Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2010 г. N 07АП-9110/2009
г. Томск |
N 07АП-9110/09 |
15 января 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 декабря 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А. В.
судей: Кулеш Т. А.
Музыкантовой М. Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: без участия;
от ответчика: Ильюченко П.В. по дов. N 100 от 16.01.2009г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Новосибирскавтодор"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.09.2009г.
по делу N А45-18000/2009
по заявлению Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к ОАО "Новосибирскавтодор"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.09.2009г. привлечено Открытое акционерное общество "Новосибирскавтодор", находящееся по адресу: г. Новосибирск, ул. Каменская, 19, ОГРН 1025402462689, (далее - общество, ОАО "Новосибирскавтодор", апеллянт, податель жалобы) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.09.2009г. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
В действиях общества отсутствуют признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку в результате данных действий обществом не извлекается прибыль. Апеллянт ссылается на судебную практику Федеральных арбитражных судов.
ОАО "Новосибирскавтодор" считает проведение указанной проверки не основанным на нормах действующего законодательства.
Проведение данной проверки нарушает положения ФЗ N 294-ФЗ от 26.12.2008г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее ФЗ-294).
ОАО "Новосибирскавтодор" имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов N ЭВ-60-000080 (ЖС) от 12.12.2007 года. Согласно данной лицензии, в места осуществления лицензируемого вида деятельности включен и проверенный Управлением объект - Новосибирская область, р.п. Коченево, ул. Промышленная, 61.
Постановление от 24.04.2009 года по делу N 3-4-249/09, вынесенное мировым судьей 4-го судебного участка Центрального района г. Новосибирска, имеет для арбитражного суда преюдициальное значение. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не соглашается с доводами подателя жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, надлежащим образом извещенный ответчик явку своих представителей не обеспечил.
Выслушав представителя апеллянта, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 28.09.2009г., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения от 29.06.2009г. N 139-р, плана проведения контрольно - надзорных мероприятий Сибирского управления госжелнадзора на 2009 год комиссией управления в период с 06.07.2009г. по 31.07.2009г. проведена проверка ОАО "Новосибирскавтодор" (филиал Коченевское ДРСУ) по вопросам обеспечения безопасности движения, перевозке, погрузке, выгрузке, опасных грузов железнодорожном транспорте.
В ходе проверки установлено, что для обеспечения своей деятельности общество эксплуатирует железнодорожные пути необщего пользования по адресу: Новосибирская область, р.п. Коченево, ул. Промышленная, 61. На указанные пути в адрес общества на сновании транспортной железнодорожной накладных N N ЭЬ 490861, ЭЭ 700762 по-пили вагоны с опасным грузом - мазут, который по классу опасности относится к 9 классу (аварийная карточка N 901). Выгрузка опасного груза была произведена силами ОАО "Новосибирскавтодор".
По данным общества за период с 01.01.2009 года по общество получило и самостоя-тельно выгрузило 5 вагонов опасных грузов - дизельное топливо, мазут. По результатам проверки составлен Акт N ОГ-18/05 от 30.07.2009г. Полагая, что погрузоразгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на Железнодорожном транспорте подлежит лицензированию, заявителем 30.07.2009г. в от-ношении общества был составлен Протокол N 380/ЮЛ об административном правонару-шении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об Административных правонарушениях, послуживший основанием для обращения в соот-ветствии со статьей 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в арбитраж-ный суд с заявлением.
Поддерживая выводы арбитражного суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Апелляционная инстанция считает данные выводы суда правильными, основанными на верном толковании закона.
В соответствии с п. 70 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 года N 134.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.
Статьей 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на своей страх и риск деятельность, направляемая на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Таким образом, привлечение к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ возможно только в случае, если деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) соответствует критериям, указанным в статье 2 Гражданского кодекса РФ.
Материалами дела установлен факт осуществления обществом работ по выгрузке вагонов с опасным грузом (дизельное топливо, мазут) без соответствующей лицензии.
Федеральный закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 данного Закона.
При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Дизельное топливо, мазут являются опасными грузами, которые, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в силу присущих им свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузоразгрузочных работ и хранении могут стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с погрузоразгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, наличие лицензии обязательно в силу подпункта 70 статьи 17 Федерального закона о лицензировании.
Предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением погрузоразгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера, поэтому лицензионными условиями осуществления данного вида деятельности, согласно Положению о лицензировании погрузоразгрузочной деятельности, предусмотрено: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, сооружений и оборудования, необходимых для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами; наличие в штате специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями; наличие в штате специализированного подразделения пожарной охраны или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, осуществляющими деятельность в области обеспечения пожарной безопасности; наличие в местах осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения, необходимых для ликвидации пожара, и содержание этих средств в работоспособном состоянии и другие.
Общество осуществляло указанные работы с опасным грузом на железнодорожном транспорте самостоятельно и не имело лицензии на данный вид деятельности, поэтому административный орган правомерно составил протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы Общества о том, что деятельность по погрузке-разгрузке указанных выше опасных грузов не является предпринимательской, поскольку направлена на обеспечение производственного процесса Общества, а не на получение выручки - прибыли, и поэтому в действиях организации отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции признается несостоятельными, поскольку конечной целью разгрузки опасных грузов является получение прибыли.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
В материалах дела отсутствуют сведения о принятии Обществом исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте
При таких обстоятельствах следует признать, что действия Общества образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Общества о том, что у него отсутствует обязанность получать лицензию на проведение работ по погрузке-выгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте в силу того, что Общество имеет лицензию N ЭВ-60-000080 (ЖС) от 12.12.2007г., выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору как необоснованные.
Указанная лицензия не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку разрешает проведение работ на объектах, не имеющих отношение к железнодорожным путям. При этом в силу п. 2 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте лицензирование данной деятельности с опасными грузами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, а не Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору .
Следовательно, административный орган в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ правомерно провел проверку соблюдения Обществом действующего законодательства в сфере деятельности на железнодорожном транспорте и составил протокол об административном правонарушении.
Иные доводы апеллянта не принимаются судом апелляционной инстанции ввиду неправильного толкования норм материального и процессуального права, кроме того, судом первой инстанции им дана надлежащая оценка.
Частью 6 ст. 205, ч. 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ определен порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка действий административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса об административном правонарушении РФ, судом проверен протокол об административном правонарушении и материалы проверки в полном объеме и сделан вывод об установлении соответствующих полномочий административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, наличии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности и соблюдении порядка привлечения к ответственности.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, п.1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.09.2009г. по делу N А45-18000/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Кулеш Т. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18000/2009
Истец: Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ОАО "Новосибирскавтодор"