Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2011 г. N 06АП-6168/2010.

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2011 г. N 06АП-6168/2010

 

г. Хабаровск

 

03 марта 2011 г.

N 06АП-6168/2010

 

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2011 года.

 

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сапрыкиной Е.И.

судей Михайловой А.И., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.

при участии в заседании:

от ООО "Чистый мир": не явились

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу: не явились

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу

на решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 23.11.2010

по делу N А80-250/2010 принятое судьей Дерезюк Ю.В.

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Чистый мир"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу

о признании незаконным и отмене постановления от 22.09.2010 N 25/10-7

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Чистый Мир" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу (далее - управление, административный орган) от 22.09.2010 N 25/10-7 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 23.11.2010 заявленные требования удовлетворены по мотиву недоказанности административным органом состава вмененного обществу административного правонарушения.

Не согласившись с судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Общество в отзыве на жалобу отклонило позицию управления, считая решение законным и обоснованным, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своего представителя.

Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.

Из материалов дела видно, с 17.08.2010 по 13.09.2010 в отношении ООО "Чистый мир" проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что на территории свалки находится участок, на котором складируются строительные отходы и металлолом; при эксплуатации данного участка не соблюдаются нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологии обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления; не соблюдаются требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и не приняты неотложные меры по их ликвидации; отсутствует запас грунта для изоляции отходов в соответствии с требованиями санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" и приказа N 6/П от 28.06.2010 "Об утверждении Плана мероприятий по борьбе с аварийными ситуациями" и Приложением N 1 к приказу директора ООО "Чистый мир": план борьбы с аварийными ситуациями.

Указанные нарушения зафиксирована в акте проверки от 13.09.2010 N 15/10-ВН и 13.09.2010 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 24/10-7.

22.09.2010 управлением вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 100 000 руб., не согласившись с которым, последнее оспорил его в арбитражный суд.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Обществу вменяется нарушение части 1, 2 статьи 39, статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 11, части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно частям 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Данные юридические лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Статья 51 данного Закона устанавливает запреты при обращении с отходами производства и потребления, опасными отходами и радиоактивными отходами, а также дает отсылку правоприменителю на законодательство Российской Федерации, в том числе на Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии со статьей 11 указанного Закона юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, при проведении проверки административным органом установлено отсутствие запаса грунта для изоляции отходов в соответствии с требованиями санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (СП 2.1.7.1038-01).

Согласно пункту 1.1 данных Правил они устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 1.2 требования настоящих Правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.

Судом установлено, что на основании постановления Администрации городского округа Анадырь от 21.12.2009 N 913 обществу предоставлен в аренду земельный участок под полигон твердых бытовых отходов, на горе Михаил в городе Анадыре.

Вместе с тем, Постановлением от 02.04.2010 N 214 "О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа Анадырь от 21.12.2009 N 913", изменена редакция данного постановления: в аренду предоставлен земельный участок сроком до 14.11.2010 под санкционированную свалку на горе Михаил в городе Анадыре ООО "Чистый Мир".

Во исполнение данного Постановления между Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь (арендодатель) и ООО "Чистый Мир" заключен договор аренды от 07.04.2010, предметом которого является земельный участок из категории земель "Земли населенных пунктов" с кадастровым номером 87:05:000020:6 под санкционированную свалку.

Также из представленной в материалы дела выписки из государственного кадастра недвижимости от 06.04.2010 N 8705/201/10-441 следует, что разрешенное использование/назначение спорного участка - под санкционированную свалку.

В соответствии с 4.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), под санкционированной свалкой понимается разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что требования СП 2.1.7.1038-01 не могут применяться в отношении ООО "Чистый Мир", поскольку им не эксплуатируется полигон твердых бытовых отходов, а наличие на участке предоставленном под санкционированную свалку строительных отходов, в отсутствие доказательств нарушения экологических и санитарно- эпидемиологических требований, не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, является правомерным. Обратного административным органом не в материалы дела не представлено.

Учитывая установленные обстоятельства дела с учетом норм материального права, регулирующих спорные отношения, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о недоказанности состава вмененного обществу административного правонарушения, является законным и обоснованным.

Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.

Возражения заявителя апелляционной жалобы о соблюдении им норм КоАП РФ при составлении процессуальных документов, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.

Административный орган, вменяя нарушение правил охраны окружающей среды, выраженное, в том числе, в виде сжигания твердых бытовых отходов и не принятие мер по недопущению их самовозгорания, сослался на акт проверки, протокол об административном правонарушении и фотоснимки, приобщенные к материалам дела.

Вместе с тем, из акта проверки от 13.09.2010 (л.д.42 т.2) и протокола от 13.09.2010 (л.д. 19 т.2) следует, что горение отходов на территории свалки было зафиксировано 28.06.2010, то есть до проведения проверки. Однако в материалы дела не представлены доказательства данной фиксации, что не позволяет апелляционной инстанции проверить этот довод административного органа. При этом фототаблицы, имеющиеся в материалах дела, обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве допустимого и надлежащего доказательства по данному спору, так как не соответствуют требованиям статей 27.8, 28.1.1 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба управления - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 23.11.2010 по делу N А80-250/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

 

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

 

Судьи

А.И. Михайлова
Е.А. Швец

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Номер дела в первой инстанции: А80-250/2010


Истец: ООО "Чистый мир"

Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автоному округу, Управление ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по ЧАО