город Ростов-на-Дону |
дело N А32-18388/2010 |
29 марта 2011 г. |
15АП-1584/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной Е.А.,
при участии:
от Васюринского сельского потребительского общества: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея: главного специалиста-эксперта правового отдела Доттуевой Я.В., доверенность от 11.01.2011 г., действительна до 31.12.2011 г.; представителя Рыкованова А.С., доверенность от 21.03.2011 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Васюринского сельского потребительского общества на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2010 года по делу N А32-18388/2010, принятое судьей Гонзус И.П., по заявлению Васюринского сельского потребительского общества к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 29.04.10 в выдаче лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных,
УСТАНОВИЛ:
Васюринское сельское потребительское общество (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 29.04.2010 в выдаче лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается факт несоответствия заявителя установленным законом требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиату.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что к уведомлению об отказе в выдаче лицензии не были приложены документы, на которые имеется ссылка в уведомлении об отказе в выдаче лицензии; уведомление об отказе оформлено ненадлежащим образом; отказ в выдаче лицензии мотивирован несуществующими нормативными актами, существенные нарушения, являющиеся основанием для отказа в выдаче лицензии, обществом не допущены.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит решение оставить без изменения, указав на то, что уведомление об отказе в выдаче лицензии содержит причину отказа; проверка, в результате которой выявлены нарушения, проводилась с участием руководителя организации; уведомление об отказе в выдаче лицензии содержит все необходимые реквизиты, подтверждающие его принятие после подписания протокола комиссии по рассмотрению заявки на получение лицензии и утверждения протокола приказом Управления. Ссылка Управления в отзыве на другой приказ Минсельхоза в отличие от акта проверки, является ошибочной и не повлекла по существу принятие неправомерного решения об отказе в выдаче лицензии. Также заинтересованное лицо указывает, что нарушений действующей инструкции по делопроизводству при направлении уведомления об отказе в выдаче лицензии не допущено.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея огласил доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Васюринское сельское потребительское общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022303615674, ИНН 2330002916, адрес места нахождения: Краснодарский край, Динской район, ст. Васюринская, ул. Ленина, 131.
Общество 29.03.10 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, к которому согласно описи были приложены документы, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
На основании пункта 8 Положения и пунктом 3.2.6 Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по лицензированию фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.07.2009 года N 265, а также приказа Управления от 07.04.10 N 168, 14.04.2010 должностными лицами заинтересованного лица проведена проверка выполнения лицензионных требований и условий, в ходе которой произведен осмотр нежилого помещения общества, расположенного по адресу: ст. Васюринская, ул. Ленина, 131, литер А, А1 помещений N 1-3.
В ходе проверки установлено, что санитарное состояние помещений и оборудования не удовлетворительное, требуется ремонт пола и стен в складском помещений, прибор для определения температурно-влажностных параметров отсутствует, журнал учета показателей температуры и влажности отсутствует, шкаф для раздельного хранения спецодежды и верхней одежды отсутствует, зона для препаратов с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке отсутствует.
Результаты проведенной проверки отражены в акте от 14.04.2010 года, который подписан должностными лицами ответчика и председателем общества Горлопан Л.И. без замечаний.
Комиссией по лицензированию по рассмотрению и подготовке заключения по лицензированию фармацевтической деятельности Управления 26.04.2010 рассмотрено заявление общества о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, в результате чего рекомендовано не выдавать заявителю лицензию по причине невыполнения лицензионных требований и условий, что подтверждается протоколом заседания комиссии от 26.04.2010 N 6.
Приказом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 27.04.2010 N 202 утверждено решение комиссии (протокол от 26.04.2010 N 6) об отказе в предоставлении обществу лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
На основании вышеуказанного приказа Управление направило в адрес общества уведомление об отказе в выдаче лицензии от 29.04.2010 N 02-18/1223, факт получения данного уведомления заявителем не оспаривается.
Не согласившись с вышеуказанным уведомлением об отказе в выдаче лицензии от 29.04.2010, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным данного отказа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение), к фармацевтической деятельности относится, в частности, деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по розничной торговле лекарственными средствами.
В пункте 2 Положения установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Из пункта 6 Положения следует, что для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Закона, а также копии: а) документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание использования помещений и оборудования для осуществления лицензируемой деятельности; б) выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил; в) документов о высшем или среднем фармацевтическом образовании (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтическом или ветеринарном образовании (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных), о стаже работы по соответствующей специальности и сертификата специалиста.
При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 6 Положения заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, определенных в пункте 4 Положения (пункт 8 Положения).
Как указано в пункте 8 Положения при рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
Пунктом 3.2.6 Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по лицензированию фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.07.2009 года N 265 (далее - Административный регламент) предусмотрено, что проверка возможности выполнения соискателем лицензионных требований и условий проводится путем рассмотрения представленных документов и сведений, в том числе выезда на места осуществления деятельности. По результатам проведенной проверки составляется акт.
