23 марта 2011 г. |
Дело N А55-20553/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 марта 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
от заявителя - Афанасьева О.В., доверенность от 22.11.2010 г., Васильева О.А., доверенность от 21.03.2011 г., N 3;
от налогового органа - Сёмкин С.Г., доверенность от 11.01.2011 г., N 04-05/3577;
от третьего лица - Суркин С.А., доверенность от 08.06.2010 г., N 12-21/407;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционным жалобам ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары и УФНС России по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2011 года по делу N А55-20553/2010 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Фонда содействия образованию "Просвещение", г. Самара,
к ИФНС России по Советскому району г. Самары, г. Самара,
третье лицо УФНС России по Самарской области, г. Самара,
о признании частично недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Фонд содействия образованию "Просвещение" (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятых судом первой инстанции, о признании недействительным решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары (далее налоговый орган) от 29.06.2010 г. N 14-15/65 с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее третье лицо, Управление) от 19.08.2010 г.. N 03-15/21547 в части предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль за 2006-2008 г.г. в сумме 1 710 551 руб., сумму пени с учетом перерасчета, связанного с уменьшением начисленного налога на прибыль по решению Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 209 986 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2011 года по делу N А55-20553/2010 заявленное требование удовлетворено полностью.
Налоговый орган и третье лицо в апелляционных жалобах просят отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования, считаю, что судом неправильно применены нормы налогового законодательства.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки составлен акт N 14-06/04742 от 28.05.2010 г. и принято решение от 29.06.2010 г. N 14-15/65, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 272 054, 60 руб. и заявителю предложено уплатить налог на прибыль в общей сумме 2 020 894 руб., пени по налогу на прибыль в общей сумме 559 138, 47 руб.
Заявитель обжаловал решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 19.08.2010 г. N 03-15/21547 оспариваемое решение налогового органа изменено: сумма недоимки по налогу на прибыль уменьшена на 300 743 руб. и на налоговый орган возложена обязанность произвести перерасчет штрафных санкций и пени.
Как следует из материалов дела, основанием доначисления налога на прибыль в сумме 1 710 551 руб. налоговый орган указывает следующие обстоятельства. В проверяемом периоде заявитель осуществлял выплаты работникам МОУ "Гимназия N 11", которые производились на основании приказов, принятых директором заявителя. Указанные выплаты обозначены в приказах как материальная помощь. Основным источником формирования доходов заявителя являлись целевые поступления в виде добровольных пожертвований родителей учащихся МОУ "Гимназия N 11".
Ссылаясь на данные национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N532-CT), налоговый орган указывает на то, что под материальной помощью понимают социально-экономическую услугу, состоящую в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. В организациях материальная помощь оказывается нуждающимся работникам предприятия, учреждения или другим лицам в вещественной или денежной формах. Материальная помощь может оказываться как своим работникам, так и лицам, не являющимся работниками организации. Материальная помощь выплачивается на основании приказа руководителя или заявления работника организации, подписанного руководителем. В приказе (заявлении) о выплате материальной помощи указывают причину выдачи материальной помощи (например, в связи с тяжёлым материальным положением, стихийным бедствием и т.д.) и сумму материальной помощи.
Поскольку МОУ "Гимназия N 11" приказы, на основании которых произведены выплаты преподавательскому составу в 2006-200 8г.г. через ФСО "Просвещение" (расчеты, отчеты, заявления и др.) и документы, обосновывающие величину сумм выплат сотрудникам МОУ "Гимназия N 11", произведённые ФСО "Просвещение", предоставлены не были, по объяснениям главного бухгалтера МОУ "Гимназия N 11" Хориной Е.А. (протокол допроса от 30.03.2010 N14-20/73), бухгалтерия МОУ "Гимназия N11" никакого отношения к выплатам, производимым сотрудникам гимназии ФСО "Просвещение" не имеет, никакими документами, касающимися данных выплат, не располагает, налоговый орган считает, что произведённые выплаты без обоснования причин таких выплат не могут быть классифицированы как материальная помощь и представляют собой безвозмездно преданную сумму денежных средств физическим лицам. Тогда как представленные заявителем в обоснование выплат документы - заявки Попечительского совета МОУ "Гимназия N11", протоколы заседаний Попечительского совета, приказы ФСО "Просвещение" на выплату материальной помощи согласно данных заявок - содержат перечень сотрудников с указанием сумм выплат и ни в одном документе (заявке, приказе) не содержится оснований выплат материальной помощи (стихийные бедствия, смерть члена семьи, в связи с рождением (усыновлением) ребёнка, другие причины - тяжёлое материальное положение, приобретение медикаментов и т.п.). Поэтому налоговый орган делает вывод о том, что часть пожертвований родителей на образовательный процесс (образовательные цели) частично потрачена на финансовую помощь сотрудникам МОУ "Гимназия N11" в отсутствие документов в подтверждение связи указанных выплат с образовательным процессом, а также с определенными показателями (результатами) деятельности сотрудников гимназии, способствующими достижению целей образовательного процесса.
Заявитель в обоснование своей позиции указывает на то, что материальная помощь (финансовая поддержка) выдавалась на основании заявок Попечительского совета МОУ "Гимназия N 11", ее суммы и обоснованность выплат отражены в протоколах заседаний Попечительского совета МОУ "Гимназия N 11", приказах руководителя ФСО "Просвещение", а также расходных кассовых ордерах, ведомостях начислений и т.д., которые в полном объеме были представлены в ходе налоговой поверки. Поскольку никакой документации, строго регламентирующей порядок тех или иных выплат не сотрудникам организации, законодательством РФ не предусмотрено, то оформленные таким образом документы, по мнению заявителя, являются достаточными для подтверждения произведенных выплат материальной помощи (финансовой поддержки) сотрудникам МОУ "Гимназия N11" в целях поддержания образовательного процесса в соответствии с назначением пожертвований.
В соответствии со ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.
Уставом Фонда содействия образованию "Просвещение" и его Учредительным договором среди источников формирования имущества Фонда предусмотрены в том числе добровольные имущественные взносы и пожертвования.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль - доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Статьей 251 НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, их перечень является исчерпывающим.
На основании п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, денежные средства, поступившие на расчетные счета заявителя для поддержания образовательного процесса, были использованы им по назначению, что подтверждается представленными в материалы дела документами в совокупности: протоколами заседания Попечительского Совета МОУ "Гимназия N 11"; приложениями к протоколам заседания Попечительского Совета; сметами доходов и расходов; приказами о выделении материальной помощи; заявками о выделении материальной помощи для поддержания образовательного процесса; списками сотрудников; отчетами кассира; расходными кассовыми ордерами.
При этом лица, получившие материальную помощь, непосредственно связаны с осуществлением образовательного процесса, а нормы, устанавливающей исчерпывающий перечень мер социальной поддержки и регулирующей количество выплат, налоговым органом не приведено. Тогда как ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N532-CT) такой нормой не является.
В связи с этим, судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка налогового органа на письмо Минфина РФ от 01.09.2004 г. N 03-05-02-04/1.
Таким образом при направлении целевых средств по назначению они не подлежат включению в состав внереализационных доходов в порядке п. 14 ст. 250 НК РФ.
Более того, спорные выплаты являются иными расходами, не соответствующими критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса, в соответствии с п. 49 ст. 270 НК РФ.
Исходя из изложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии оспариваемого решения Налоговому кодексу Российской Федерации решения и о нарушении этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2011 года по делу N А55-20553/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Н..Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20553/2010
Истец: содействия образования "Просвещение"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары
Третье лицо: Управление ФНС России по Самарской области