Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2009 г. N 18АП-9531/2009

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 16 ноября 2009 г. N 18АП-9531/2009

 

г. Челябинск

Дело N А76-18791/2009

11 ноября 2009 г.

N 18АП-9531/2009

 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б.,

судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стоматология Жемчужина"

на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 сентября 2009 года по делу N А76-18791/2009 (судья Щукина Г.С.),

при участии:

от Министерства здравоохранения Челябинской области - Соповой О.К. (доверенность от 02.02.2009, паспорт),

от общества с ограниченной ответственностью "Стоматология "Жемчужина" - Савина С.М. (доверенность от 15.07.2009, удостоверение адвоката), директора Касумовой А.В. (решение от 01.09.2004 N 1, паспорт),

УСТАНОВИЛ

министерство здравоохранения Челябинской области (далее - министерство, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стоматология "Жемчужина" (далее - общество, ООО "Стоматология Жемчужина", заинтересованное лицо) к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Решением арбитражного суда первой инстанции от 30 сентября 2009 года по настоящему делу заявленные министерством требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловало его в апелляционном порядке по следующим основаниям. Какой-либо фармацевтической деятельностью, а также оптовой торговлей лекарственными препаратами, общество не занимается.

Суд вышел за пределы своих полномочий при рассмотрении административного дела, поскольку обществом допущены нарушения Положения о лицензировании медицинской деятельности, а не нормативных актов, положенных в основу решения суда. Кроме того, общество считает, что ответственным за совершенное обществом административное правонарушение, является директор общества.

