Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2011 г. N 01АП-1959/11

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2011 г. N 01АП-1959/11

 

г. Владимир

"05" мая 2011 г.

Дело N А79-154/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2011 года.

 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Урлекова В.Н.,

судей Захаровой Т.А., Смирновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иовлева Дениса Александровича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.03.2011 по делу N А79-154/2011, принятое судьей Щетинкиным А.В. по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении индивидуального предпринимателя Иовлева Дениса Александровича к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.

Индивидуальный предприниматель Иовлев Денис Александрович надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 40617), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомления N N 40615, 40616), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.

Первый арбитражный апелляционный суд установил:

управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Иовлева Дениса Александровича (далее - ИП Иовлев Д.А., предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование своего заявления Управление указало на осуществление предпринимателем перевозки пассажиров по регулярному автобусному маршруту без лицензии.

Предприниматель с заявленным требованием не согласился, указав на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.03.2011 заявленное требование удовлетворено, ИП Иовлев Д.А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Иовлев Д.А. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основанию неправильного применения Арбитражным судом Чувашской Республики норм материального права.

Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Индивидуальный предприниматель Иовлев Денис Александрович зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Чувашской Республики в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 310213527100100.

Как следует из материалов дела, 10.12.2010 при проведении транспортного контроля главным государственным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок по адресу: г.Чебоксары, Ядринское шоссе, д. 3, выявлен факт эксплуатации ИП Иовлевым Д.А. автобуса с регистрационным номером А296ТМ/21 без специального разрешения (лицензии) для перевозки пассажиров на коммерческой основе по автобусному маршруту N 72 города Чебоксары.

14.12.2010 Главным государственным инспектором Управления вынесено определение N 000067 о возбуждении в отношении ИП Иовлева Д.А. дела об административном правонарушении.

Усмотрев в действиях ИП Иовлева Д.А. состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило протокол N 000659 от 11.01.2011 и обратилось в суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем заявление Управления удовлетворил.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона (статья 1).

В статье 2 Закона о лицензировании установлены следующие понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

В соответствии со статьей 4 Закона о лицензировании к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Данным законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Из содержания изложенных норм права следует, что Закон о лицензировании регулирует отношения в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), то есть указанные Законы имеют различные сферы правового регулирования и применяются к различным группам правоотношений. Применение Закона о лицензировании к какому-либо виду деятельности (правоотношениям) обусловлено тем, что осуществление такого вида деятельности может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которого не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

При этом сравнительный анализ видов деятельности, перечисленных в Законе о лицензировании и в Законе N 294-ФЗ, показывает, что соответствующие виды деятельности являются различными.

Применительно к деятельности по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом предусмотрено следующее.

В силу пункта 62 части 1 статьи 17 Закона о лицензировании подлежат лицензированию перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Статьей 8 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти (далее в настоящей статье - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти). Пунктом 6 части 2 статьи 8 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг, в составе деятельности по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 294-ФЗ постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 утвержден Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление. В пункте 19 раздела 6 "Предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей)" указанного перечня предусмотрены услуги по перевозке пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении.

Поскольку закон о лицензировании содержит только одно исключение для осуществления перевозочной деятельности без лицензии (для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) перевозка пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию в силу пункта 62 части 1 статьи 17 Закона о лицензировании, которая при конкуренции норм права имеет приоритет над иными положениями действующего законодательства, затрагивающими правоотношения в области лицензирования.

Поскольку ИП Иовлев Д.А. осуществлял деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек без специального разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности, то указанные действия предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Более того, Арбитражным судом Чувашской Республики установлено и материалами дела подтверждено, что под видом перевозки пассажиров по заказу предприниматель фактически осуществлял перевозку пассажиров по регулярному маршруту N 72 "Контур - Альгешево", о чем свидетельствуют не соответствующий требованиям гражданского законодательства договор фрахтования, форма и содержание путевого листа, внешнее оборудование автобуса, взимание платы за проезд с выдачей билетов, то есть заключение договоров перевозки между перевозчиком и пассажирами (л.д. 11-15; 19-22).

Между тем перевозка пассажиров по заказам по маршрутам регулярных перевозок в уведомительном порядке Законом N 294-ФЗ также не предусмотрена и может осуществляться только при наличии лицензии.

Порядок составления в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении Управлением соблюден, срок давности привлечения Иовлева Д.А. к административной ответственности на дату вынесения оспариваемого судебного решения не истек.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики правомерно привлек ИП Иовлева Д.А. к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в виде штрафа в размере 4000 руб.

В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба предпринимателя подлежит отклонению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, Арбитражным судом Нижегородской области не допущено.

Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.03.2011 по делу N А79-154/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иовлева Дениса Александровича - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

В.Н. Урлеков

 

Судьи

Т.А. Захарова
И.А. Смирнова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Номер дела в первой инстанции: А79-154/2011


Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Чебоксары

Ответчик: ИП Иовлев Денис Александрович

Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Чувашской Республике