Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2010 г. N 07АП-6289/10

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2010 г. N 07АП-6289/10

 

г. Томск

Дело N 07АП-6289/10

 

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2010 г.

 

Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Усаниной Н.А.

судей Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Колупаевой Л.А.

при участии:

от заявителя: Сидоренко Н.В. по доверенности от 30.08.2010г.

от заинтересованного лица: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Общества с ограниченной ответственностью "Мон Ами"

на Решение Арбитражного суда Томской области от 17 июня 2010 года

по делу N А67-3320/2010 (судья Захаров О.В.)

по заявлению Комитета по лицензированию Томской области

к Обществу с ограниченной ответственностью "Мон Ами"

о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ

Комитет по лицензированию Томской области (далее заявитель, Комитет, административный орган) обратился в арбитражный суд Томской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Мон Ами" (далее ООО "Мон Ами", Общество) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Томской области от 17 июня 2010 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Мон Ами" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на соответствие специальности Бугай А.В. квалификационным требованиям, предъявляемым Приказом Минздравсоцразвития N 415н от 07.07.2009г.; на не разработку образовательной программы по профессиональной переподготовке специалистов; услуги , оказываемые ООО "Мон Амии" не относятся ни к медицинским, ни к косметологическим услугам.

Комитет в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражают против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными, указав на нарушение Обществом требований Положения о лицензировании медицинской деятельности и как следствие наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя Комитета, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 17 июня 2010 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 11.02.2010 Комитетом по лицензированию Томской области ООО "Мон Ами" выдана лицензия регистрационный номер ЛО-70-01-000386 на осуществление медицинской деятельности при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по косметологии (терапевтической) (л.д.13-14).

В порядке ст. 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении были направлены Комитетом по лицензированию Томской области в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении ООО "Мон Ами" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела в действиях Общества события административного правонарушения; возможности назначения минимального размера штрафа.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В примечании к части 4 данной статьи указано, что понятие грубой нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Из статьи 2 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. При этом под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.

В пункте 5 указанного Положения указаны лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности.

В силу требований подпункта "г" пункта 5 Положения при осуществлении медицинской деятельности необходимо обязательное наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).

Согласно пункту 6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

В соответствии с ч.1 ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы законодательства), право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

В силу ст.63 Основ законодательства Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.12.2008 N 705н, утвержден "Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников" (далее -Порядок).

Согласно п.1 Порядка установленные правила регламентируют организацию совершенствования профессиональных знаний (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) медицинских и фармацевтических работников, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования по специальностям группы "Здравоохранение", занимающихся или претендующих на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью (далее - специалисты). Пунктом 5 Порядка установлено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводятся при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования. Повышение квалификации указанных категорий медицинских и фармацевтических работников является обязательным.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации за N 210н от 23.04.2009 года утверждена "Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовском медицинским и фармацевтическим образовании в сфере здравоохранения Российской Федерации, в учреждениях здравоохранения Российской Федерации".

Исходя из названного Приказа основную специальность можно получить, пройдя обучение в интернатуре (первичная годичная подготовка), двухгодичной ординатуре и (или) аспирантуре, а специальность, требующую углубленной подготовки, - через профессиональную переподготовку, ординатуру, аспирантуру при наличии сертификата специалиста по соответствующей основной специальности.

Классификатором специальностей работников с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (приложение N 1 к вышеназванному приказу) утверждены специальности, требующие углубленной подготовки по основной специальности "дерматовенерология": клиническая микология, косметология.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.07.2009г. N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения", квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения по специальности "Косметология" являются: уровень профессионального образования- "Высшее профессиональное образование по одной из специальностей: "0601011 Лечебное дело", "060103 Педиатрия"; послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование - "Ординарура по специальности "Косметология" или профессиональная переподготовка по специальности "Косметология" при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Дерматовенерология"; дополнительное профессиональное образование - "Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности; должности - врач-косметолог, руководитель структурного подразделения - врач-косметолог.

Судом установлено, на основании приказа N 006 о 01.04.2010 (л.д.15) Бугай Анна Викторовна принята на работу в ООО "Мон Ами" по специальности "косметолог".

В материалах дела имеются образовательные документы Бугай А.В.: диплом Новосибирской государственной областной академии о присуждении квалификации - Врач по специальности "Лечебное дело"; свидетельство Новосибирского областного кожно-венерологического диспансера об окончании интернатуры по специальности "Врач-дерматовенеролог" от 28.06.2002г. N 01/2002; сертификат Управления здравоохранения Администрации Новосибирской области от 28.06.2002г. А N 1803193 о том, что Бугай А. В. (девичья фамилия Пичугина А. В.) присвоена специальность врача-дерматовенеролога; свидетельство Новосибирского государственного медицинского университета от 02.06.2008г. N 29726 о повышении квалификации по дерматовенерологии; свидетельство Новосибирского государственного медицинского университета от 25.02.2009г. N 31258 о повышении квалификации по Косметологии терапевтической (л.д.53-58).

При этом, доказательств получения Бугай А.В. послевузовского профессионального образования или дополнительного образования, а именно: ординатуры по специальности "Косметология" или профессиональной переподготовки по специальности "Косметология", ООО "Мон-Ами" в материалы дела не представлено.

