Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2011 г. N 09АП-195/2011
г.Москва
24.02.2011
|
N 09АП-195/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2011
Дело N А40-92452/10-139-490
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
судей: Поташовой Ж.В., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Яцевой В.А.,
при участии:
от заявителя: Дороничев Е.М. по доверенности от 13.01.2011, паспорт 45 104863 85;
от заинтересованного лица: Эбиров Б.В. по доверенности от 31.01.2011, паспорт 85 07 358926,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУП г.Москвы "Дирекция единого заказчика района "Бирюлево Восточное"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.11.2010 по делу N А40-92452/10-139-490 судьи Корогодова И.В.
по заявлению ГУП г.Москвы "Дирекция единого заказчика района "Бирюлево Восточное"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным предписания от 09.02.2010 N 1106000805,
УСТАНОВИЛ
ГУП г.Москвы "Дирекция единого заказчика района "Бирюлево Восточное" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 09.02.2010 N 1106000805.
Решением суда от 23.11.2010 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заинтересованное лицо возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 05.02.2010 на основании распоряжения заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 13.01.2010 по адресу: г.Москва, ул.Липецкая, д.40 проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что ГУП г.Москвы "Дирекция единого заказчика района "Бирюлево Восточное" ведет хозяйственную деятельность в отсутствие необходимой экологической документации, а именно без разработанного проекта нормативов образования отходов и лимита на размещение отходов, чем нарушает требования п.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Также установлено отсутствие у ГУП г.Москвы "Дирекция единого заказчика района "Бирюлево Восточное", являющегося организацией, осуществляющей управление жилыми домами, платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за 2009 год, в связи с чем Департамент пришел к выводу о нарушении заявителем ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст.21 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По результатам проверки составлен акт 05.02.2010 N 1106000805 и вынесено оспариваемое предписание от 09.02.2010 N 1106000805, которым заявителю предписано получить паспорта на опасные виды отходов, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и согласовать его в МТУ Ростехнадзор в срок до 31.05.2011 (п.1 предписания), внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год, далее вносить плату своевременно в соответствии с действующим законодательством в срок до 20.01.2011 (п.2 предписания).
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пункт 4 данной нормы устанавливает, что порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство РФ.
Пунктом 5 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 461 от 16.06.2000, установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами на момент введения в действие настоящих Правил, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в сроки, определенные Министерством природных ресурсов РФ.
Статья 1 Закона об отходах дает определение обращения с отходами, под которым понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно установил, что ГУП г.Москвы "Дирекция единого заказчика района "Бирюлево Восточное" осуществляет деятельность по сбору и накоплению отходов, что подтверждается:
- договором N 107-К от 01.02.2009, согласно п.2.2 которого заявитель принимает на себя следующие обязанности: назначение ответственных лиц за сбор, хранение и сдачу люминесцентных ламп; определение в подразделениях места сбора, хранения люминесцентных ламп, а также обеспечение сохранности специальной тары;
- договором N 7 БЮ 6 на вывоз твердых бытовых отходов о т населения от 01.12.2009, согласно п. 5.1 которого Заявитель обеспечивает сбор и хранение ТБО в стандартных контейнерах в специально отведенных местах и/или на контейнерных площадках;
- договором N 7/1 БЮ 6 на вывоз твердых бытовых отходов (арендаторы) от 01.01.2009, согласно п.5.1 которого заявитель обеспечивает сбор и хранение ТБО в стандартных контейнерах в специально отведенных местах и/или на контейнерных площадках; п.5.7 осуществляет платежи за размещение отходов производства и потребления.
Данные обстоятельства подтверждены судебными инстанциями по делу N А40-21601/10-120-84 Арбитражного суда г.Москвы.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания в части пункта 1, предписывающего необходимость получения заявителем паспорта на опасные виды отходов, разработки и согласования проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, основаны на имеющих значение для дела фактических обстоятельствах и имеющихся в материалах дела доказательствах.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о законности пункта 2 оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции считает ошибочными, исходя из следующего.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст.16 данного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 4433/10
В рамках дела N А40-20520/10-21-106 Арбитражного суда г.Москвы судебными инстанциями установлено отсутствие подтверждения того, что ГУП г.Москвы "Дирекция единого заказчика района "Бирюлево Восточное" занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в части ввиду неполного выяснения судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются судом в порядке ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.11.2010 по делу N А40-92452/10-139-490 изменить.
Признать недействительным предписание Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 09.02.2010 N 1106000805 в части п.2 резолютивной части, предписывающего внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92452/2010
Истец: ГУП "ДЕЗ Бирюлево Восточное", ГУП г. Москвы "Дирекция единого заказчика района Бирюлево Восточное"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Третье лицо: ГУП г. Москвы "ДЕЗ района Бирюлево Восточное", Задворнов А. Л.
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-195/2011