Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2009 г. N 13АП-14166/2009

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2009 г. N 13АП-14166/2009

 

г. Санкт-Петербург

29 декабря 2009 г.

Дело N А56-58566/2009

 

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2009 года

 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего А.Б. Семеновой

судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой

при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14166/2009) ООО "Флора" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2009 по делу N А56-58566/2009 (судья Е.Н. Александрова), принятое

по иску (заявлению) ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

к ООО "Флора"

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от истца (заявителя): представителя А.А. Унковского (доверенность от 17.04.09 N 646/0-09

от ответчика (должника): представителя О.В. Архиповой (доверенность от 11.09.09); после перерыва представитель не явился

установил:

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) общества с ограниченной ответственностью "Флора" (далее - общество).

Решением от 28.09.2009 суд прекратил производство по требованию Управления о привлечении общества к административной ответственности за указанные в пункте 1 заявления нарушения, связанные с уменьшением площади аптечного киоска и использованием для хранения лекарственных средств оборудования бытового назначения. За остальные установленные нарушения общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, так как суд не учел доводы общества о том, что проверка проведена Управлением с грубыми нарушениями требований Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в связи с чем ее результаты не могут являться доказательствами по делу.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии решения по делу А56-58576/2009, которым общество привлечено к административной ответственности по адресу местонахождения: Санкт-Петербург, г. Петродворец, Торговая площадь, 8, литер ГА, аптечный киоск).

Судом ходатайство Управления удовлетворено.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Судом установлено и подтверждается материалами дела осуществление обществом фармацевтической деятельности в аптечном пункте, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Разводная, д.29, лит.А, пом.1-Н, на основании лицензии N 78-02-000097 от 22.11.2007, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, сроком до 22.11.2012.

20.08.2009 и 24.08.2009 должностными лицами Управления на основании приказа врио руководителя Управления от 19.08.2009 N 754 проведена плановая выездная проверка с целью выявления нарушений соблюдения обязательных требований, в том числе проверка качества, оборота и порядка использования лекарственных средств при осуществлении фармацевтической деятельности (л.д.9-11).

По результатам проверки составлен акт проверки юридического лица органом государственного контроля (надзора) (л.д.13-17). Из акта следует, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав РФ) от 04.03.2003 N 80 (далее - Отраслевой стандарт) и Федерального закона РФ от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ):

- в нарушение пунктов 2.1, 2.5 Отраслевого стандарта и пункта 2 статьи 32 Закона N 86-ФЗ в аптечном киоске осуществляется реализация лекарственных препаратов рецептурного отпуска, в витрине хранятся препараты рецептурного отпуска (23 наименования), в том числе препарат списка А - "пилокарпин глазные капли 0,1% 5мл", что является нарушением пунктов 2.9, 5.6, 6.11 Отраслевого стандарта, у лицензиата отсутствует оборудование для хранения лекарственных средств группы А и Б;

- в нарушение пунктов 2.8, 3.10, 3.19, 5.4 Отраслевого стандарта лицензиат не соблюдает условия хранения термолабильных препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска;

- у лицензиата отсутствует оборудование для хранения лекарственных средств, требующих режима хранения при температуре 12-15 градусов; для совместного хранения лекарственных препаратов, требующих различных температурных режимов хранения, Обществом используется бытовой холодильник, обеспечивающий температурный режим до 10 градусов, указанное является нарушением пункта 4.4 Отраслевого стандарта;

- в нарушение пункта 8 статьи 32 Закона N 86-ФЗ, пункта 1.5 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" в аптечном киоске отсутствуют лекарственные препараты, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, перечень которых утвержден приказом Минздрава РФ от 29.04.2005 N 312 "О минимальном ассортименте лекарственных средств";

- в нарушение пункта 7.4 Отраслевого стандарта Общество допускает превышение максимальной наценки на лекарственные средства;

- в нарушение подпункта "а" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 лицензиат использует часть помещения торгового центра и допускает возможность использования части своего выгороженного торгового места иным юридическим лицом для торговли оптикой, доступ в которое осуществляется через место хранения лекарственных средств без соблюдения условий, обеспечивающих их сохранность, лицензиат не уведомил лицензирующий орган об уменьшении площади аптечного киоска в 2 раза.