Административным органом установлено и не опровергнуто Обществом, что на момент проведения проверки ООО "Мон Ами" привлекало Бугай А.В. в качестве косметолога в отсутствие послевузовского профессионального образования или дополнительного образования, а именно: ординатуры по специальности "Косметология" или профессиональной переподготовки по специальности "Косметология", что также подтверждено штатным расписанием (л.д.19).

При таких обстоятельствах, вывод суда о наличии в действиях ООО "Мон Ами" состава правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно, нарушение пункта 5 Положения "О лицензировании медицинской деятельности" - привлечение ООО "Мон Ами" Бугай А.В. в качестве специалиста - косметолога, не имеющего высшего или среднего профессионального (медицинского) образования и сертификата специалиста, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ (услуг), соответствует фактически установленным обстоятельствам дела.

Доводы Общества о том, что специалист Бугай А.В. полностью соответствует квалификационным требованиям, были предметом исследования суда первой инстанции; и обоснованно отклонены как документально неподтвержденные; не представлены доказательства, подтверждающие наличие у Бугай А.В. послевузовского профессионального образования или дополнительного образования, а именно: ординатура по специальности "Косметология" или профессиональная переподготовка по специальности "Косметология"; ссылка на наличие у Бугай А.В. профессиональной подготовки по специальности "Косметология" (свидетельство N 31258) отклоняется, так как специалистом Бугай А.В. повышена квалификация по специальности "Терапевтической косметологии" в 2009 г. в количестве 182 часов, вместе с тем, пунктом 6.2 приказа Минздравсоцразвития от 09.12.2008г. N 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников" предусмотрено, что для специалистов, имеющих стаж работы по специальности от 5 до 10 лет обучение проводится по образовательным программам профессиональной подготовки, сроком прохождения обучения свыше 500 аудиторских часов.

Арбитражным судом правомерно отклонен довод ООО "Мон Ами" о том, что услуги, оказываемые ООО "Мон Ами" не относятся ни к медицинским, ни к косметическим услугам; наличие лицензии обязывает лицензиата соблюдать требования, установленные Положением "О лицензировании медицинской деятельности"; кроме того, обстоятельство осуществления Обществом услуг по фотоэпиляции и термолифтингу в отсутствии лицензии, необходимости ее наличия в качестве правонарушения Обществу не вменялось.

Ссылка Общества на не разработку образовательной программы профессиональной переподготовки по специальности "Косметология" , в связи с чем, необходимо руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития от 09.12.2008г. N 705н "Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников" (п. 4), признается судом апелляционной инстанции несостоятельной по следующим основаниям.

В силу статьи 54 Основ законодательства право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности (часть первая); сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан (часть вторая); Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30, к медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, отнесено выполнение работ (услуг) по косметологии (терапевтической), косметологии (хирургической) (Приложение к Положению); к лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности, в частности, относится наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг); повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет (подпункты "г", "д" пункта 5); Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.04.2009г. N 210н утверждена Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, в которую включены, в частности, такие специальности, как лечебное дело, педиатрия, соответствующие им основные специальности и специальности, требующие дополнительной подготовки. Специальности "Косметология" и "Пластическая хирургия" отнесены к специальностям, требующим дополнительной подготовки.

В соответствии с Порядком совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 705н, для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 10 лет и более, обучение проводится по образовательным программам повышения квалификации; нормативный срок прохождения повышения квалификации при любой форме обучения составляет от 100 по 500 часов аудиторных занятий (пункт 6.1); для специалистов, имеющих стаж работы по специальности от 5 до 10 лет, обучение проводится по образовательным программам профессиональной переподготовки; нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки при любой форме обучения составляет свыше 500 часов аудиторных занятий (пункт 6.2); для специалистов, имеющих стаж работы менее 5 лет, профессиональная подготовка организуется в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (пункт 6.3).

В связи с чем, для указанной категории медицинских работников предусмотрено прохождение повышения квалификации в рамках соответствующих образовательных программ, что не противоречит Приказу Минздравсоцразвития N 415н от 07.07.2009г., согласно которого квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием сфере здравоохранения по специальности "Косметология" являются , в том числе, послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование, а именно: ординатура по специальности "Косметология" или профессиональная переподготовка по специальности "Косметология".

Ссылка Общества на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007г. N 156-ВС в части разъяснения применения Приказа Минздрава России от 27.08.199г. N 337 несостоятельна, названный Приказ утратил силу 14.03.2008г.; вменяя Обществу нарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ Комитет руководствовался Приказом Минздравсоцразвития N 415н от 07.07.2009г.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Мон Ами" не установлено; протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя ответчика, которому разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, о чем имеется подпись в протоколе.

При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции о подтверждении материалами дела факта наличия в действиях ООО "Мон Ами" состава правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в связи с чем, в силу ст.ст. 268, 270 АПК РФ апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда отмене - не подлежат.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ

Решение арбитражного суда Томской области от 17 июня 2010 года по делу N А67-3320/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

 

Председательствующий

Н.А. Усанина

 

Судьи

И.И. Бородулина
Л.А. Колупаева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Номер дела в первой инстанции: А67-3320/2010


Истец: Комитет по лицензированию Томской области

Ответчик: ООО "Мон Ами"