безопасности, по взлет-посадке, сверхнормативной стоянке и пользованию аэровокзалом. В соответствии с п.1 ст.9 Воздушного Кодекса РФ отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством РФ.

По результатам проведенных проверок, налоговой инспекцией вынесены решения от 20.01.2009г. N 12-20/10975/31, N 12-20/10978/32, N 12-20/10979/33, 12-20/10981/35 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислен налог на добавленную стоимость на сумму доходов по авиационной безопасности за февраль 2007 г. в сумме 126739 рублей, за март 2007 г. в сумме 156 239 рублей, за апрель 2007 г. в сумме 182 874 рублей, за май 2007 г. в сумме 234 379 рублей.

Мотивируя принятое решение, налоговая инспекция указала, что срок лицензии (серия ГСОА N 003232) на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности, имеющейся у общества истек 29.11.2005г., новая лицензия на осуществление данного вида деятельности получена 28.05.2007г. сроком действия по 28.05.2012г. т.е., в период с февраля по май 2007 г., общество осуществляло деятельность по обеспечению авиационной безопасности при отсутствии лицензии, и пришла к выводу о том, что оснований для применения налогового освобождения, предусмотренного пп.22 п.2 ст. 149 НК РФ, в феврале, марте, апреле, мае 2007 г. у предприятия не было, Общество, не согласившись с вынесенными решениями, обжаловало их вышестоящий орган, указанные решения оставлены без изменения Управлением ФНС России по Краснодарскому краю.

Реализуя право на судебную защиту, общество в порядке, определенном статьями 138 НК РФ и 198 АПК РФ, оспорило указанные решения в арбитражный суд.

Суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со ст. 143 НК РФ заявитель является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В силу пп.22 п.2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.

Согласно п.6 ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 9 Воздушного кодекса Российской Федерации лицензированию подлежат: деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе; деятельность по обслуживанию воздушного движения, а также по обслуживанию воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах; авиационные работы для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе авиационные работы, выполняемые в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ; подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; деятельность по обеспечению авиационной безопасности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.11.2002г. обществом получена лицензия серия ГСОА N 003232 на обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Анапа согласно сертификату соответствия. Срок действия указанной лицензии был установлен по 29.11.2005г.

В 2005 г. общество обратилось за разъяснениями в Ространснадзор о порядке продления лицензии и о лицензирующем органе. 20.09.05г. Ространснадзором электронным письмом разъяснено об отсутствии необходимой законодательной базы в данной сфере лицензирования.

Письмом от 11.10.05 г. Южное управление Государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта указало, что лицензирование деятельности по обеспечению авиационной безопасности будет осуществляться после выхода постановления Правительства о лицензировании по обеспечению авиационной безопасности и введения в действие соответствующих нормативных правовых актов. Письмом Ространснадзора от 21.09.06 г. повторно разъяснено, что лицензирование деятельности будет осуществляться после выхода указанного выше постановления Правительства РФ и введения в действие соответствующих нормативных правовых актов Минтранса России.

Южное управление государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта письмом от 09.06.07г. разъяснило, что лицензии на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности в период с 2005 г. до принятия постановления Правительства РФ от 22.12.06 г. N 784 не выдавались ввиду отсутствия руководящих документов и органа по лицензированию. Действующим законодательством выдача временных разрешений на осуществление лицензируемого вида деятельности (обеспечение авиационной безопасности) в вышеуказанный период аэропортам не предусматривалась. Согласно данному письму разрешительным документом на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту является сертификат соответствия по АБ.

При совокупности приведенных норм законодательства, обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно указал, что в 2005-2006 г. отсутствовало необходимое нормативное регулирование порядка лицензирования деятельности в области обеспечения авиационной безопасности. Порядок лицензирования деятельности по обеспечению авиационной безопасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, был определен "Положением об утверждении положения о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности", утвержденным 22.12.06г. Постановлением Правительства РФ N 784, вступившим в действие с 08.01.07г. Лицензия на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности была получена обществом 28.05.2007г. Из материалов дела следует и судом установлено, что до 29.11.2005г. общество осуществляло деятельности на основании лицензии ГСОА N 003232.

Суд первой инстанции, в этой связи, пришел к правомерному выводу о том, что право налогоплательщика на льготу в данном случае не может быть поставлено в зависимость от действий государственных (лицензирующих) органов. Предприятие не имело возможности своевременно получить лицензию в силу отсутствия в период с 2005 по 2006 год нормативной правовой базы, определяющей лицензирование деятельности в области обеспечения авиационной безопасности, регламентирующей порядок выдачи лицензии и определяющей полномочный орган, что было установлено при рассмотрении дела N А-32-6558/2007-33/133 и отражено в решении от 13.06.07г., оставленном без изменения Постановлением ФАС СКО от 17.10.07г., а также определением ВАС РФ от 31.01.08г. об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела для пересмотра в порядке надзора.

Из представленных в материалы дела доказательств, установлено, что обществом 19.07.06г. получен сертификат соответствия N 2051060705, подтверждающий соответствие аэропорта требованиям, установленным соответствующими нормативными документами в области авиационной безопасности со сроком действия до 19.07.08г. Согласно разъяснениям Южного управления государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 09.06.07г. разрешительным документом на аэропортовую деятельности по обеспечению авиационной безопасности является сертификат соответствия по авиационной безопасности.

Согласно представленным в материалы дела документам после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 22.12.06г. N 784 заявителем предпринимались все необходимые меры к скорейшему получению лицензии, удостоверяющей право на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности в соответствии с требованиями указанного Постановления Правительства РФ.

При совокупности сложившихся обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно указал, что у налогоплательщика временно отсутствовала лицензия по независящим от него причинам, при этом в период до получения лицензии в мае 2007 г. соответствие общества требованиям, установленным соответствующими нормативными документами в области авиационной безопасности подтверждалось действующим в том период сертификатом соответствия N 2051060705.

Доводы налоговой инспекции о затягивании обществом процесса получения лицензии судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные, не соответствующие фактическим обстоятельствам данного дела.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что общество имеет право на освобождение от уплаты НДС в период временного отсутствия лицензии, предшествовавший ее получению (февраль-май 2007 г.), заявленные требования подлежат удовлетворению.

По правилам ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, суд не принимает доводы налоговой инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 270 АПК РФ), не установлено. При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06 августа 2009 г. по делу N А32-11143/2009-5/142 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

 

Председательствующий

Е.В. Андреева

 

Судьи

А.В. Гиданкина
Т.Г. Гуденица

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Номер дела в первой инстанции: А32-11143/2009


Истец: открытое акционерное общество "Аэропорт Анапа"

Ответчик: ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края