Министерство письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении, а представитель заявителя устно возражал на них.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, на основании Приказа Министерства здравоохранения Челябинской области N 859 от 28.07.2009 (т.1 л.д. 27-29), в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1997 N 5487-1, Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности", Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Решением Комиссии по административной реформе в Челябинской области от 17.02.2009 N 01/99 "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Челябинской области по исполнению государственной функции "Лицензирование медицинской деятельности", обращением заместителя Главы г. Челябинска и начальника Управления здравоохранения проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, расположенного по адресу: 454021, г. Челябинск, Комсомольский проспект, 99 на предмет соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в соответствии с лицензией N 74-01-000758ее от 10.02.2002, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В ходе проведенной проверки выявлены грубые нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, а именно: представлен прейскурант на оказание платных медицинских услуг, в котором значится методика отбеливания зубов, которая не зарегистрирована ФС Росздравнадзор и следовательно не может использоваться в медицинской практике, а также лазеротерапия (метод физиотерапевтического воздействия, на который необходимо получение лицензии по физиотерапии). Со слов директора Касумовой А.В., лазер для лечения еще не использовался. В ходе проверки из прейскуранта вышеуказанные методы были исключены; представлена незаверенная нотариусом копия свидетельства о государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Челябинск", оригинал не представлен; отсутствуют помещения для зуботехнической лаборатории (представлено одно помещение площадью около 5 метров); не представлены сертификаты и регистрационные удостоверения на бактерицидные облучатели, тонометры и ультралайты; представлено экспертное заключение о техническом состоянии медицинской техники от 09.09.2004 N 103, срок действия заключения истек в 2006 году, новое заключение о техническом состоянии отсутствует; представлен акт продления ресурса медицинской техники от 20.11.2004 N 129/П, срок заключения истек, действующее заключение не представлено; отсутствует проверка эффективности вентиляции рентген кабинета и фотолаборатории, не проведены контрольные замеры защитной дозиметрии выходных параметров оборудования, отсутствуют перчатки при проведении внутриротовых снимков по адресу: 454016, г. Челябинск, ул. Чайковского, 185, нежилое помещение N 6 (стоматологический кабинет), проспект Комсомольский проспект, 99 (по данному адресу отсутствуют также кресло для рентгенобследования при внутриротовых снимках); отсутствует приказ на лицензию категории А; отсутствует сертификат специалиста на Аскарова А.М. (зубной врач); отсутствует сертификат специалиста на Копп (Порохиной) (сестринское дело); отсутствует свидетельство о повышении квалификации на Евтюшину Н.Г. (медицинская сестра); не представлен сертификат специалиста на Еремину О.В. (медицинская сестра); не представлена первичная специализация или профессиональная переподготовка по рентгенологии на Меньшенину Е.А. (медицинская сестра общего профиля); отсутствует повышение квалификации и сертификат специалиста на Коробейникову Я.Ю. (медицинская сестра); отсутствует сертификат и повышение квалификации по сестринскому делу на Хакимову А.С.; не представлено свидетельство о перемене фамилии на Килину (Слепову) И.М. (врач-стоматолог), а также удостоверение об окончании интернатуры; не представлено удостоверение об окончании интернатуры/ординатуры/профессиональной переподготовке или специализации по стоматологии ортопедической на Смирнова А.Г. (врач- стоматолог); не представлено подтверждение трудовых отношений с Мирзаевым В.М. в качестве зубного врача, а также в отношении таких специалистов как Галиева М.Н., Литвина О.Н., Осипова Я.Ю., Таушканова С.Г., Тулаева А.В., Клачкова Т.А., Парохина Н.В. не представлены документы об образовании; не представлены сведения о повышении квалификации на Копп Н.В., Евтюшиной Н.Г., Коробейниковой Я.Ю., Хакимовой А.С.; представлены стоматологические материалы для пломбирования, обработки каналов и пр. с истекшими сроками использования, аптечки неотложной помощи укомплектованы препаратами с истекшими сроками использования; не учитывается ресурс работы бактерицидных облучателей; не соблюдается температурный режим работы холодильников, отсутствуют термометры, не соблюдаются температурный режим хранения лечебных препаратов в соответствии с инструкциями, вместе с лекарствами хранятся продукты; не проводится азопирамовая проба, отсутствует азопирам, но в журнале делается отметка о проведении азопирамовой пробы (не осуществляется контроль качества предстерилизационной обработки; медицинский персонал не владеет знаниями дезинфекции и стерилизации инструментов, не соблюдаются этапы обработки инструментов; ветошь после уборки не дезинфицируется и хранится во влажном состоянии в ведрах, в помещении зуботехнической лаборатории уборка не проводится; не представлены санитарные книжки о прохождении медицинских осмотров персоналом для допуска к работе (врачей и медицинских сестер); не проводится контроль качества медицинской помощи; договоры на оказание медицинских услуг не содержат стоимость услуг; представлен договор с ОУП "Медтехсервис" на оказание услуг по ремонту медицинской техники от 19.10.2004 N 348Р, сроком действия до 19.08.2005. На 2009 год, договор на техническое обслуживание отсутствует; не проводится техническое обслуживание рентгенологических аппаратов; отсутствуют утвержденные формы амбулаторных карт стоматологических больных, журналы амбулаторного приема пациентов; отсутствуют записи о приеме врачами стоматологами; отсутствует положение о рентгенлаборанте и книга регистрации амбулаторных карт; отсутствуют аптечки неотложной помощи; набор при анафилактическом шоке не укомплектован флаконами физиологического раствора; аварийная аптечка "Анти-Вич" не доукомплектована навесками перманганата калия; отсутствуют емкости для разведения навесок, а также алгоритмы неотложной помощи.

По результатам проверки министерством составлен акт с 31.07.2009 по 03.08.2009 (т. 1, л.д. 10-18), на основании которого начальником отдела лицензирования медицинской деятельности управления лицензирования и контроля медицинской помощи Министерства здравоохранения Челябинской области, в присутствии директора ООО "Стоматология Жемчужина" - Касумовой А.В., составлен протокол об административном правонарушении от 10.08.2009 за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензии), по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (т. 1, л.д. 5-8).

