Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2011 г. N 05АП-7455/2010. (ключевые темы: обращение с отходами - отходы производства и потребления - административные правонарушения - переработка - промышленные отходы)

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2011 г. N 05АП-7455/2010

 

г. Владивосток

Дело N А24-3567/2010

26 января 2011 г.

 

 

Резолютивная часть постановления оглашена 25 января 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2011 года.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Г.А. Симоновой

судей: Н.В. Алфёровой, О.Ю. Еремеевой

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Барановой А.С.

при участии:

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю: Волжанин М.Г. по доверенности от 11.01.2011 N 05 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 0096;

от администрации городского округа "посёлок Палана" (ОГРН 1024101418769) - представитель не явился, извещен надлежаще.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю апелляционное производство N 05АП-7455/2010 на решение от 22.11.2010 судьи Иванушкиной К.Ю. по делу N А24-3567/2010 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению администрации городского округа "посёлок Палана"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа "поселок Палана" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (далее - административный орган, Управление) от 21.07.2010 N 16/136, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 120000 рублей.

Решением суда от 22.11.2010г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Администрации состава вменяемого административного правонарушения.

Управление, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы оспаривает вывод суда о том, что ненадлежащая организация сбора и вывоза отходов производства с территории, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. По мнению ответчика, объективная сторона данного правонарушения выражается не только в непосредственном обращении лица с отходами производства и потребления, состав данного правонарушения состоит также в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований в ходе иного обращения с отходами, при этом в силу ч.3 ст.8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. На этом основании Управление считает, что закрепленная обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является формой обращения с отходами, что прямо указано в выше названном Федеральном законе. Поскольку Администрация данную обязанность не исполнила, т.е. допустила бездействие, то в ее действиях имеется объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Представитель Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Администрация городского округа "поселок Палана", извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечила, отзыв на жалобу не представлен.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Администрации, по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.

Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю на основании приказа от 22.04.2010 N 81 в границах муниципального образования п. Палана с целью обеспечения безопасного прохождения весеннего половодья 2010 года проведены предпаводковые рейдовые проверки на предмет готовности водохозяйственных объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю, к пропуску паводковых вод, оценки экологического состояния зон возможного подтопления паводковыми водами, а также по выявлению возможных источников загрязнения (засорения), расположенных в водоохраной зоне водных объектов, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе рейдовой проверки выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, а именно: водоохранная зона реки Палана в границах пгт. Палана во многих местах захламлена отходами потребления. На участке протяженностью около 650 м между устьем р. Михакина (правый приток р. Палана) и производственной территорией котельной "Центральная" прибрежная защитная полоса почти повсеместно была захламлена бытовыми отходами. Кроме этого, выявлен факт захламления бытовыми отходами, строительным мусором от разборки зданий и металлоломом склона первой надпойменной террасы между домами N 18 и N 20 по ул. Беккерева и прилегающей к склону части поймы реки Палана. На восточной окраине поселка в районе окончания ул. Беккерева склон первой надпойменной террасы и прилегающая к нему часть поймы р. Палана захламлены металлоломом и бытовыми отходами. В районе бывшей птицефермы выявлена несанкционированная свалка отходов. Склон первой надпойменной террасы и прилегающие к нему части террасы и поймы р. Палана захламлены отходами на площади около 3000 кв.м (строительный мусор от разборки зданий, металлолом, отработанные покрышки, отходы полиэтиленовой пленки, бытовые отходы).

18.05.2010 Управлением вынесено определение N 1946/10-1 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО "Паланское ЖЭУ", являющегося специализированным предприятием в области обращения с отходами на территории пгт. Палана. По окончании административного расследования 22.06.2010 вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении N 16/19-пр, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ОАО "Паланское ЖЭУ".

Определением от 22.06.2010 N 1946/10-02 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования дело об административном правонарушении по вышеуказанным фактам нарушения требований природоохранного законодательства возбуждено в отношении юридического лица - Администрации городского округа "поселок Палана".

По результатам проведенного административного расследования в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении от 16.07.2010 N 1946/10-12 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

По рассмотрению указанного протокола, а также иных материалов дела об административном правонарушении вышеуказанным должностным лицом Управления вынесено постановление от 21.07.2010 N 16/136, которым Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет привлечение к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Вышеуказанный закон регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.

Согласно статье 1 настоящего Закона обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовывались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства.

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Статьей 9 данного Закона предусмотрено лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Из изложенного следует, что субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ, могут быть только лица, деятельность которых связана с обращением отходов, на осуществление которой у них имеется выданная в установленном порядке лицензия.

Между тем, согласно пунктам 12, 24 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования городской округ "поселок Палана" к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Частью 1 статьи 40 указанного Устава Администрация городского округа, обладая правами юридического лица, определена исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения городского округа.

Согласно части 3 статьи 8 и частям 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с частями 1, 2 стати 51 названного закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Оценив названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация городского округа "поселок Палана", с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Как видно из оспариваемого постановления, Администрации фактически вменяется непринятие мер по организации сбора и вывоза отходов с захламленных территорий, что не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что Администрацией были нарушены требования природоохранного законодательства РФ в связи с неисполнением предусмотренной законом обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, являющейся формой обращения с отходами, во внимание не принимается, поскольку само по себе неисполнение Администрацией указанной обязанности на образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

В силу части 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что административным органом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих наличие в действиях администрации городского округа "поселок Палана" состава вменяемого административного правонарушения. Представленные административным органом протокол и постановление по делу об административном правонарушении не отражают объективной стороны вменяемого административного правонарушения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающими производство по делу об административном правонарушении, следовательно, требования Администрации о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа правомерно удовлетворены судом.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 22 ноября 2010 г. по делу N А24-3567/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

 

Председательствующий

Г.А. Симонова

 

Судьи

Н.В. Алфёрова
О.Ю. Еремеева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.