Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2011 г. N 11АП-14547/2010.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2011 г. N 11АП-14547/2010

 

03 февраля 2011 г.

Дело N А72-8936/2010

 

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2011 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горяевой Н.Н.,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 02 февраля 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Любимая аптека"

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 ноября 2010 года по делу N А72-8936/2010 (судья Семенова М.А.),

по заявлению Прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска, г.Ульяновск,

к ООО "Любимая аптека", г.Ульяновск,

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Любимая аптека" (ИНН 7326001965, ОГРН 1027301409090) (далее - ООО "Любимая аптека", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д.2-5).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.11.2010 по делу N А72-8936/2010 ООО "Любимая аптека" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере в сумме 40000 руб. (л.д.77-79).

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.85-86).

Прокурор отзыв на апелляционную жалобу не представил.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 18.01.2010 Министерством здравоохранения Ульяновской области ООО "Юнона" выдана лицензия N ЛО-73-02-000120 со сроком действия до 18.01.2015 на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля лекарственными средствами в 11 аптеках и аптечных пунктах) по следующим адресам: г.Ульяновск проспект Гая, 13; Ульяновская область Чердаклинский район, п.Октябрьский, ул.Студенческая, 18; г.Ульяновск, проспект Гая, 33; г.Ульяновск, проезд Героя России Аверьянова, 15; г.Ульяновск, проспект Врача Сурова, 4; г.Ульяновск, ул.Кирова, 20; г.Ульяновск, п.Пригородный, ул.Фасадная, 15; Ульяновская область Ульяновский район, с.Большие Ключищи, ул.Ульянова, д.40; г.Ульяновск, проспект Авиастроителей, 5; Ульяновская область, г.Сенгилей, ул.Нижневыборная, д.8; Ульяновская область, г.Сенгилей, ул.Ленина, 38.

На основании решения единственного участника ООО "Юнона" от 07.09.2010 название ООО "Юнона" изменено на ООО "Любимая аптека", о чем 14.09.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие изменения.

11.10.2010 в связи с обращением гражданина Тимофеева А.С., Прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска совместно со специалистами Министерства здравоохранения Ульяновской области проведена проверка соблюдения ООО "Любимая аптека" лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, связанной с оборотом лекарственных средств, в ходе которой выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, по следующим адресам осуществления деятельности: г.Ульяновск, пр.Гая д.33 (аптека); г.Ульяновск, пр.Гая д.13 (аптека); г.Ульяновск, проезд Героя России Аверьянова д.15 (аптечный пункт); г.Ульяновск, ул. Кирова, д.20 (аптечный пункт).

Результаты проверки оформлены: справкой по результатам проверки соблюдения лицензионных требований и условий ООО "Юнона" (л.д.41-44).

08.11.2010 Прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Любимая аптека" дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д.50-52).

При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении директору Общества Соловьевой Л.В. разъяснены права и обязанности, установленные КоАП РФ (статьи 25.1, 28.2, 30.1, 30.3), выдана копия постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Любимая аптека" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявление прокурора и привлекая Общество к административной ответственности, правильно применил нормы материального права.

Согласно подпункту 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее -Положение о лицензировании).

В силу подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 654, действовавшей на момент проведения проверки) лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" (утратил силу с 01.09.2010), Правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.

Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 утвержден и введен в действие с 30.03.2003 Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (вместе с "ОСТ 91500.05.0007-2003...").

Из справки и постановления усматривается следующее.

1.В аптеках и аптечных пунктах по пр.Гая д.33; пр.Гая д.13; пр.Героя России Аверьянова,15; ул.Кирова д.20, в нарушение требований пункта 3.19 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 (далее - ОСТ) в холодильниках, находящихся в торговом зале, обнаружены термометры для регистрации температуры без поверки, технические паспорта к ним не представлены.

Согласно пункту 3.19 ОСТ все приборы, аппараты, используемые в аптечной организации, должны иметь технические паспорта, сохраняющиеся в течение всего времени эксплуатации. Необходимо регулярно проводить поверку приборов, аппаратов, используемых в аптечной организации, в соответствии с требованиями нормативных документов.

