Лицензирование перевозок по новым правилам (С.Н. Алексеева, "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2007 г.)

Лицензирование перевозок по новым правилам


Для любой компании лицензирование - это один из вопросов, без решения которых невозможно осуществление предпринимательской деятельности на законных основаниях. Предприятия, оказывающие транспортные услуги, - не исключение. Они должны не только иметь лицензию, но и соблюдать лицензионные условия, в случае нарушения которых уполномоченный орган - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Избежать негативных последствий можно, если знать свои права и обязанности в этой сфере правоотношений.

Больше года прошло с момента внесения изменений в Закон о лицензировании*(1), которые сократили количество лицензируемых видов транспортных услуг*(2), однако за это время Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом*(3) так и не было приведено в соответствие с внесенными в законодательство изменениями.

И только осенью 2006 года Правительство РФ утвердило новое Положение о лицензировании (далее - Положение)*(4), в котором определен порядок получения разрешений на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Какие лицензионные требования предъявляются к перевозчикам? Что необходимо сделать, чтобы получить лицензию? Нужно ли переоформлять действующую лицензию? Для бухгалтера представляют интерес не только организационно-правовые вопросы лицензирования, но и порядок учета и налогообложения связанных с получением лицензии затрат.


С чего начать: с закона или положения?


Лицензирование в области оказания транспортных услуг регулируется прежде всего Законом о лицензировании, в то время как Положение является подзаконным актом, в котором подробно описаны не общие, а отраслевые вопросы лицензирования, а именно:

- предъявляемые к перевозчику лицензионные требования и условия, а также виды их грубых нарушений, в результате которых может быть приостановлено действие лицензии;

- перечень документов, который должен собрать соискатель, и порядок рассмотрения лицензирующим органом представленных сведений о перевозчике;

- правила выдачи лицензии, выписки из лицензионной карточки и их дубликатов или заверенных копий.

По всем иным вопросам, связанным с лицензированием перевозок пассажиров, следует руководствоваться Законом о лицензировании.

Мы начнем с отраслевой тематики, рассмотрим лицензионные требования, предъявляемые к перевозчикам, использующим транспортные средства (ТС) вместимостью более 8 пассажиров.


Что требует законодатель?


Для того чтобы получить лицензию, перевозчик должен выполнить ряд условий, которые не станут "открытием" ни для транспортных организаций, ни для предпринимателей. Практически все условия основываются на требованиях документов в сфере перевозок и дорожного движения, к которым есть соответствующие отсылочные нормы. В чем же они заключается?

Наличие ТС является первым обязательным условием для перевозчика. Они должны находиться на праве собственности или на ином законном основании. В Положении не сказано, что следует считать "иным законным основанием", однако если обратиться к ГК РФ, то можно выделить право хозяйственного ведения и оперативного управления ТС, которым могут обладать государственные, муниципальные и казенные государственные предприятия (ст. 294, 296 ГК РФ). А при заключении договора аренды транспортная организация (предприниматель) получает ТС во временное владение и пользование (без права распоряжения им). В Положении нет запрета на использование арендованных ТС для перевозки пассажиров, однако следует обратить внимание на конструкцию, внешний и внутренний вид ТС. Они должны соответствовать установленным техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, что обязывает владельца ТС пройти техосмотр. Только после этого они могут быть допущены к участию в дорожном движении.

Выполнение требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, установленных в двух отраслевых документах - Уставе автомобильного транспорта*(5) и Правилах перевозок пассажиров*(6). В последнем документе более детально описан порядок перевозки пассажиров в автобусах городских, пригородных, междугородних маршрутах, а также в маршрутках. Не все нормы этих документов соответствуют сегодняшним реалиям перевозки пассажиров, однако иного выбора транспортным организациям и предпринимателям не предоставлено. Более поздний документ - Временные правила перевозок пассажиров - так и не был зарегистрирован в Минюсте, поэтому не имеет силы нормативного акта.

Соблюдение мер по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД). В их числе:

- организация работы водителей и обеспечение режима труда и отдыха в соответствии с нормами отдельного отраслевого Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха водителей*(7);

- создание условий для повышения квалификации водителей;

- анализ и устранение причин ДТП и нарушений ПДД с участием эксплуатируемых ТС;

- организация и проведение предрейсовых медосмотров водителей.

