Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2010 г. N 14АП-3525/10

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2010 г. N 14АП-3525/10

 

г. Вологда

29 июня 2010 г.

Дело N А05-2988/2010

 

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2010 года.

 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз" Закиева Р.Ш. по доверенности от 01.05.2010 N 125/2010, Рожкова А.В. по доверенности от 01.01.2010 N 16/2010, от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу Вокуева А.В. по доверенности от 15.06.2010 N 16,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 апреля 2010 года по делу А05-2988/2010 (судья Чурова А.А.),

установил

общество с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз" (далее - общество, ООО "Нарьянмарнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу (далее - управление, управление Росприроднадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.03.2010 N 04 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.04.2010 по делу N А05-2988/2010 заявленные требования общества удовлетворены.

Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что производство по настоящему делу подлежало прекращению по пункту 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). По существу спора указывает на то, что платежи за размещение отходов рассчитываются отдельно по каждому виду негативного воздействия, объекту размещения отходов, плата за размещение жидких минерализованных нефтесодержащих отходов в 4 квартале 2009 года не внесена, вина общества в совершении административного правонарушения доказана.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, во исполнение приказа управления Росприроднадзора от 11.09.2008 N 153-п должностным лицом административного органа проведена проверка соблюдения ООО "Нарьянмарнефтегаз" природоохранного законодательства, оформлен акт от 14.10.2008 N 73.

По результатам проверки управлением составлен протокол от 24.02.2010 N 06 об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что в нарушение пунктов 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" общество по итогам 4 квартала 2009 года не исчислило и не внесло в установленные сроки (не позднее 20.01.2010) плату за размещение минерализованных нефтесодержащих жидких отходов в подземном водоносном горизонте через поглощающие скважины 3П, 4П, 5П Варандейского месторождения.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, старший государственный инспектор по Ненецкому автономному округу по охране природы вынес постановление от 05.03.2010 N 04, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.41 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся; выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Судебными актами по делу N А05-14274/2008 и А05-21124/2009 установлены обстоятельства того, что в результате технологического процесса добычи нефти на Варандейском месторождении образуются подтоварные воды, которые после их отделения от нефти являются отходами производственного процесса. Указанные отходы размещаются в природном подземном коллекторе, следовательно, имеет место негативное воздействие на окружающую среду.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Названные судебные акты имеют преюдициальное значения для рассматриваемого дела, поэтому обстоятельства негативного воздействия на окружающую среду путем размещения минерализованных нефтесодержащих жидких отходов в подземном водоносном горизонте через поглощающие скважины 3П, 4П, 5П Варандейского месторождения являются доказанными.

Вместе с тем, производство по настоящему делу по пункту 2 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 названного Кодекса арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.

В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (часть 3 статьи 151 АПК РФ).

По смыслу нормы, содержащейся в части 1 статьи 49 АПК РФ, предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его. Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчику.

Предметом спора по делу N А05-14274/2008 являлось обжалование постановления управление Росприроднадзора от 10.12.2008 N 69 по делу об административном правонарушении вследствие невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2004, 2005, 2006, 1-3 кварталы 2007 года, по делу N А05-21124/2009 - постановление административного органа от 04.12.2009 N 34 по делу об административном правонарушении за невнесение платы за 3 квартал 2009 года, по делу А05-2988/2010 - постановление управления от 05.03.2010 N 04 по делу об административном правонарушении за невнесение платы за 4 квартал 2009 года.

Таким образом, судебные акты по делам N А05-14274/2008 и А05-21124/2009 приняты по спору между теми же лицами, что и по данному делу, но имеют разные предметы и основания иска.

Обращаясь в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа от 05.03.2010 N 04, общество распорядилось принадлежащим ему процессуальным правом на предъявление иска и определило для себя объем испрашиваемой у суда защиты. В случае прекращения производства по данному требованию оно будет лишено гарантированного Конституцией Российской Федерации права на такую защиту.

Таким образом, правовых оснований для прекращения производства по делу не имеется.

В свою очередь, суд первой инстанции посчитал, что имеет место неполная уплата платежей, вследствие которой состав административного нарушения по статье 8.41 КоАП РФ не образуется.

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 (приложения 1, 2).

Согласно разделу 4 "Размещение отходов производства и потребления" расчет платы производится по каждому объекту негативного воздействия (объекту размещения отходов) отдельно.

Из материалов дела следует, что расчет платы за размещение в 4 квартале 2009 года минерализованных нефтесодержащих жидких отходов объемом 80 747 куб.м в пласте-коллекторе Варандайского участка недр обществом не сделан.

Представленный ООО "Нарьянмарнефтегаз" 22.01.2010 в Печорское управление по техническому и экологическому надзору общий расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2009 года вышеназванный расчет не содержит. Следовательно, платежные поручения от 15.01.2010, 18.01.2010, 20.01.2010 N 00139, 00148, 0030, 00256 факт надлежащей оплаты не подтверждают.

Таким образом, бездействие ООО "Нарьянмарнефтегаз" - невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки - содержит признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

В материалы дела административным органом представлен расчет платы за размещения жидких отходов в недрах Варандейского месторождения в 4 квартале 2009 года. Спора по размеру невнесенной платы между сторонами не имеется.

Более того, вступившим в законную силу решением Нарьян-Марского суда Ненецкого автономного округа от 10.04.2010 по делу N 12-21/2010 признано правомерным привлечение к административной ответственности заместителя генерального директора ООО "Нарьянмарнефтегаз" по статье 8.41 КоАП РФ за невнесение указанной платы в 4 квартале 2009 года.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Таким образом, событие административного правонарушения доказано.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

На основании части 1 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 указанного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд первой инстанции, сославшись на письмо Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 19.11.2009 N 4892, посчитал, что в действиях общества отсутствует вина в совершенном правонарушении.

Однако суд не учел, что по сроку внесения платы за 4 квартал 2009 года (не позднее 20.01.2010) уже вступило в законную силу решение суда по делу N А05-14274/2008, тем самым общество знало, что минерализованные нефтесодержащие жидкие отходы подлежат учету в плате за негативное воздействие на окружающую среду, имело возможность, но не предприняло всех мер к соблюдению природоохранного законодательства.

По настоящему делу штраф применен в максимальном размере относительно штрафа, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, поскольку имеется отягчающее ответственность обстоятельство - повторное совершение правонарушения. При назначении штрафа административным органом учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела, и обществу назначено справедливое наказание.

Также в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен, процедура привлечения ООО "Нарьянмарнефтегаз" к административной ответственности не нарушена.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.04.2010 по делу N А05-2988/2010 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.

Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил

решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 апреля 2010 года по делу N А05-2988/2010 отменить.

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу от 05.03.2010 N 04 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, отказать.

 

Председательствующий

О.Ю. Пестерева

 

Судьи

Т.В. Виноградова
О.А. Тарасова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Номер дела в первой инстанции: А05-2988/2010


Истец: ООО "Нарьянмарнефтегаз"

Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу

Третье лицо: Печорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору