Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2010 г. N 07АП-1170/10

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2010 г. N 07АП-1170/10

 

г. Томск

Дело N 07АП-1170/10

 

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2010 г.

 

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Солодилова А. В.,

судей: Залевской Е. А.,

Музыкантовой М. Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А.П.,

при участии:

от заявителя: без участия;

от заинтересованного лица: без участия;

от третьего лица: без участия;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.12.2009г.

по делу N А03-13890/2009

по заявлению ОАО "Алтайские коммунальные системы"

к Алтайскому региональному отделение фонду социального страхования Российской Федерации

о признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 16.12.2009г. решение государственного учреждения - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, апеллянт, податель жалобы) от 22 сентября 2009 г. N 265 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - открытым акционерным обществом "Алтайские коммунальные системы" (далее - ОАО "Алтайские коммунальные системы", общество, заявитель) признано полностью незаконным.

Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации обязано принять к зачету произведенные страхователем - открытым акционерным обществом "Алтайские коммунальные системы" расходы по обязательному социальному страхованию в размере 7 056 рублей 90 копеек.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.12.2009г. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.

Апеллянт полагает, что Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 14" осуществляла экспертизу временной нетрудоспособности в период отсутствия лицензии на осуществление медицинской деятельности. Подробно довод апеллянт изложен в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Алтайские коммунальные системы" не соглашается с доводами апеллянта по основаниям, изложенным в отзыве, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание надлежащим образом извещенные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.

Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 16.12.2009г., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, ОАО "Алтайские коммунальные системы" зарегистрировано в качестве юридического лица и является страхователем в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (регистрационный номер страхователя 2203244710).

В период с 24.08.2009 по 28.08.2009 главным специалистом - ревизором филиала N 2 Учреждения Ю.С. Харитоновой была проведена документальная выездная проверка ОАО "Алтайские коммунальные системы" по обязательному социальному страхованию за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.

В ходе проверки было установлено, что страхователем приняты и оплачены листки временной нетрудоспособности, выданные с нарушением п.2 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, а именно листки временной нетрудоспособности продлены в период, когда медицинское учреждение не имело лицензии на осуществление медицинской деятельности по проведению экспертизы временной нетрудоспособности, что отражено в акте проверки N 303с/с от 31.08.09.

В связи с данным обстоятельством решением от 22.09.09 г. N 265 Учреждение отказало в принятии к зачету расходов в сумме 7056,90 руб., произведенных Обществом и выплаченных им его работникам в качестве пособий по обязательному социальному страхованию. Кроме того, заявителю было предложено отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда и представить в ФНС уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в суд с требованием о признании его незаконным.

Поддерживая выводы арбитражного суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с подп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Порядок лицензирования этой деятельности определяется Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.

Согласно п. 3, 4 названного Положения медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению, которое включает также и работы по экспертизе временной нетрудоспособности. Лицензия на осуществление медицинской деятельности предоставляется на 5 лет.

Пунктом 3 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что действие лицензии прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу ст. 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

Пособие по временной нетрудоспособности представляет собой страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию (ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").

В силу ст. 1 того же Федерального закона обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, согласно п. 1, 2, 5 которого документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.

Листок нетрудоспособности выдают лечащие врачи медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности. Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.

Таким образом, основанием для выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Статьей 20 названных Основ законодательства установлено право граждан при заболевании, утрате трудоспособности на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.

Из материалов дела следует, что спорные листки нетрудоспособности были выданы МУЗ "Городская поликлиника N 14".

Листок нетрудоспособности серии ВС N 0115636 выдан работнику Общества Грибанову В.В. 25 ноября 2008 г. сроком по 28 ноября 2008 г. и продлевался с 29 ноября 2008 г. по 02 декабря 2008 г., с 03 декабря 2008 г. по 05 декабря 2008 г., с 06 декабря 2008 г. по 09 декабря 2008 г. Сумма пособия, выплаченного Обществом работнику по данному листку нетрудоспособности, составила 5178,42 руб.

Листок нетрудоспособности серии ВС N 0115776 выдан работнику Общества Михайлюкову В.И. 17 ноября 2008 г. сроком до 20 ноября 2008 г. и продлевался с 21 ноября 2008 г. по 25 ноября 2008 г., с 26 ноября 2008 г. по 01 декабря 2008 г. Сумма пособия, выплаченного Обществом работнику по данному листку нетрудоспособности, составила 1878, 48 руб.

Согласно лицензии от 26 ноября 2003 г. рег. номер 1402/2003 и приложению к ней МУЗ "Городская поликлиника N 14" разрешено осуществление медицинской деятельности, в том числе осуществление работ и услуг по экспертизе временной нетрудоспособности. Срок действия лицензии установлен с 26.11.2003 до 26.11.2008.

Следующая лицензия N ЛО-22-01-000207, предоставляющая МУЗ "Городская поликлиника N14" право на осуществление медицинской деятельности, была выдана поликлинике 19.12.2008.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в период с 27.11.2008 по 18.12.2008 включительно у МУЗ "Городская поликлиника N 14" отсутствовала лицензия, предоставляющая право осуществлять экспертизу временной нетрудоспособности.

Судом установлено, что листки нетрудоспособности серии ВС N 0115636 и N 0115776 выданы МУЗ "Городская поликлиника N14" соответственно 25 ноября и 17 ноября 2008 г., то есть в период действия лицензии от 26 ноября 2003 г. рег. номер 1402/2003.

Листки нетрудоспособности оформлены в полном соответствии с Порядком выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514.

Ссылка Учреждения в акте проверки N 303с/с от 31.08.09 на нарушение Обществом п.2 Порядка выдачи медицинскими организациям листков нетрудоспособности обоснованноотклонена судом первой инстанции, поскольку данный пункт определяет перечень медицинских работников, имеющих право выдавать листки нетрудоспособности.

Никаких других оснований для отказа в принятии к зачету расходов Общества в сумме 7056,90 руб., кроме рассмотренных выше, оспариваемое решение и акт проверки N 303с/с от 31.08.09 не содержат.

Поскольку апеллянтом документально не опровергнуты выводы суда, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.

При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Алтайского края решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, п.1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.12.2009г. по делу N А03-13890/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

 

Председательствующий

Солодилов А. В.

 

Судьи

Залевская Е. А.
Музыкантова М. Х.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Номер дела в первой инстанции: А03-13890/2009


Истец: ОАО "Алтайские коммунальные системы"

Ответчик: Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации

Третье лицо: МУЗ Городская поликлиника N14