Полный комплекс таких мер поименован в ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения*(8).

Наличие в штате квалифицированных работников. Во-первых, должно быть назначено должностное лицо, ответственное за обеспечение БДД, прошедшее аттестацию на право занимать такую должность.

Во-вторых, иные должностные лица и специалисты должны отвечать Квалификационным требованиям*(9), предъявляемым при осуществлении пассажирских перевозок. Компетентность этих лиц в вопросах осуществления перевозок пассажиров должна подтверждаться дипломом о высшем или среднем специальном образовании по перечню специальностей, указанных в квалификационных требованиях. Профессиональная подготовка специалистов организаций, осуществляющих международные перевозки пассажиров, включает обучение и сдачу экзамена по дополнительной программе.

В-третьих, иметь квалификацию должны водители, прошедшие медицинское освидетельствование. Для них немаловажное значение имеет также стаж работы. Например, к управлению автобусами междугородних и международных направлений, а также к перевозкам детей могут быть допущены водители автобусов, имеющие стаж работы не менее трех лет. Это указано в Положении об обеспечении безопасности*(10).

И в-четвертых, организация (предприниматель) может укомплектовать штат работниками, которые будут осуществлять техническое обслуживание и ремонт ТС. Но для этого необходимы помещения и соответствующее оборудование. Если таких возможностей нет, то соискателю лицензии, чтобы выполнить лицензионное требование, следует заключить договор с автотехцентром на техническое обслуживание и ремонт ТС.

Страхование автогражданской ответственности. Данный вид страхования является обязательным для всех владельцев ТС, участвующих в дорожном движении. Без страховки автобус не будет поставлен на учет в органах ГИБДД и не пройдет технический осмотр, а значит, не будет допущен к участию в дорожном движении. Об этом организации и индивидуальному предпринимателю следует позаботиться в первую очередь.

И наконец, не следует забывать о наличии на каждое ТС документов, предусмотренных ПДД. Среди них водительское удостоверение, подтверждающее право на управление ТС, регистрационные документы и талон гостехосмотра, путевой лист с отметкой о прохождении медосмотра, лицензионная карточка и полис "автогражданки".

Итак, если все предъявляемые требования выполнимы, то организации можно собирать документы на получение лицензии на перевозку пассажиров. А как быть транспортной компании, у которой лицензия уже есть?


Следует ли переоформлять имеющуюся лицензию?


Организации и предприниматели, имеющие лицензии на перевозку, выданные до вступления в силу изменений законодательства, могут не беспокоиться. Эти лицензии действительны до истечения указанного в них срока. Этот вывод можно сделать из ст. 49 ГК РФ: право юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять лицензируемый вид деятельности прекращается по истечении срока действия лицензии. Об этом также говорится в Постановлении Правительства РФ N 45*(11): лицензии, полученные до внесения изменений в Закон о лицензировании, действительны до истечения указанного в них срока.

Приведем еще несколько аргументов в пользу данной позиции. Так, в п. 2 ст. 14.1 КоаП РФ установлены штрафы за отсутствие лицензии у организации и индивидуального предпринимателя, а не за ее непереоформление по новым правилам. К тому же в Законе о лицензировании приведен перечень случаев, когда нужно переоформлять документ, подтверждающий наличие лицензии:

- при реорганизации юридического лица. Правоприменику воспользоваться прежней лицензией не удастся, так как она и предоставляемые ею права не могут быть переданы лицензиатом другому лицу;

- при изменении наименования, местонахождения юридического лица (места жительства индивидуального предпринимателя);

- при изменении адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Как видим, в этом списке нет переоформления действующей лицензии в связи с изменениями в законодательстве. Однако это не освобождает ее обладателя от выполнения лицензионных требований и условий, которые установлены новым Положением, так как прежнее утратило силу.


По инстанциям с документами


Для получения лицензии в первую очередь необходимо представить заявление. В нем Закон о лицензировании предписывает указывать:

- реквизиты юридического лица: наименование, организационно-правовая форма, место его нахождения, место осуществления деятельности, данные о внесении в реестр;

- сведения об индивидуальном предпринимателе: ФИО, место жительства и осуществления лицензируемого вида деятельности, данные удостоверяющего личность документа и о внесении сведений в госреестр предпринимателей;

- лицензируемый вид деятельности, который соискатель намерен осуществлять (перевозка пассажиров автомобильным транспортом).

