Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2009 г. N 20АП-4773/2009

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2009 г. N 20АП-4773/2009

 

г. Тула

07 декабря 2009 г.

Дело N А62-7711/2009

 

Резолютивная часть постановления оглашена 02 декабря 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2009 года.

 

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тиминской О.А.,

судей Игнашиной Г.Д., Дорошковой А.Г.,

по докладу судьи Тиминской О.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Управления Федеральной службы по надзору в связи связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области

на решение Арбитражного суда Смоленской области

от 15.10.2009 по делу N А62-7711/2009 (судья Печорина В.А.), принятое

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области

к ОАО "Центральная телекоммуникационная компания"

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: Жуков А.А. - ведущий специалист (доверенность N 01-46/37 от 23.11.2009), Крупская Е.А. - ведущий специалист (доверенность N 01-46/38 от 23.11.2009).

от ответчика: Андронов В.П. - специалист (доверенность N 2-8971 от 31.07.2009), Леонов А.И. - начальник Управления (доверенность N 2-8973 от 31.07.2009).

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" (далее - ОАО "Центртелеком", Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 15.10.2009 в удовлетворении требований административного органа отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Судом установлено, что ОАО "Центртелеком" имеет лицензию на право оказания услуг связи по передаче данных N 54687, выданную Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия со сроком действия с 14.11.2007 по 14.11.2012.

На основании Приказа руководителя Управления от 01.09.2009 N 01-03/134 в связи с поступившим заявлением абонента Полякова Ю.Б. Управлением в период с 01.09.2009 по 17.09.2009 проведена проверка соблюдения Обществом лицензионных условий и требований при оказании услуг связи "Доступ к сети Интернет по технологии ADSL "Домолинк", на основании заключенного договора с Поляковым Ю.Б. от 24.03.2009 N 17859.

В ходе проверки установлено, что Обществом на основании указанного договора абоненту оказывались услуги связи по передаче данных при этом нарушались лицензионные условия и требования, выразившиеся в несоответствии условий заключенного с абонентом договора пунктам 26, 27, 33, 52, 66 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32 (далее - Правила оказания услуг связи по передаче данных).

По результатам проверки составлены акт, протокол N 20 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Учитывая, что в соответствии с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ компетентным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях по ст.14.1 КоАП РФ, является арбитражный суд, Управление в порядке ст.28.8 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, и посчитал факт совершения Обществом вмененного правонарушения не доказанным административным органом, т.к. в рассматриваемом случае самостоятельная услуга связи по передаче данных в рамках спорного договора оператором (ОАО "Центртелеком") не оказывается.

Возражая против данных выводов суда, заявитель жалобы в качестве оснований приводит доводы о том, что оказание Обществом абонентам телематических услуг связи по доступу к сети Интернет неразрывно связано с услугами связи по передаче данных, также заявитель жалобы указывает на то, что суд не учел характер правовых отношений между Обществом и Абонентом по спорному договору, а именно то, что в договоре упомянуты две лицензии: на оказание услуг связи по передаче данных и на оказание телематических услуг связи.

Указанные доводы заявителя жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, а соответственно выводы суда первой инстанции признаются судом апелляционной инстанции законными и обоснованными ввиду следующего.

В силу ч.3 ст.14.1 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.

Применительно к лицензируемым видам деятельности правила, указанные в частях 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ, определяются требованиями и условиями лицензирования, установленными конкретными положениями о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, предусмотрены Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее по тексту - Закон о связи).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Пунктом XIV Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, в данный перечень включены услуги связи по передаче данных.

Пунктом 5 названного Перечня установлены лицензионные условия осуществления деятельности в названной сфере, в том числе оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, нарушением является несоблюдение владельцем лицензии условий, указанных в постановлении Правительства РФ N 87 от 18.02.2005 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" в случае фактического осуществления им лицензированной деятельности, а именно: в случае возмездного осуществления деятельности по оказанию определенного вида услуг связи.

Как следует из пункта 1.1 договора от 24.03.2009 N 17859, заключенного с Поляковым Ю.Б. (далее - договор), абоненту оператором оказывается услуга "Доступ к сети Интернет по технологии ADSL "Домолинк", при этом в приложении к договору (п.1.1) под услугой, оказываемой по договору, понимается предоставление постоянного доступа в сеть Интернет, организованного по технологии ADSL с использованием абонентской линии стационарного телефона по сетям оператора.

В Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, включены также телематические услуги связи (раздел XVI).

В соответствии с пунктом 4 указанного раздела телематические услуги включают в себя обеспечение предоставления абоненту:

а) доступа к сети связи лицензиата (оператора);

б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

в) приема и передачи телематических электронных сообщений.

