г. Владивосток |
Дело |
07 апреля 2011 г. |
N А51-16909/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Г.А. Симоновой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е. В. Жариковой
при участии:
от Департамента лицензирования и торговли Приморского края: представитель Заболотникова Т.И., доверенность N 61-01/Д12 от 20.09.2010 сроком на один год, удостоверение N 138 сроком действия до 31.12.2015.
от Уссурийского районного потребительского общества - о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийского районного потребительского общества
апелляционное производство N 05АП-1150/2011
на решение от 28.12.2010
судьи Д. А. Самофал
по делу N А51-16909/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Уссурийского районного потребительского общества
к Департаменту лицензирования и торговли Приморского края
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Уссурийское районное потребительское общество (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Департамента лицензирования и торговли Приморского края (далее - Департамент) от 13.10.2010 N 40 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазинах по адресам: Уссурийский городской округ, с. Воздвиженка, ул. Ленинская, 30; с. Боголюбовка, ул. Центральная, 4 а; с. Раковка, ул. Украинская, 2.
Решением от 28.12.2010 Арбитражный суд Приморского края отказал в удовлетворении заявления. Суд первой инстанции посчитал обоснованным отказ Департамента в переоформлении Уссурийскому районному потребительскому обществу лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазинах, поскольку заявителем в нарушение Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края не представлены копии документов, подтверждающих наличие у организации на праве собственности или ином законном основании зданий, сооружений и помещений, которые будут использоваться при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.
Не согласившись с вынесенным судом решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Общество указало, что судом первой инстанции не учтено, что согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона (01.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Законом. Государственная регистрация таких объектов производится по желанию их обладателей.
Исследуя вопрос о соответствии закону представленных заявителем правоустанавливающих документов, Общество считает, что суду следовало руководствоваться статьей 131 Гражданского кодекса, согласно которой право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации. Однако в отношении прав собственности на объекты недвижимого имущества, возникших до 01.01.1998, государственная регистрация осуществляется органами БТИ.
В связи с этим, заявитель полагает, что суд первой инстанции ошибочно посчитал предоставленные заявителем технические паспорта, содержащие записи о правообладателе, недопустимым доказательством, подтверждающим право собственности на объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию до 01.01.1998.
Учитывая изложенное, общество просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просило оставить решение от 28.12.2010 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, Общество в судебное заседание не явилось. Суд, руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие Общества.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы Департамента, участвующего в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Уссурийское районное потребительское общество зарегистрировано в качестве юридического лица 17.11.2000 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 25 N 0550185 и внесена в единый государственный реестр юридических лиц запись за основным государственным регистрационным номером 1022500860557.
16.08.2010 Общество обратилось в департамент с заявлением о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (peг. N 13076а) на 4 объекта торговли, расположенные на территории Уссурийского городского округа: с. Воздвиженка, ул. Ленинская, 30 (магазин); с. Боголюбовка, ул. Центральная, 4а (магазин); с. Раковка, ул. Украинская, 2 (магазин); с. Глуховка, ул. Октябрьская, 35а (магазин), в связи с изменением сведений, указываемых в лицензии - срока действия лицензии по четыре перечисленным выше объектам торговли.
В качестве документов, подтверждающих изменения сведений, указываемых в лицензии (срока действия лицензии), Общество предоставило в Департамент документы, которые, по его мнению, подтверждают использование на праве собственности или ином законном основании торговых помещений, а именно: технические паспорта на объекты торговли по адресам: с. Воздвиженка, ул. Ленинская, 30 (магазин); с. Боголюбовка, ул. Центральная, 4а (магазин); с. Раковка, ул. Украинская, 2 (магазин); свидетельство о регистрации права собственности - по адресу: с. Глуховка, ул. Октябрьская, 35 а (магазин).
В переоформлении лицензии на три объекта по адресам: с. Воздвиженка, ул. Ленинская, 30 (магазин); с. Боголюбовка, ул. Центральная, 4а (магазин); с. Раковка, ул. Украинская, 2 (магазин), Обществу было отказано со ссылкой на пункт 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и пункт 10 "б" Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края, в связи с тем, что представленные обществом технические паспорта не могут являться документами, устанавливающими или подтверждающими право владения или пользования объектов недвижимости.