К заявлению прилагаются копии учредительных документов, подтверждающих уплату госпошлины, свидетельств о регистрации, постановке на учет в налоговой инспекции.

Помимо "общих" документов транспортной организации (предпринимателю) следует позаботиться о копиях "отраслевых" документов:

- подтверждающих наличие права собственности на ТС и их государственную регистрацию (свидетельство, ПТС, договор аренды);

- талонов о прохождении гостехосмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров ТС;

- дипломов о высшем и среднем специальном образовании, удостоверений о повышении квалификации, подтверждающих квалификацию должностных лиц и специалистов;

- документа об аттестации сотрудника, ответственного за обеспечение БДД;

- документов о квалификации и стаже работы водителей, а также подтверждающих прохождение ими медицинского освидетельствования в установленный срок;

- страховых полисов обязательной "автогражданки" владельцев ТС;

- документов, подтверждающих возможность у организации или предпринимателя проводить техобслуживание и ремонт ТС, или договора с автотехцентрами на оказание данных услуг.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не может потребовать иные документы, не предусмотренные Положением и Законом о лицензировании.


За что платить?


Плата за лицензирование перевозок пассажиров в автомобильном транспорте включает:

- сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии - 300 руб.;

- лицензионный сбор за предоставление лицензии - 1 000 руб.

Если лицензию требуется переоформить, то за эти действия взимается сбор в размере 100 руб. Такие расценки на получение лицензии установлены гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

Кроме того, у транспортной организации и предпринимателя могут быть и иные расходы, связанные с получением лицензии, например по оплате консультационных услуг, за заверение копий документов, выдачу и продление срока действия акта техосмотра ТС. В частности, за удостоверение копий учредительных документов государственная пошлина взимается в размере 500 руб. (п. 8 ст. 333.24 НК РФ), а за продление акта техосмотра ТС - 100 руб. (пп. 31 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Заметим, в случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, транспортная организация или предприниматель за плату в размере 10 руб. может получить от лицензирующего органа в течение 10 дней дубликат или в течение 7 дней - его заверенную копию.


Что проверяет лицензирующий орган?


После получения пакета документов лицензирующий орган проверяет правильность их заполнения, полноту и достоверность сведений о соискателе, а также возможность выполнения им лицензионных требований и условий. Последний проверочный этап проводится лицензирующим органом в рамках Закона о защите прав*(12).

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии Федеральная служба по надзору в сфере транспорта принимает в течение 45 дней (п. 2 ст. 9 Закон о лицензировании). К сожалению, более короткий срок принятия решения о выдаче лицензии отраслевым Положением не установлен.

После проведения проверки полноты и достоверности сведений о соискателе Федеральная служба по надзору одновременно с лицензией выдает выписку из этого документа - лицензионную карточку. В ней указываются номер, дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и госзнак ТС.

В случае изменения парка ТС организация или предприниматель должны представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных лицензионных карточек на поступившие ТС. Они должны быть выданы в течение 10 дней. Лицензионные карточки по ТС, которые заменены и не используются для перевозок, должны быть возвращены. Это следует сделать также в случае приостановления действия лицензии или ее аннулирования.

В отличие от старых правил лицензирования в новых не уделено внимания ни плановым, ни внеплановым проверкам организации на соблюдение лицензионных требований. Но это не означает, что перевозки пассажиров не подлежат лицензионному контролю. Порядок его проведения регламентирован отдельными Методическими рекомендациями*(13).

Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводятся лицензирующим органом в отношении перевозок пассажиров не чаще раза в год. Внеплановые проверки проводятся в случаях:

- необходимости подтверждения устранения лицензиатом нарушений, заявленных при проведении плановой проверки;

- получения информации о нарушениях лицензиатом лицензионных требований и условий;

- совершения при выполнении лицензируемой деятельности ДТП с участием принадлежащих лицензиату ТС, повлекших за собой телесные повреждения и (или) гибель людей.

По результатам составляется акт (протокол), в котором указываются сведения о выявленных нарушениях.