На основании протокола об административном правонарушении от 10.08.2009, обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений (т. 2, л.д. 1-2). В ходе проведения проверки административным органом отобраны объяснения директора общества (т. 1, л.д. 9), из которых следует, что с момента окончания проверки часть нарушения устранена, а именно: заменены все просроченные лекарства и расходные материалы, документированы аптечки и закуплена необходимая посуда. Просроченными оказались те материалы, которые используются очень редко; отправлены ходатайства на повышение квалификации для 3 зубных врачей в Уральскую государственную медицинскую академию: Аскарова А.М., Бурцева Г.А. и Карапетян О.В.; подготовлены и сданы заявки на ближайший сертификационный цикл для медсестер в ГОУДПО: Осиповой Я.Ю., Порохиной Н.В. Медсестре Клочковой Т.А. в связи с несоответствием ее документов предложено уволиться по соглашению сторон. Принята на работу с 04.08.2009 медсестра Попова С.В., имеющая соответствующий сертификат; заключен договор на поставку спирта с аптекой N 345; организовано место хранения и дезинфекции уборочного материала, заказан специальный шкаф; всему персоналу выданы приказы, инструкции, другие нормативные материалы, специальная медицинская литература для ознакомления, разработана форма карты пациента и выдана врачам для ознакомления и внесения предложений по ее улучшению; разработаны должностные инструкции.

Материалы административного дела с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по 4 ст. 14.1 КоАП РФ в порядке ст. 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Челябинской области. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава (в том числе вины) правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности", медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Статьей 2 Закона N 128-ФЗ определяется, что лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с нормами ст.ст. 2, 12, 13 Закона N 128-ФЗ одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации и, в том числе, положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности" (далее - Положение), медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

Условия и требования, предъявляемые к осуществлению медицинской деятельности, определены в п. 5 Положения.

Пунктом 6 данного Положения предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подп. "а" - "г" и "е" - "з" п. 5 настоящего Положения. Такими требованиями (условиями) при осуществлении медицинской деятельности являются в том числе: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям; наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет; наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет; наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг); соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности; обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается, общество имеет лицензию от 10.02.2005 N 74-01-000058 сроком действия с 10.02.2005 по 10.02.2010, на осуществление медицинской деятельности в виде оказания доврачебной помощи (рентгенология, сестринское дело, стоматология, амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: стоматология терапевтическая, стоматология ортопедическая). Местом осуществления лицензируемого вида деятельности является местонахождение общества по адресам: 454021, г. Челябинск, Комсомольский проспект, 99, и 454016, г. Челябинск, ул. Чайковского, 185. Факт осуществления деятельности с нарушением вышеуказанных требований действующего законодательства фактически обществом не оспаривается и подтверждается материалами дела.

При таких обстоятельствах, является обоснованным вывод суда о наличии грубых нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, а именно: использование препаратов с истекшим сроком годности; несоблюдение температурного режима хранения препаратов; отсутствие сертификатов на используемые пломбировочные и расходные материалы и др.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Следовательно, обязательным элементом состава административного правонарушения является вина лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 КоАП РФ.

Материалами дела подтверждается факт осуществления обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при этом материалы настоящего дела не содержат доказательства принятия обществом мер по их недопущению.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).

Поскольку, осуществляя лицензируемую деятельность, общество должно было знать о необходимости соблюдения предусмотренных нормативными актами обязательных для такой деятельности требований и условий, а также у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена названная ответственность, но с целью недопущения наступления вредных последствий в случае их неисполнения, обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, суд полагает также доказанной вину ООО "Стоматология Жемчужина" в совершении вмененного ему правонарушения.

Существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении общества к административной ответственности управлением не допущено, срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, учитывая требования ч. 2 ст. 3.5, ст. ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, и разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении от 12.05.1998 N 14-П, которые предусматривают, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, приходит к выводу о том, что назначенное обществу судом наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей соответствует указанным выше критериям.

Доводы общества отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции, как ошибочные и основанные на неверном толковании норм права, по указанным выше основаниям и мотивам. Таким образом, судом с соблюдением ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято законное и обоснованное решение о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стоматология Жемчужина" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде взыскания административного штрафа.

Ошибочная ссылка суда первой инстанции на положения, в том числе Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N416, с учетом п. 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N36, не привела к принятию неправильного решения по делу.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с частями 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ

решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 сентября 2009 года по делу N А76-18791/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стоматология Жемчужина" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

 

Председательствующий

О.Б. Тимохин

 

Судьи

В.Ю. Костин
Н.Г. Плаксина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Номер дела в первой инстанции: А76-18791/2009


Истец: Министерство здравоохранения Челябинской области

Ответчик: ООО Стоматология "Жемчужина"