Не согласившись с отказом Департамента в переоформлении и выдаче лицензии, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Пунктом 10 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям.
Таким образом, лицензирование розничной продажи алкогольной продукции отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, которые при установлении порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на своей территории самостоятельно определяют перечень документов, которые должны представить соискатели лицензий в лицензирующий орган.
На территории Приморского края действует Порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, утвержденный постановлением администрации Приморского края от 28.03.2006 N 65-па.
Указанный нормативный правовой акт является действующим и подлежит применению для регулирования отношений по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края.
Из материалов дела следует, что заявителем в лицензирующий орган в отношении зданий, сооружений и помещений, которые будут использоваться при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции предоставлены технические паспорта на объекты по адресам: с. Воздвиженка, ул. Ленинская, 30 (магазин); с. Боголюбовка, ул. Центральная, 4а (магазин); с. Раковка, ул. Украинская, 2 (магазин).
Согласно пункту 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктами 18 и 19 Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, утвержденных Приказом Минэкономразвития и торговли от 08.09.2006 N 268, установлено, что раздел, открываемый по каждому объекту учета, включает в себя сведения из ряда источников, при этом из технических паспортов берутся только технические сведения об объекте учета, такие как площадь, этажность, сохранность и т.д.
В связи с изложенным, суд правильно указал, что технический паспорт не может являться документом, устанавливающим или подтверждающим право собственности или иное вещное право на объекты недвижимости и не может быть использован при выдаче или переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при отсутствии других правоустанавливающих документов.
Одним из оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является несоответствие организации лицензионным требованиям, установленным Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (пункт 3 части 9 статьи 19 Закона, пункт 10 "б" Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края).
Постановлением администрации Приморского края от 28.03.2006 N 65-па "Об утверждении Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края" в пункте "ж" статьи 3 установлено, что для получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции организацией представляются в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие у организации на праве собственности или ином законном основании зданий, сооружений и помещений, которые будут использоваться при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом).
Поскольку документов, предусмотренных пунктом "ж" статьи 3 Положения о лицензировании, в отношении объектов по адресам: с. Воздвиженка, ул. Ленинская, 30 (магазин); с. Боголюбовка, ул. Центральная, 4а (магазин); с. Раковка, ул. Украинская, 2 (магазин) заявителем в Департамент не предоставлено, то у последнего имелись правовые основания для отказа в переоформлении лицензии в отношении указанных объектов.
Коллегия соглашается с выводом суда о том, что из положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ следует, что перечень документов при лицензировании розничной продажи алкогольной продукции указанным законом не установлен, лицензирование отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, которые на своей территории самостоятельно определяют перечень документов, необходимых для предоставления в лицензирующий орган.
В соответствии с пунктом 8 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 настоящей статьи, за исключением видов деятельности, указанных в абзацах девятом и десятом, выдаются в порядке, установленном настоящим Законом. Абзацем десятым пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определен лицензионный вид деятельности - розничная продажа алкогольной продукции.
Нормы пункта 8 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" непосредственно взаимодействуют с пунктом 2 статьи 19 настоящего Закона, из которого следует, что для получения лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом, за исключением розничной продажи, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и предусмотренных пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, организация представляет в лицензирующий орган документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, с учетом положений указанных статей Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" требования, установленные пунктом 1 статьи 19 Федерального закона, на лицензирование розничной продажи не распространяются. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 (пункт 10 статьи 18 того Закона).
В то же время федеральным законодателем не установлены правовые нормы, определяющие перечень документов для лицензирования розничной продажи алкогольной продукции. Статьей 19 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995, в пункте 1, предусмотрен перечень документов, необходимых для лицензирования деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а в пункте 3 - для лицензирования деятельности, связанной с оборотом указанной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции.
Учитывая изложенное, коллегия считает, что Департаментом правомерно было принято решение об отказе в переоформлении лицензии Уссурийскому районному потребительскому обществу от 13 октября 2010 года N 40 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазинах Уссурийского городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28 декабря 2010 года по делу N А51-16909/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16909/2010
Истец: Уссурийское районное потребительское общество
Ответчик: Департамент лицензирования и торговли ПК, Департамент лицензирования и торговли Приморского края