Особое внимание обращается на грубые нарушения лицензионных требований. К ним относится нарушение, в результате которого произошло ДТП, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, а также использование ТС, недопущенных к эксплуатации и не прошедших предрейсовый техосмотр.

За грубые нарушения лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и предпринимательской деятельности на срок до 90 суток или наложить административный штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. на юридических лиц, и от 4 до 5 тыс. руб. - на предпринимателя. Штрафы за другие нарушения лицензионных условий меньше - от 30 до 40 тыс. руб. на юридических лиц, и от 1,5 до 2 тыс. руб. - на предпринимателя (п. 3, 4 ст. 14.1 КоаП РФ).

Лицензионные требования обязательны к выполнению не только потому, что за них предусмотрены штрафные санкции - прежде всего они направлены на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.


О лицензии


Лицензия в сфере оказания транспортных услуг выдается на пять лет. В течение установленного срока лицензия может переоформляться, в нее могут вноситься изменения и дополнения, ее действие может быть приостановлено (возобновлено), а также она может быть аннулирована в порядке, установленном Законом о лицензировании.

Приостановление действия лицензии осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в случае привлечения организации (предпринимателя) к ответственности за нарушение лицензионных требований и условий, установленных Положением.

В Законе о лицензировании описан порядок приостановления лицензии в случае, если по результатам выявленных нарушений принято решение об административном приостановлении деятельности организации или предпринимателя. При этом предпринимательская деятельность и действие лицензии приостанавливаются на один и тот же срок. После этого действие лицензии возобновляется при условии, если выявленные нарушения устранены. Заметим, срок действия лицензии на время ее приостановления не продлевается.

Порядок приостановления действия лицензии в досудебном порядке описан в Методических рекомендациях. Лицензирующий орган в течение трех дней после принятия такого решения направляет лицензиату уведомление с указанием сроков устранения выявленных нарушений. Этот срок не должен превышать шести месяцев, до истечения которых организации (предпринимателю) следует принять меры по устранению выявленных недостатков.

В дальнейшем все будет зависеть от того, устранит организация (предприниматель) нарушение, повлекшее приостановление лицензии, или нет. При положительном ответе действие лицензии возобновляется, в противном случае лицензия аннулируется по решению суда на основании заявления лицензирующего органа (п. 2 ст. 13 Закона о лицензировании).

Рассмотрев организационно правовые вопросы, перейдем к порядку бухгалтерского учета и налогообложения затрат, связанных с лицензированием перевозок.


Бухгалтерский учет


Транспортные организации, имеющие ТС вместимостью более 8 пассажиров, без лицензии не вправе осуществлять перевозки, поэтому затраты на ее получение являются необходимыми в списке текущих расходов. Они являются расходами по обычным видам деятельности, так как связаны с оказанием транспортных услуг (п. 5 ПБУ 10/99*(14)). При этом следует отметить, что расходы, связанные с получением лицензии, обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, а связь между ними можно определить только косвенную. Поэтому их следует отражать в учете и отчетности в равномерном порядке, распределяя между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).

К такому выводу также можно прийти, если обратиться к п. 65 Положения по бухгалтерскому учету*(15). В нем сказано, что затраты, произведенные организацией в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельно как расходы будущих периодов и подлежат списанию в самостоятельно устанавливаемом организацией порядке (равномерно, пропорционально оказанным услугам и др.). Выбранный метод списания этих расходов организации следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Период включения в себестоимость оказываемых транспортных услуг расходов на лицензирование определяется исходя из срока действия лицензии, так как именно в течение этого периода организация может заниматься предпринимательской деятельностью и, следовательно, получать доходы.

Для расчетов с лицензирующим органом организация, согласно Плану счетов*(16), может выбрать один из трех счетов: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 68 "Расчеты по налогам и сборам". По мнению автора, в данной ситуации следует выбрать "золотую середину" - счет 76. Поскольку счет 60 рекомендован для отражения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам), а счет 68 - о расчетах с бюджетом по налогам.

Подлежащие перечислению лицензионные сборы отражаются по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по лицензированию", в корреспонденции с дебетом счета 97 "Расходы будущих периодов". Затем в течение действия лицензии расходы по ее приобретению списываются по кредиту счета 97 на счет 26 "Общехозяйственные расходы".