В соответствии с пунктом 3.1 Правил по метрологии ПР 50.2.006-94 "Государственная система измерений. Порядок проведения поверки средств измерений" (утверждено Приказом Госстандарта Российской Федерации от 18.07.1994 N 125) юридические и физические лица, выпускающие средства измерений из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.

Как видно из материалов дела, что директор Общества пояснила, что на территории Ульяновской области поверка должна осуществляться один раз в год в случае отсутствия конкретных указаний на более длительный срок завода-изготовителя. Представила суду товарный чек N 1501 и кассовый чек на покупку 15.01.2010 термометров для холодильника в количестве 14 штук, ссылаясь при этом, что термометры не требовали поверки по срокам эксплуатации.

Суд первой инстанции правильно указал, что указанные чеки не могут свидетельствовать о том, что Обществом представлены достаточные и необходимые доказательства эксплуатации поверенных средств измерений в порядке, предусмотренном нормами и правилами по обеспечению единства измерений. Технические паспорта на средства измерения проверяющим и суду не представлены, следовательно, невозможно установить срок их изготовления.

2. В аптеке, расположенной по пр.Гая д.33 в г.Ульяновске в нарушение пункта 3.20 ОСТ в материальной комнате на полках и шкафах отсутствуют стеллажные карты с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения.

Согласно пункту 3.20 ОСТ на всех стеллажах, шкафах, полках прикрепляется стеллажная карта с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения.

Как видно из материалов дела, директор Общества пояснил, что без стеллажной карточки в материальной комнате находился активированный уголь в количестве 8 упаковок, всего получено 15 упаковок, уголь продается в течение суток, фармацевт оформить стеллажную карточку не успела.

3.В аптеке, расположенной в г.Ульяновске по пр.Гая д.13:

А) В нарушение пункта 3.19 ОСТ журнал учета температурного режима и влажности в помещении хранения лекарственных средств заведен с 01.09.2010. Ранее существовавшие журналы учета температуры и влажности отсутствуют. Температурный режим в холодильниках в период с 19.05.2010 по 01.09.2010 не регистрировался.

Согласно пункту 3.19 ОСТ помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей.

Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.

Как видно из материалов дела, что директор Общества пояснила, ответственным за ведение и хранение журналов являлся бывший заведующий аптекой Тимофеев А.С., который обращался с жалобой в Прокуратуру. При проверке документы не были обнаружены, именно в период работы Тимофеева А.С. данный журнал не велся, предыдущие - исчезли. С 01.07.2010 по 31.08.2010 аптека не работала, с 01.09.2010 аптека укомплектована персоналом, заведен новый журнал температурного режима и влажности.

Суд первой инстанции правомерно не принял указанные доводы в обоснование отсутствия вины ООО "Любимая аптека" в совершении административного правонарушения.

В ходе рассмотрения дела Общество поясняло, что при отсутствии указанных журналов ООО "Юнона" не могла быть выдана лицензия 18.01.2010. Кроме того, при увольнении Тимофеева А.С. Общество должно было составить акт приема-передачи всех предусмотренных законодательством для осуществления фармацевтической деятельности документов либо иной акт, которым был бы зафиксирован факт пропажи или отсутствия ведения необходимых журналов.

Таких документов проверяющим и суду не представлено.

Б) в торговом зале аптеки в нарушение пункта 2.9 ОСТ отсутствует Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача.

Согласно пункту 2.9 ОСТ в аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены - перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный в установленном порядке.

Как видно из материалов дела, что директор Общества пояснила, данный документ находится в уголке потребителя и его проверяющие не спрашивали.

Суд первой инстанции правомерно отклонил данный довод Общества, так как в случае его наличия в торговом зале, у проверяющих не имелось бы оснований фиксировать факт его отсутствия в аптеке.

В) в торговом зале аптеки в нарушение пункта 5.6 ОСТ допускается хранение лекарственных препаратов списка "Б" в шкафах без замков, отсутствуют списки препаратов с указанием высших разовых и высших суточных доз.

