Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2011 г. N 16АП-3183/2010.

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2011 г. N 16АП-3183/2010

 

г. Ессентуки

Дело N А25-1053/2010

15 февраля 2011 г.

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2011 г.

полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2011 г.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Афанасьевой Л.В.,

судей: Белова Д.А., Марченко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики

на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26 октября 2010 г.

по делу N А25-1053/2010

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер" к Министерству здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики

третьи лица - Управление Росздравнадзора по Карачаево-Черкесской Республике, Управление имуществом и коммунальным комплексом мэрии города Черкесска

о признании незаконным приказа, (судья Кукоев А.А.),

при участии в судебном заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью "Лидер": Каитов А.А. паспорт 91 08 540091 выданный 10.01.09 г.- директор;

от Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики: Аджиев А.С. по доверенности N 100 от 19.01.11 г.;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене приказа Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики (далее -министерство) от 21.07.2010 N 491-о об отказе в предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности заявителю.

Определениями суда от 25.08.2010 и от 05.10.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, без самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены соответственно Управление Росздравнадзора по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Росздравнадзор) и Управление имуществом и коммунальным комплексом мэрии города Черкесска (далее - управление).

Решением суда от 26 октября 2010 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Лидер" удовлетворенно, приказ Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики от 21.07.2010 N 491-о об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" в предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности признан незаконным и отменен.

Не согласившись с принятым решением, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на незаконность решения суда первой инстанции, в удовлетворении требований общества отказать. Заявитель указывает, что при лицензировании юридических лиц одним из требований является наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании использования помещения и оборудования, необходимого для осуществления фармацевтической деятельности. Договор аренды, заключенный между обществом и Управлением по земельным и имущественным отношением мери МО г. Черкесск, не является документом, подтверждающим законные права общества на пользование помещением, так как арендодатель не является надлежащим собственником. У арендодателя отсутствуют правоустанавливающие документы, кроме того, объект недвижимого имущества на котором расположено арендуемое помещение, не введен в эксплуатацию.

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Лидер" Каитов А.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что арендованная площадь находится в новом здании, свидетельства о праве собственности на это здание, а также акта приема в эксплуатацию он не видел, представленные в дело свидетельства о праве собственности не имеют отношения к зданию, в котором выделена арендованная площадь. По ходатайству представителя ООО "Лидер" к материалам дела приобщена справка от 07.02.2011 и копии свидетельств регистрации права.

Представитель Управления имуществом и коммунальным комплексом мэрии города Черкесска в заседании 24.01.11 Шимкина Н.Н. пояснила, что арендованная площадь находится в новом здании, акта приема в эксплуатацию не имеется, право собственности на здание не зарегистрировано.

Представитель Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики: Аджиев А.С. поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, дополнительно представил копию материалов лицензионного дела и просил приобщить из к материалам дела. Суд удовлетворил ходатайство, так как эти документы подлежат исследованию.

Управление Росздравнадзора по КЧР представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Управление Росздравнадзора по Карачаево-Черкесской Республике, Управление имуществом и коммунальным комплексом мэрии города Черкесска участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26 октября 2010 года по делу N А25-1053/10 следует отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Из материалов дела усматривается, что общество обратилось в Министерство с заявлением от 05.07.2010 о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в указанном в договоре аренды N 60 нежилом помещении (том N2 л.д. 59).

К заявлению приложены и имеются в материалах лицензионного дела следующие документы: решение N 2 от 23.11.2009 "о назначении директора", решение N 1 от 18.10.2007 "об учреждении ООО "Лидер", утверждении устава общества, и назначении директора", устав ООО "Лидер" утвержденный решением от10.11.2009 (том N 2 л.д. 66-86), платежное поручение от 22.06.2010 подтверждающее уплату государственной пошлины (том N 2 л.д. 87), договор аренды нежилого помещения N 60 от 09 июня 2010 года (том N 2 л.д.88-89), акт приема-передачи нежилого помещения от 09.06.2010 ( том N 2 л.д. 90-91), итоговый протокол N 4 аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества (том N 1 л.д. 92), характеристика объекта недвижимости (том N 4 л.д. 93), учетная карточка объекта основных средств: холодильник "атлант ШВ-0.44-20" (том N 2 л.д.94-95), товарный чек от 05.07.2010 (том N 2 л.д. 96), санитарно-эпидемиологическое заключение (том N 2, л.д.97), диплом о высшем образовании (том N 2 л.д. 98), сертификат о сдаче квалификационного экзамена (том N 2 л.д.99) свидетельство о повышении квалификации (том N 2 л.д. 100-101), трудовая книжка (том N 1 л.д. 102-104), свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (том N 2, л.д. 105), выписка ЕГРЮЛ от 23.06.2010 (том N 2 л.д. 106-108), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (том N 2 л.д. 109), информационное письмо об учете в Статрегистре (том N 2 л.д. 110-112).

Приказом от 21.07.2010 N 491-о Министерство отказало обществу в предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (том N2 л.д. 57).

