Лицензирование деятельности на финансовых рынках (Д.А. Вавулин, "Право и экономика", N 11, ноябрь 2006 г.)

Лицензирование деятельности на финансовых рынках


К вопросу о вступлении в силу постановления правительства РФ от 14 июля 2006 г. N 432 "О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках"


На различных сегментах финансового рынка осуществляют деятельность многочисленные виды хозяйствующих субъектов. С точки зрения того положения, которое лица, так или иначе причастные к финансовому рынку, занимают по отношению к этому сектору экономики, все их многообразие можно условно разделить на две основные группы.

К первой группе относятся различные виды заемщиков финансовых ресурсов, в том числе эмитенты ценных бумаг, а также инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная "деловая жизнь", если так можно сказать, лежат вне финансового рынка. Этот рынок представляет им лишь широкий набор финансовых услуг, которыми они периодически пользуются. Заемщики обращаются на финансовый рынок в случае появления у них потребности в финансовых ресурсах. Инвесторы обращаются к финансовому рынку для временного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и приумножения. Заемщиков и инвесторов объединяет то, что финансовый рынок для них - часть "внешней деловой среды", а не профессия и не основной профессиональный бизнес. Деятельность заемщиков и инвесторов на финансовом рынке не подлежит лицензированию.

Вторую группу составляют участники финансового рынка, для которых этот рынок является сферой их постоянной деятельности. К их числу относятся: банки, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные типы инвестиционных фондов, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов. Все перечисленные выше участники финансового рынка свою деятельность, как правило, ведут на исключительной и профессиональной основе. Поэтому их деятельность на финансовом рынке подлежит обязательному лицензированию. Лицензирование различных видов деятельности на финансовом рынке осуществляется с целью отбора и допуска к работе на нем только тех организаций, которые удовлетворяют лицензионным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и регулирующими органами на момент получения лицензии, а также в полной мере соблюдают эти требования в дальнейшем, осуществляя свою деятельность.

В конечном счете лицензирование должно обеспечить эффективную защиту законных прав и интересов участников финансового рынка и повысить ответственность организаций, профессионально работающих на различных сегментах финансового рынка, перед другими его участниками.

Лицензирование большинства видов хозяйственной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128). Всего в настоящее время в соответствии с Законом N 128 в общей сложности лицензируется 103 вида деятельности, в том числе и некоторые виды деятельности на финансовом рынке. К числу последних относятся: деятельность инвестиционных фондов; деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (ст. 17). При этом Законом N 128 установлено, что в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 5). Это в полной мере относится и к функциям Правительства РФ в сфере лицензирования тех видов деятельности на финансовых рынках, которые определены Законом N 128.

В развитие положений Закона N 128 Правительством РФ в разное время был принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру лицензирования отдельных видов деятельности на финансовых рынках. В частности, к числу таких актов относятся следующие документы: постановление от 5 июня 2002 г. N 384 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов"*(1); постановление от 7 июня 2002 г. N 394 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов"*(2); постановление от 4 июля 2002 г. N 495 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами"*(3); постановление от 5 декабря 2003 г. N 735 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию"*(4).

Однако после вступления в силу постановления Правительства РФ от 14 июля 2006 г. N 432 "О лиценизировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках"*(5) (далее - постановление N 432) все перечисленные выше нормативные правовые акты утратили силу. При этом постановлением N 432 были утверждены новые положения о лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках, в том числе Положение о лицензировании деятельности инвестиционных фондов; Положение о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; Положение о лицензировании деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; Положение о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Таким образом, в соответствии с постановлением N 432 лицензируются следующие виды деятельности на финансовом рынке: деятельность инвестиционных фондов; деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; деятельность пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

В соответствии с постановлением N 432 в качестве лицензирующего органа для всех перечисленных выше видов деятельности на финансовом рынке выступает Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). Лицензия предоставляется на 5 лет, за исключением деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и уведомляет об этом соискателя лицензии в срок, не превышающий 45 дней с даты получения заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых документов. За осуществление действий, связанных с лицензированием, производится взимание государственной пошлины в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Законом N 128. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата При продлении срока действия лицензии она действует бессрочно либо в течение срока, указанного в заявлении о продлении срока действия лицензии. Также постановлением N 432 определены специфические лицензионные требования и условия к каждому из лицензируемых видов деятельности, перечислены виды нарушений лицензионных требований и условий, которые являются грубыми и могут повлечь отзыв лицензии и др.

В заключение необходимо отметить, что действие Закона N 128, а соответственно, и постановления N 432 не распространяется на деятельность целого ряда организаций, функционирующих на финансовом рынке: на деятельность кредитных организаций; на биржевую деятельность; страховую деятельность (за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами); на деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг. Лицензирование этих участников финансового рынка осуществляется в соответствии с другими федеральными законами и нормативными правовыми актами лицензирующих органов. Так, например, лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также на основании нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг - в настоящее время ФСФР России.