В связи с выявлением в ходе проверки грубых нарушений условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), Управлением в присутствии генерального директора Общества Н.Н. Фирсановой составлен протокол от 24.08.2009 N 202 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д.4-8).

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В ходе судебного разбирательства Управление заявило отказ от требований в части привлечения к ответственности за указанные в пункте 1 заявления нарушения, связанные с уменьшением площади аптечного киоска, и использованием для хранения лекарственных средств оборудования бытового назначения. Отказ принят судом.

Суд первой инстанции на основании исследования материалов дела пришел к выводу о доказанности совершения Обществом лишь одного из вмененных нарушений: отсутствие лекарственных средств, входящих в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.04.2005 N 312.

Совершение других, указанных в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении нарушений, суд первой инстанции счел не подтвержденными представленными Управлением доказательствами.

Поскольку выявленные при проверке нарушения частично подтверждены, суд первой инстанции удовлетворил заявление Управления на основании вывода о грубых нарушениях Обществом условий, предусмотренных лицензией.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности с

грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются в том числе:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;

б) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Закона "О лекарственных средствах" и правил оптовой торговли лекарственными средствами;

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";

г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил изготовления лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 17 Закона "О лекарственных средствах", и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;

д) соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Закона о лекарственных средствах;

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "д" Положения о лицензировании.

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности совершения обществом нарушения пункта 8 статьи 32 Закона N 86-ФЗ, в соответствии с которым аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Пунктом 1.5 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.04.2005 N 312. Факт отсутствия минимального ассортимента лекарственных средств подтверждается материалами дела (актом проверки, приложением N 2 к нему - л.д.20-21).

Нарушения положений Закона N 86-ФЗ является грубым нарушением лицензионных требований в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании.

Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что отсутствие у Общества условий для хранения лекарственных средств группы А и Б не подтверждено имеющимися в деле доказательствами. Довод заявителя о превышении максимальной наценки на лекарственные средства, в обоснование чего Управление ссылается на приложение 3 к Акту проверки, отсутствующее в деле, также является необоснованным.

Несмотря на исключение указанных эпизодов из перечня установленных прокуратурой нарушений, то обстоятельство, что общество допустило грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией, подтверждается представленными Управлением доказательствами и является основанием для привлечения общества к ответственности согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В апелляционной жалобе Общество, не оспаривая установленного в ходе проверки нарушения, указало на наличие грубых нарушений действующего

законодательства в ходе проведения проверки, а именно: нарушения части 12 Закона N 294-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции считает подлежащим отклонению указанный довод подателя жалобы на основании следующего.

В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Управлением Обществу направлялась телеграмма от 18.08.2009, в которой содержатся сведения о времени и месте проведения проверки, изложенные в приказе Управления от 19.08.2009 N 754. Телеграмма была вручена законному представителю - руководителю Общества 19.08.2009, то есть в пределах предусмотренного Законом N 294-ФЗ срока.

Кроме того, из приказа от 19.08.2009 N 754 следует, что проверка осуществляется с целью соблюдения плана проведения проверок, помещенных на официальном сайте Управления Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Суд апелляционной инстанции учитывает также, что согласно пункту 5 статьи 27 Закона N 294-ФЗ до 1 января 2010 года положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, куда входит лицензионный контроль.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в ходе проведения проверки Управлением не допущено существенных нарушений. При таких обстоятельствах апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о получении доказательств по делу об административном правонарушении с нарушением закона.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 сентября 2009 года по делу N А56-58566/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флора" без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

 

Председательствующий

А.Б. Семенова

 

Судьи

Л.В. Зотеева
И.Г. Савицкая

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.