"11" марта 2010 г. |
Дело N А11-15660/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2010.
В полном объеме постановление изготовлено 11.03.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медилон-Фармимэкс"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.01.2010, принятое судьей Кузьминой Т.К.
по заявлению прокурора Костромского района Костромской области
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Медилон-Фармимэкс" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Медилон-Фармимэкс"- Рыбакова М.М. по доверенности от 18.12.2009 N 33 АА 496557.
Первый арбитражный апелляционный суд
УСТАНОВИЛ:
прокурор Костромского района Костромской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Медилон-Фармимэкс" (далее-общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 12.01.2010 заявленные требования удовлетворены. На общество наложен административный штраф в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом обстоятельств.
Общество указало, что в нарушение требований части 2 статьи 28.4, статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) прокурором в постановлении о привлечении к административной ответственности не указано время совершения и обнаружения вмененного обществу правонарушения.
Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о доказанности факта надлежащего извещения общества о месте и времени принятия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку представленная в ходе судебного заседания на обозрение суда книга учета входящей документации не содержит сведений относительно записи о приеме телефонограммы с уведомлением из прокуратуры Костромской области от 19.11.2009.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность решения суда, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие прокурора.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество на основании лицензии N ЛО-44-02-000009 (0000924), выданной Департаментом здравоохранения Костромской области 03.06.2008 на срок до 03.06.2013, осуществляет фармацевтическую деятельность в аптечном пункте, расположенном в торгово-развлекательном центре "Коллаж" по адресу: Костромской р-н, пос. Караваево, Красносельское шоссе, д. 1.
В ходе проверки выявлено отсутствие лекарственных средств 81 наименования, включенных в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи и предусмотренных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312 "О минимальном ассортименте лекарственных средств".
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 14.1 Кодекса, 23.11.2009 прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса, подпункта 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 8 статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416, Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2005 N 785 пришел к выводу о доказанности вины общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначил обществу наказание по низшему пределу санкции указанной нормы.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416.
В силу подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными средствами, обязан соблюдать требования статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно пункту 8 статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения о лицензировании.
В пункте 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2005 N 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.04.2005 N 312.
Как установлено судом и подтверждается материалам дела, на момент проведения проверки в принадлежащем обществу аптечном пункте отсутствовали в продаже предусмотренные минимальным ассортиментом необходимые для оказания медицинской помощи лекарственные средства 81 наименования, что в силу подпункта "в" пункта 4 и пункта 5 Положения о лицензировании является грубым нарушением лицензионных требований и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса. Данный факт подтвержден справкой, оформленной по результатам проверки, и объяснением от 20.11.2009 директора представительства общества в г. Костроме Смирновой В.Р., в присутствии которой проводилась проверка, и не опровергнут обществом.
Ссылка общества на пункт 2.12 Порядка отпуска лекарственных средств, в соответствии с которым рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию), обоснованно признана судом несостоятельной, поскольку данная норма устанавливает лишь максимальный срок отпуска лекарственных средств.
Наличие в аптечном пункте аналогов лекарственных средств, включенных в минимальный ассортимент, отсутствие покупательского спроса на некоторые лекарственные средства правомерно признаны судом обстоятельствами, не свидетельствующими об отсутствии вины общества и не освобождающими его от исполнения требований законодательства.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса, и привлек общество к административной ответственности.
Довод подателя апелляционной жалобы о допущенных прокурором нарушениях при возбуждении дела об административном правонарушении не принимаются во внимание с учетом следующего.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 и части 2 статьи 28.4 Кодекса дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса.
В силу статьи 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении должно быть указано, в том числе время совершения административного правонарушения. Указанная норма не предполагает фиксирования в постановлении по названному делу точного времени (в часах и минутах) совершения правонарушения и не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, не является процессуальным нарушением, носящим существенный, неустранимый характер.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть уведомлено о времени и месте составления протокола. В рассматриваемом случае о времени и месте принятия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с участием представителя общества Смирновой Е.Р., действующей по доверенности от 20.11.2009 (л.д.14), которая однозначно не свидетельствует о делегировании Смирновой Е.Р. полномочий для участия в конкретном административном деле.
Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Медилон-Фармимэкс" от 09.11.2009 N 3211 свидетельствует, что от имени данного общества вправе действовать без доверенности директор Сачевкин В.А.
Уведомление от 19.11.2009 N 8-09 указанного законного представителя общества о месте и времени принятия постановления о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении 23.11.2009 в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Кострома, ул. Ленина, д. 2/1, либо о направлении представителя с доверенностью, предусматривающей право представлять интересы по данному конкретному делу было направлено по телефону-факсу (4922) 44-07-54 19.11.2009 в 11 час. 40 мин. Уведомление принято работником общества Червяковой (л.д.13).
Данный представитель общества был ознакомлен с постановлением о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении от 23.11.2009, ему были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса, и вручена копия этого постановления (л.д.8-11).
Представитель общества в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции не отрицал, что телефон-факс 44-07-54 принадлежит обществу и Червякова является его работником (протокол судебного заседания от 11-12.01.2010).
Кроме того, из справки ОАО "Костромская телефонная сеть" от 29.12.2009 усматривается, что 19.11.2009 в 11 час. 30 мин. зафиксированы исходящие переговоры с использованием телефона 31-36-84, принадлежащего прокуратуре Костромской области, с абонентом, находящимся во Владимирской области и владеющим телефоном (4922) 44-07-54 (копия л.д.76)
Перечисленные выше обстоятельства в совокупности свидетельствуют, что законный представитель общества был извещен надлежащим образом о месте и времени принятия в отношении общества постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и административным органом предоставлены гарантии защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
На основании вышеизложенного 23.11.2009 прокурором законно и обоснованно вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества.
При таких обстоятельствах довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии в книге учета входящей корреспонденции записи о приеме телефонограммы административного органа не имеет правового значения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в действиях общества имеет место длящееся административное правонарушение, выраженное в нарушении подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании, статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", приказа Минздравсоцразвития от 22.04.2005 N 312.
Проверив в порядке части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд нарушений не установил.
Частью 3 статьи 23.1 Кодекса рассмотрение данного дела отнесено к подведомственности арбитражного суда.
Судом принято решение в проделах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса. Основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса судом не установлены.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Арбитражный суд Владимирской области правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.01.2010 по делу N А11-15660/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медилон-Фаримэкс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-15660/2009
Истец: Прокурор Костромского района, Прокуратура Костромского района Костромской области
Ответчик: Ответчики, ООО "Медилон - Фармимэкс"
Третье лицо: Третьи лица, Прокуратура Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-598/2010