Заметим, в состав расходов будущих периодов включаются все фактические затраты, связанные с получением лицензии (сбор за рассмотрение заявления, лицензионный сбор, расходы на заверение копий документов у нотариуса и др.).


Пример 1.

В связи с получением лицензии (выдана на 5 лет) ООО "Перевозчик" понесло следующие расходы:

- сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии - 300 руб.;

- лицензионный сбор в размере 1 000 руб.;

- плата за нотариальное удостоверение копий документов, представляемых в лицензирующий орган, - 2 000 руб.

Для упрощения порядок учета расходов для целей налогообложения прибыли в примере не рассматривается.

В бухгалтерском учете ООО "Перевозчик" будут сделаны следующие проводки:


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
В момент предоплаты
Произведена оплата лицензирующему органу и
нотариусу (300 + 1 000 + 2 000) руб.
76 51 3 300
Осуществленные затраты отражены в составе расхо-
дов будущих периодов
97 76 3 300
Ежемесячно в период действия лицензии
Доля расходов будущих периодов включена в состав
общехозяйственных затрат (3 300 руб. / 60 мес.)
26 97 55

Налогообложение


Порядок налогообложения расходов по лицензированию может отличаться от их бухгалтерского учета. Это различие заключается в моменте признания расходов: единовременно или равномерно.

В этом отношении проще организациям, применяющим специальный налоговый режим - "упрощенку", и индивидуальным предпринимателям. Учесть расходы, связанные с получением лицензии, они могут на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, пп. 1 п. 47 Приказа Минфина РФ N 86н*(17) единовременно в момент перечисления денежных средств (п. 2 ст. 346.17 НК РФ, п. 13 Приказа Минфина N 86н).

Организациям, которые применяют традиционную систему налогообложения, при расчете прибыли следует учесть ряд особенностей. Для них порядок учета расходов в уменьшение налогооблагаемой базы в первую очередь определяется применяемым методом признания доходов и расходов. Кассовый метод позволяет учесть расходы, которые экономически обоснованы и документально подтверждены, единовременно (ст. 252 НК РФ). Имеет ли право транспортная организация отнести к таким расходам оплату лицензионных сборов?

Для ответа на этот вопрос обратимся к пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому к прочим расходам относятся суммы налогов и сборов, исчисленные в установленном порядке. Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ). Значит, для целей налогообложения прибыли плата за оформление лицензий представляет собой лицензионный сбор. Поэтому налогоплательщик на законных основаниях имеет право учесть его единовременно в уменьшение прибыли при применении кассового метода признания доходов и расходов. Однако доходы отдельных транспортных организаций не позволяют воспользоваться этим методом (п. 1 ст. 273 НК РФ), поэтому расходы они признают по методу начисления. В этом случае мнения расходятся.

С позиции налогообложения лучше учесть затраты единовременно. Данной точки зрения придерживается Минфин в Письме от 30.11.05 N 03-03-04/1/399, аргументируя это тем, что прочие расходы, поименованные в ст. 264 НК РФ, относятся к числу косвенных. А такие расходы при налогообложении прибыли учитываются в том периоде, в котором они осуществлены с учетом требований Налогового кодекса (п. 2 ст. 318 НК РФ). Одним из этих требований является норма п. 7 ст. 272 НК РФ: датой осуществления прочих расходов по уплате налогов и сборов признается дата их начисления. По мнению Минфина, это дает организации право учесть лицензионные сборы на дату их начисления. Аналогичный подход можно применить в отношении консультационных услуг, связанных с получением лицензии, и включить их в расходы единовременно (Письмо Минфина РФ от 14.07.04 N 03-03-05/3/59).

Однако есть и другое требование налогового законодательства. Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Если предполагается получение доходов в более чем одном отчетном периоде и предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), то расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Такой позиции придерживаются столичные налоговики в письмах от 20.11.03 N 26-12/65420, от 12.05.03 N 26-12/25947 и отдельные суды (Постановление ФАС СЗО от 17.04.2006 N А66-10560/2005). Поэтому расходы в виде платы за оформление лицензии на осуществление деятельности они рекомендуют учитывать в течение всего срока ее действия, то есть не единовременно, а равномерно. При этом если организация не вела деятельность в отчетном (налоговом) периоде, то за этот период затраты по оформлению лицензии не могут быть учтены. Однако расходы относятся к периоду действия лицензии (!), а не к осуществлению деятельности организацией, поэтому с налоговиками в этом вопросе можно поспорить. Ведь для учета расходов наличие полученных доходов необязательно.