Приказ ФСФР России от 27 июня 2006 г. N 06-70/ПЗ-Н "Изменение порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг"


Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является одним из важнейших элементов системы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг и механизмов контроля за деятельностью и финансовым состоянием профессиональных участников рынка ценных бумаг. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке осуществляется с целью отбора и допуска к работе на фондовом рынке только тех организаций, которые удовлетворяют лицензионным требованиям регулятора рынка ценных бумаг на момент получения лицензии, а также в полной мере соблюдают эти требования в дальнейшем в ходе осуществления своей деятельности. В конечном счете лицензирование должно обеспечить эффективную защиту законных прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и повысить ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг перед другими участниками рынка ценных бумаг, прежде всего инвесторами, вкладывающими свои средства в ценные бумаги.

В настоящее время лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется на основании "Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг", утвержденного приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-3/пз-н*(6) (далее - Порядок). Этот нормативный правовой акт вступил в силу всего лишь полтора года назад, однако за этот относительно небольшой срок документ был уже неоднократно изменен и дополнен. Последние изменения и дополнения в Порядок были внесены приказом ФСФР России от 27 июня 2006 г. N 06-70/пз-н*(7) (далее - Приказ N 06-70/пз-н). Рассмотрим эти новации более подробно.

В этой связи прежде всего следует отметить, что лейтмотивом издания Приказа N 06-3/пз-н выступила необходимость приведения норм Порядка в соответствие с нормами постановления Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 715*(8) (далее - Постановление N 715). Постановлением N 715 установлены квалификационные требования к специальным должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления (далее - специальные должностные лица), а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К их числу относятся, главным образом, два основных квалификационных требования: 1) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 2) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно Постановлению N 715.

Для учета требований к квалификации специальных должностных лиц, определенных Постановлением N 715, Приказом 06-70/пз-н расширен перечень документов, представляемых соискателем лицензии в ФСФР России в соответствии с Порядком. Теперь, помимо прочих документов, соискатель лицензии должен представить копии документов, подтверждающих соответствие специальных должностных лиц квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Соответственно изменения внесены и в лицензионные требования и условия осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Новым лицензионным требованием для профессиональных участников рынка ценных бумаг является соответствие специальных должностных лиц квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, т.е. Постановлением N 715.

Приказом 06-70/пз-н изменены требования к некоторым документам, представляемым соискателем для получения лицензии. Так, в случае представления только копий балансов и отчетов о прибылях и убытках за последний год деятельности учредителей (владеющих 10 и более процентами уставного капитала) соискателя лицензии - юридических лиц эти документы, кроме подписи руководителя, заверяются также подписью лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, учредителей соискателя лицензии - юридических лиц. Копия отчета контролера соискателя лицензии представляется только за полный последний квартал работы в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг (ранее представлялась еще и за полный последний год работы).

Также Приказом 06-70/пз-н изменены лицензионные требования к организациям, осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Теперь в штате филиала лицензиата должен быть контролер, для которого работа у лицензиата является основным местом работы, соответствующий квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативными правовыми актами ФСФР России, только в том случае, если филиал лицензиата непосредственно осуществляет ведение реестров и другие сопутствующие действия. Если же филиал осуществляет исключительно функции по приему от зарегистрированных лиц или их уполномоченных представителей и передаче в головную организацию информации и документов, необходимых для исполнения операций в реестре, а также по приему и передаче зарегистрированным лицам или их уполномоченным представителям информации и документов, полученных от головной организации, то наличие контролера не обязательно, а его функции может выполнять контролер головной организации. При этом в штате филиала лицензиата должны быть руководитель и не менее одного специалиста, соответствующие квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативными правовыми актами ФСФР России.

Приказом 06-70/пз-н уточнены порядок действий лицензиата в случае приостановления с последующим возобновлением, а также в случае приостановления с последующим аннулированием у него лицензии, в части устранения нарушений, повлекших приостановление лицензии, а также основания аннулирования лицензии. И, наконец, Приказом 06-70/пз-н внесены изменения в представляемую форму "Расшифровка информации о заемных средствах и дебиторской задолженности" (Приложение 3 к Порядку).


Д.А. Вавулин,

начальник отдела по организации взаимодействия с субъектами

Российской Федерации Регионального отделения Федеральной

службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР

России в ЮЗР), кандидат экономических наук, доцент кафедры

"Государственное управление и финансы" Института бизнеса и права

ОрелГТУ, специалист по корпоративному управлению


"Право и экономика", N 11, ноябрь 2006 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2184.

*(2) СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2191.

*(3) СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2707.

*(4) СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4898.

*(5) См.: Российская газета. 2006. N 4132.

*(6) См.: Российская газета. 2005. N 92; БНА ФОИС. 2005. N 22. Документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

*(7) БНА ФОИС. 2006. N 31. Российская газета. 2006. N 4143.

*(8) СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5302.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Лицензирование деятельности на финансовых рынках


Автор


Д.А. Вавулин - начальник отдела по организации взаимодействия с субъектами Российской Федерации Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР), кандидат экономических наук, доцент кафедры "Государственное управление и финансы" Института бизнеса и права ОрелГТУ, специалист по корпоративному управлению


Окончил экономический факультет ОрелГТУ.

Автор ряда научных статей.


"Право и экономика", 2006, N 11