Из содержания пункта 3.18 "Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденных Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 (далее - Правила), в гардеробной верхняя одежда и обувь должны храниться отдельно от санитарной одежды и обуви.
Согласно пункту 3.19 Правил аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями:
- производственные помещения должны быть оборудованы аптечной мебелью, технологическим и другим оборудованием, разрешенными к применению, инвентарем в соответствии с действующими нормативными документами, учитывающими объем и характер деятельности аптечной организации;
- все приборы, аппараты, используемые в аптечной организации, должны иметь технические паспорта, сохраняющиеся в течение всего времени эксплуатации. Необходимо регулярно проводить поверку приборов, аппаратов, используемых в аптечной организации, в соответствии с требованиями нормативных документов;
- помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4.2 Правил не подлежат приемке лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к реализации из аптечных организаций, с истекшими сроками годности, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам и без документов, удостоверяющих их качество.
На лекарственные препараты (лекарственные средства) в поврежденной упаковке, не имеющие сертификатов и/или необходимой сопроводительной документации, забракованные при приемке или отпуске больному, не соответствующие заказу или с истекшим сроком годности, составляется акт; они должны быть соответствующим образом промаркированы и помещены в специально выделенную зону отдельно от других лекарственных препаратов до их идентификации, возврата поставщику или уничтожения в установленном порядке.
В силу пункта 2.12 Административного регламента в предоставлении лицензии отказывается по следующим основаниям:
1) наличие в документах, представленных соискателем, недостоверной или искаженной информации;
2) несоответствие соискателя, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Административного регламента при наличии оснований, указанных в пункте 2.12 регламента, ответственным исполнителем готовится проект решения об отказе в предоставлении лицензии с указанием оснований отказа. Проект решения об отказе передается начальнику отдела, осуществляющего лицензирование фармацевтической деятельности, на согласование. Решение об отказе, подписанное руководителем Россельхознадзора (территориального Управления Россельхознадзора) или его заместителем передается ответственному исполнителю для подготовки уведомления об отказе, которое подписывается руководителем Россельхознадзора (территориального управления Россельхознадзора) или его заместителем. Оригинал направляется соискателю, копия уведомления об отказе подшивается к лицензионному делу.
Как видно из материалов дела, актом проверки соблюдения лицензиатом возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности от 14.04.2010, подписанным законным представителем общества Горлопан Л.И. без возражений, подтверждается факт неудовлетворительного санитарного состояния помещений и оборудования, в которых требуется ремонт пола и стен в складском помещений, отсутствия прибора для определения температурно-влажностных параметров помещений, журнала учета показателей температуры и влажности, шкафа для раздельного хранения спецодежды и верхней одежды, зоны для препаратов с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке.
Представленное заявителем в материалы дела санитарно-эпидемиологическое заключение серии 23 КК. 23.000.М.000938.02.10 от 12.02.2010 года о соответствии нежилого помещения общества, расположенного по адресу: ст. Васюринская, ул. Ленина, 131, не опровергает факты, изложенные в вышеуказанном акте проверки, поскольку санитарно-эпидемиологическое заключение выдано за более чем за два месяца до проведения проверки, следовательно, за это время заявителем могло измениться санитарное состояние нежилого помещения, а также его техническое оснащение.
Судом установлено, что в подтверждение правомерности своей позиции заявитель представил в материалы дела копии журналов учета влажности за период с апреля по июнь, журнал температурного режима в холодильнике, журнал учета температуры помещений за вышеуказанный период, копии фотографии нежилых помещений общества, акт приема-передачи лекарственных средств ОАО "Крайжилкомресурс" для хранения и последующей утилизации от 08.06.2010 года, свидетельство о государственной регистрации права серии 23 АА N 976074 от 04.09.06 на нежилое здание - магазин, площадью 237,8 кв. м., расположенное по адресу: ст. Васюринская, ул. Ленина, 131, а также копию санитарно-эпидемиологического заключения серии 23 КК. 23.000.М.000938.02.10 от 12.02.2010 года.
Однако вышеуказанные журналы, представленные заявителем в суд, не датированы, то есть не представляется возможным установить год их составления, не указано наименование организации, которой ведутся журналы, а также не указаны адреса помещений, температура и влажность которых фиксируется. На представленных фотографиях не указана дата их изготовления, не указано, какое помещение запечатлено на фотографиях, а также адрес данных помещений. Следовательно, вышеуказанные доказательства не могут быть приняты судом в качестве надлежащих доказательств по делу, подтверждающих позицию общества, поскольку они не подтверждают факт наличия у заявителя на момент проверки вышеуказанных журналов, приборов для определения температурно-влажностных параметров, складского помещения общества, зоны для препаратов с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке, а также надлежащего санитарного состояния помещений общества.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что заявителем были допущены существенные нарушения требований действующего законодательства, являющиеся основанием для отказа в выдаче лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.
Доводы заявителя апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем они не принимаются судом апелляционной инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 декабря 2010 года по делу N А32-18388/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Васюринского сельского потребительского общества - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18388/2010
Истец: Васюринское сельское потребительское общество
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1584/11