Письмо УФНС России по г. Москве от 26 июля 2007 г. N 18-12/3/071422@
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему с объектом налогообложения доходы минус расходы, осуществляет предпринимательскую деятельность по производству, прокату, показу фильмов. Предприниматель заключил с Федеральным агентством по культуре и кинематографии дополнительные соглашения к договору о государственной финансовой поддержке производства фильма, в рамках которых он получает денежные средства для съемок. Каков порядок налогообложения указанных доходов?
Функции продюсера, режиссера-постановщика, режиссера монтажа будет исполнять сам предприниматель. Вправе ли он начислять себе заработную плату и включать ее в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения единым налогом?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям. При этом налогоплательщики - получатели таких целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
На основании статьи 69 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных средств осуществляется, в частности, в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам.
Как следует из представленных материалов, индивидуальный предприниматель не является непосредственным получателем целевых поступлений из бюджета, а выступает в качестве исполнителя государственного заказа на производство фильма, оплачиваемого заказчиком - Федеральным агентством по культуре и кинематографии за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, средства, полученные в оплату произведенных работ (оказанных услуг), признаются доходом от реализации и согласно пункту 1 статьи 346.15 и пункту 1 статьи 346.17 НК РФ учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы на дату их получения.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при исчислении налоговой базы по единому налогу налогоплательщики вправе уменьшить полученные ими доходы на расходы, связанные с оплатой труда, выплатой пособий по временной нетрудоспособности, в соответствии с законодательством РФ.
В пункте 2 статьи 346.16 НК РФ установлено, что расходы, указанные в подпункте 6 пункта 1 данной статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьей 255 НК РФ.
Так, в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В статье 129 ТК РФ определено, что заработная плата (оплата труда работников) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 2 ТК РФ нормы трудового законодательства (в том числе регулирующие отношения, связанные с оплатой труда) распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся самозанятыми лицами, только в части осуществления прав и обязанностей, возникающих у них как у работодателей.
Поскольку индивидуальные предприниматели не могут выступать по отношению к себе в качестве работодателей, они не вправе сами себе начислять и выплачивать заработную плату. Следовательно, они не вправе включать в состав указанных расходов затраты на ее выплату.
В связи с этим индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов, определяет налоговую базу в соответствии со статьями 346.15 и 346.16 НК РФ и исчисляет единый налог по ставке 15%.
Заместитель руководителя |
Т.Л. Откина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 26 июля 2007 г. N 18-12/3/071422@
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 20, октябрь 2007 г.