Согласно приложению N 1 (том N 2 л.д. 58) к приказу от 21.07.2010 причиной отказа послужили следующие нарушения: нарушение п.3 ст.9 ФЗ РФ от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; нарушение пункта 6а. Постановления правительства РФ от 06.07.2006 г. N 416 "об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности"; нарушение ст. 608 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с данным приказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с требованиями пп.47 п.1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001г. N 128-ФЗ, п.1 ст.34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (действовавшем на день издания оспариваемого приказа, утратил силу с 01.09.2010г., в связи с вступлением в силу Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств (далее Закон N 61-ФЗ)) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Фармацевтическая деятельность, согласно п.33 ст.4 Закона N 61-ФЗ, включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов, а также ст.8 Закона N 61-ФЗ установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее Положение), которое определяет порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

Согласно пп. "а" п.4 Положения, одним из лицензионных требований и условий является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании использования помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности.

В соответствии с пп. "а" п.6 Положения, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, помимо прочих документов, указанных в п.6, также документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание использования помещений и оборудования для осуществления лицензируемой деятельности.

Управление по имущественным и земельным отношениям мэрии МО горда Черкесска (правопреемник- Управление имуществом и коммунальным комплексом города Черкесска), предоставило обществу помещение под аптечный пункт по адресу: г.Черкесск, ул.Орджоникидзе,22 в новом корпусе (2-я очередь) Черкесской городской больницы, на основании договора аренды нежилого помещения от 09.06.2010 N 60 (том N 1 л.д. 16).

Новый корпус здания не зарегистрирован в установленном порядке и в Едином Государственном реестре прав запись о регистрации прав на данный объект отсутствует, акт приемки в эксплуатацию не имеется. Данные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле.

Представитель Управления имуществом и коммунальным комплексом мерии МО г. Черкесска в судебном заседании 24 января 2011 года подтвердил, что торговая площадь, сданная в аренду обществу находится во вновь построенном здании, документы подтверждающие сдачу здания в эксплуатацию, документы подтверждающие право собственности суду не представлены, свидетельства о регистрации, представленные в судебном заседании относятся к другим постройкам, что не отрицается представителем ООО "Лидер".

Карачаево-Черкесское Республиканское государственное унитарное предприятие "Техническая инвентаризация" предоставило информацию о том, что не располагает данными о вводе в эксплуатацию второй очереди нового корпуса городской больницы.

Договор, аренды, не соответствует ст.608 Гражданского кодекса РФ (право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Согласно ст.219 ГК ГФ право собственности на здания, сооружения и другое, вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статьей 209 ГК РФ собственнику имущества гарантировано право на свое усмотрение совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе, передавать свое имущество другим лицам, оставаясь собственником владения, пользования и распоряжения имуществом.

По договору аренды собственник имущества передает свои легальные права владения и пользования имуществом другому лицу, то есть, арендатор в рамках указанного договора, наделяется тем же объемом прав законного владения и пользования имуществом.

В соответствии с абз.1 п.2 ст.611 ГК РФ, имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами. Таким образом, документы, подтверждающие право собственности арендодателя на передаваемое имущество (например, свидетельство о государственной регистрации права), являются составной частью комплекта документов, представляемых, как подтверждающие законность заключения договора аренды.

В соответствии со ст.131 ГК РФ и ч.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ, сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Из положений ст. 166 ГК РФ следует, что ничтожная сделка является недействительной независимо от такого признания, не может порождать юридических последствий.

На основании изложенного договор аренды, заключенный между Обществом и Управлением имуществом и коммунальным комплексом МО города Черкесска не соответствует ст.608 ГК РФ и не может являться документом, подтверждающим законное право использования помещения обществом.

В соответствии с ч. 3 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям является основанием отказа в предоставлении лицензии.

Довод апелляционной жалобы о том, что договор аренды, заключенный между обществом и Управлением по земельным и имущественным отношением мери МО г. Черкесск, не является документом подтверждающим законные права общества на пользование торговым помещением, подтвердился.

Кроме того, в материалах лицензионного дела отсутствуют сведения о комплектации оборудованием, необходимым для получения лицензии.

В соответствии с Законом N 61-ФЗ, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 утвержден Отраслевой стандарт "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях", который является обязательным для аптечных организаций всех форм собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.

Пунктом 3.19 Отраслевого стандарта, предусмотрено то, что помещения для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые необходимо расположить на внутренней стене помещения (вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 м. от уровня пола, и на расстоянии не менее 3 м. от дверей). Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом, в течение года и хранится год, не считая минувшего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке. Все приборы, аппараты, используемые в аптечной организации, должны иметь технические паспорта, сохраняющиеся в течение всего времени эксплуатации.

Обществом в заявлении не указаны и не предоставлены в лицензионное дело документы на соответствующие приборы (оборудование) для регистрации параметров воздуха.

Справка Министерства Здравоохранения и курортов КЧР от 07.02.2011 о том, что 07.02.2011 в отдел лицензирования обществом представлен паспорт на гигрометр психрометрический типа ВИТ-2 и данный прибор находится на балансе общества, не может быть надлежащим доказательством по делу, так как на момент рассмотрения заявления о выдаче лицензии в лицензионном деле отсутствовала информация о данном приборе. Паспорт прибора передан в министерство после подачи апелляционной жалобы.

Вместе с тем, общество не лишено возможности повторно обратится с заявлением после устранения выявленных нарушений.

Суд первой инстанции не правильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, что в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26 октября 2010 года по делу N А25-1053/2010 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Лидер" о признании приказа Министерства здравоохранения КЧР N 491-о от 21.07.2010 незаконным отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

Л.В. Афанасьева

 

Судьи

Д.А. Белов
О.В. Марченко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Номер дела в первой инстанции: А25-1053/2010


Истец: ООО "Лидер"

Третье лицо: Министерство здравоохранения и курортов