В соответствии с Руководящим документом отрасли "Телематические службы" (РД 45.129-2000), утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 23.07.2001 N 175 (далее - РД ТМ), телематические службы (ТМ службы) - службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи (п. 1.1.1. РД ТМ).

Сети электросвязи, используемые для организации ТМ служб, подразделяются на транспортные сети ТМ служб и сети доступа ТМ служб (п. 1.3.1. РД ТМ).

Сети доступа предназначены для подключения абонентских терминалов ТМ служб к точке доступа к ТМ службе оператора связи (п. 1.3.2. РД ТМ).

Транспортные сети предназначены для организации взаимодействия между ТМ службами разных операторов связи, либо узлами ТМ службы одного оператора (п. 1.3.3. РД ТМ).

Для организации доступа к ТМ службам могут использоваться физические линии, а также различные сети и службы электросвязи, в том числе (п. 1.3.5. РД ТМ):

- сети передачи данных (ПД);

-телефонная сеть общего пользования (ТфОП);

- сети подвижной связи;

- сеть АТ/Телекс;

- -цифровые сети с интеграцией служб (ЦСИС).

В рассматриваемом случае при оказании телематических услуг по договору, заключенному с Поляковым Ю.Б., в качестве транспортной сети электросвязи и сети доступа выступают собственные сети передачи данных ОАО "Центртелеком".

Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел в правильному выводу о том, что в данном случае самостоятельная услуга связи по передаче данных в рамках указанного договора абоненту оператором не оказывается, сеть передачи данных Общества задействована в качестве технологического обеспечения оказания абоненту телематических услуг, а именно: услуги доступа в сеть Интернет.

Названные обстоятельства не противоречат положениям пункта 18 Правил оказания телематических услуг связи (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575), предусматривающим возможность заключения договора на оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии.

При этом в соответствии с пунктом 2 названных Правил "предоставление доступа к сети передачи данных" - это совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи.

Таким образом, телематические услуги связи и услуги по передаче данных имеют много общего в силу того, что в их оказании задействована технология передачи данных.

Административный орган, вменяя ОАО "Центртелеком" нарушение условий лицензии на оказание услуг по передаче данных при оказании ТМ услуг по доступу к сети Интернет, провел неверную аналогию между понятием оказания услуг ПД как таковых, и техническим процессом по оказанию ТМ услуг, которое возможно только через подключение к сети передачи данных.

При этом основанием для вывода о нарушении лицензионных требований может являться лишь фактическое оказание оператором определенной услуги (в данном случае услуги по передаче данных), но никак не используемая при оказании иного вида услуг (телематические услуги) технология.

Административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, обоснованно указал, что в нарушение положений ст.ст. 26.1, 26.2, 28.2 КоАП РФ ни протокол об административном правонарушении, ни собранные по делу материалы не содержат сведений о том, что ОАО "Центртелеком" на основании заключенного с Поляковым Ю.Б. договора от 24.03.2009 N 17859 на оказание услуг "Доступ к сети Интернет по технологии ADSL "Домолинк" оказывало этому абоненту самостоятельные услуги связи по передаче данных.

Частью 5 статьи 205 АПК РФ предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Представленные Управлением доказательства не опровергают доводы Общества о том, что в рамках рассматриваемого договора оператором оказывались телематические услуги с предоставлением доступа к сети передачи данных.

Только лишь факт наличия у ОАО "Центртелеком" лицензии на оказание услуг связи по передаче данных, а также ссылка на нее в договоре с абонентом без подтверждения иными доказательствами не позволяют сделать однозначный вывод о фактическом оказании Обществом самостоятельных услуг связи по передаче данных на основании этого договора.

Нормами вышеперечисленных или каких-либо иных нормативных правовых актов РФ не предусмотрено, что при оказании ТМ услуг оператором автоматически используется также лицензия по оказанию услуг по передаче данных.

Таким образом, достаточные доказательства, позволяющие установить в действиях ОАО "Центртелеком" состав вмененного правонарушения, а именно, осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией на оказание услуг связи по передаче данных, отсутствуют, равно как и факт того, что Общество указанную деятельность фактически осуществляло, не доказан административным органом.

Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует ч.6 ст.205 АПК РФ, правильно применены нормы материального права.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.

Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.10.2009 по делу N А62-7711/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа (в г. Брянске) в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.

 

Председательствующий

О.А. Тиминская

 

Судьи

А.Г.Дорошкова
Г.Д. Игнашина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Номер дела в первой инстанции: А62-7711/2009


Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области

Ответчик: ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" в лице филиала, ОАО "Центральная телекоммуникационная компания"