Согласно пункту 5.6 ОСТ к хранению лекарственных препаратов (лекарственных средств) списков "А" и "Б" предъявляются особые требования, в частности:

- лекарственные препараты (лекарственные средства), относящиеся к спискам "Б" (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в запирающихся деревянных шкафах под замком;

- на внутренней стороне дверок шкафа, в котором хранятся лекарственные препараты (лекарственные средства) списка "Б", должны быть надписи "Б", "Heroica" и перечни препаратов списка "Б" с указанием высших разовых и суточных доз;

- надписи на штангласах, в которых хранятся лекарственные средства списка "Б" должны быть красного цвета на белом фоне; на штангласах должны быть указаны высшие разовые и суточные дозы;

- деревянные шкафы для хранения лекарственных средств (препаратов) списка "Б" после окончания рабочего дня должны запираться;

- в дежурных аптеках на ночь оставляются лекарственные средства списка "Б", которые находятся у дежурного сотрудника аптеки в отдельном шкафу, закрытом на замок, в количествах и ассортименте, необходимых для оказания неотложной медицинской помощи. После окончания дежурства этот шкаф опечатывается или пломбируется;

- реактивы, содержащие лекарственные средства списка "Б", и находящиеся во время работы на столе провизора-аналитика или провизора-технолога, после окончания работы должны храниться в шкафу под замком;

- перечень лекарственных препаратов (лекарственных средств), отнесенных к списку "Б", определяется в соответствии с действующими нормативными документами.

Как видно из материалов дела, директор Общества пояснила, что указанное нарушение отсутствует, так как препараты списка "Б" должны запираться на замок лишь на ночь, а днем запрета нахождения их в открытых шкафах нет. При этом указала, что 3 лекарственных препарата списка "Б", находящихся во время проверки в шкафе без замка, были переложены фармацевтом в присутствии проверяющих в шкаф с замком.

Фармацевту Шарохиной Р.А. объявлено дисциплинарное взыскание, приказ N 52 от 13.10.2010.

Суд первой инстанции правильно указал, что пунктом 5.6 ОСТ однозначно установлено, что препараты списка "Б" должны находиться в любое время суток в шкафах, на которых установлен замок.

Общество не оспаривает, что препараты указанного списка находились во время проверки в шкафу, на котором не был установлен замок.

4.В аптечном пункте, расположенном в г.Ульяновске по ул.Кирова д.20:

А) в нарушение пункта 2.9 ОСТ в торговом зале отсутствует кнопка сигнального вызова дежурного администратора - директор Общества пояснила, что кнопка установлена.

Б) в нарушение пункта 3.3 ОСТ отсутствует вывеска с указанием фирменного наименования организации и других необходимых в соответствии с ОСТ реквизитов.

В силу пункта 3.3 ОСТ аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: "Аптека", "Аптечный пункт", "Аптечный киоск", "Аптечный магазин"; организационно-правовой формы и формы собственности; фирменного наименования организации; местонахождения (в соответствии с учредительными документами), а также режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек.

Наименование вида аптечной организации должно быть выполнено шрифтом, размер которого позволяет четко в любое время суток различить надпись с расстояния не менее 25 метров. При размещении аптечной организации внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания.

Аптечная организация, оказывающая лекарственную помощь в ночное время, должна иметь освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время, с указанием часов работы, звонок для вызова посетителем работника аптечной организации.

Как видно из материалов дела, директор Общества пояснила, вывеска была временно снята и сдана в рекламное агентство для внесения изменения в связи с переименованием организации.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что материалами дела подтверждается совершение ООО "Любимая аптека" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования прокурора, назначив наказание Обществу в минимальном размере, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40000 руб.

Судом апелляционной инстанции процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.

Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 ноября 2010 года по делу N А72-8936/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Любимая аптека" - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

В.Е. Кувшинов

 

Судьи

В.С. Семушкин
А.А. Юдкин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Номер дела в первой инстанции: А72-8936/2010


Истец: Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска

Ответчик: ООО "Любимая аптека"

Третье лицо: Прокуратура Ульяновской области