Какого мнения придерживаться: финансового или налогового ведомства? Способ, предложенный Минфином, более оптимальный и простой при расчете налога на прибыль. Но в этом случае порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на лицензирование будет различаться, а значит, бухгалтеру придется обратиться к ПБУ 18/02*(18), цель которого - учет всех возникающих расхождений между учетом и налогообложением.

В бухгалтерском стандарте сказано, что расходы, учитываемые при налогообложении прибыли в текущем периоде, в формировании финансового результата, участвуют в следующих периодах, являются источником налогооблагаемой временной разницы. Она формирует в учете отложенное налоговое обязательство (Дебет 68 Кредит 77), который будет погашен после того, как расходы полностью будут учтены в бухгалтерском учете (п. 15, 18 ПБУ 18/02).


Пример 2.

Продолжим условия примера 1. Предположим, ООО "Перевозчик" учитывает для целей налогообложения расходы, связанные с получением лицензии единовременно, а в бухгалтерском учете - равномерно.

В бухгалтерском учете ООО "Перевозчик" будут сделаны следующие проводки:


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
В момент предоплаты
Произведена оплата лицензирующему органу и
нотариусу (300 + 1 000 + 2 000) руб.
76 51 3 300
Осуществленные затраты отражены в составе
расходов будущих периодов
97 76 3 300
С момента действия лицензии
Отражено отложенное налоговое обязательство по
учтенным при налогообложении прибыли расходам
(3 300 руб. x 24%)
68 77 792
Ежемесячно в период действия лицензии
Доля расходов будущих периодов включена в
состав общехозяйственных затрат (3 300 руб. /
60 мес.)
26 97 55
Отражено уменьшение отложенного налогового
обязательства по учтенным расходам (55 руб. x
24%)
77 68 13

Организация, которая последует мнению налоговиков, сможет избежать различий между бухгалтерским и налоговым учетом и применением ПБУ 18/02, но о расходах на получение лицензии бухгалтеру при заполнении налоговой декларации придется помнить в течение всего срока ее действия.

Не исключен и другой вариант - признание в бухгалтерском и налоговом учете расходов, связанных с лицензированием, единовременно. Он возможен в ситуации, когда расходы на получение лицензии составляют незначительные суммы. Тогда эффект от их распределения по отчетным периодам будет незначительный. Поэтому, руководствуясь принципом рациональности, который является одним из обязательных требований, предъявляемых к учетной системе и политике, организация вправе принять решение о единовременном учете расходов на лицензирование. Но увлекаться рациональностью не стоит, так как при составлении отчетности нельзя однозначно утверждать, что чем она проще и доступнее, тем лучше. Организации следует соизмерять рациональность решения с полнотой и достоверностью представленной информации, один из критериев которой - принятый уровень существенности. В его пределах бухгалтер, руководствуясь профессиональным суждением, вправе выбрать рациональный метод учета, сверх пределов - стоит остановиться на общей методологии учета расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам.


С.Н. Алексеева,

эксперт журнала "Транспортные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"


"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2007 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

*(2) Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон о лицензировании".

*(3) Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 N 402.

*(4) Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637.

*(5) Устав автомобильного транспорта РСФСР, утв. Постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969 N 12.

*(6) Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176.

*(7) Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15.

*(8) Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

*(9) Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 N 75.

*(10) Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2.

*(11) Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".

*(12) Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

*(13) Методические рекомендации по лицензированию деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, утв. Распоряжением Ространснадзора от 24.03.2005 N АН-57-р (фс).

*(14) Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом МФ РФ от 06.05.1999 N 33н.

*(15) Приказ МФ РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ".

*(16) Приказ МФ РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкции по его применению".

*(17) Приказ МФ РФ N 86н, МНС РФ N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 "Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей".

*(18) Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом МФ РФ от 19.11.2002 N 114н.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "Аюдар Инфо"


На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.


Издатель: ООО "Аюдар Инфо"

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Адрес в Интернете: www.audar-press.ru