Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О наркотических средствах и психотропных веществах" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части совершенствования оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также противодействия их незаконному обороту"
Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О наркотических средствах и психотропных веществах" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части совершенствования оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также противодействия их незаконному обороту" (далее - законопроект) разработай в целях реализации пунктов 41 и 42 Перечня мероприятий по реализации федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 561, а также во исполнение пункта 2 Плана мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия незаконному обороту таких средств и веществ, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2006 г. N МФ-П4-4633.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, допускается только в целях их использования в научной, учебной, экспертной и оперативно-розыскной деятельности, при осуществлении которых в ряде случаев необходимы аналитические образцы наркотических средств и психотропных веществ Списка I Перечня (далее - аналитические образцы).
В настоящее время в Российской Федерации аналитические образцы не изготавливаются, а закупаются за рубежом.
По расчетам ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии", организация изготовления и использования отечественных аналитических образцов позволит ежегодно экономить около 50 миллионов рублей.
Кроме того, создание правовых основ для обеспечения возможности изготовления аналитических образцов на территории Российской Федерации позволит существенно расширить сеть химико-токсилогических лабораторий, которые смогут обеспечить проведение медицинского освидетельствования для выявления факта потребления наркотиков. В настоящее время при отсутствии аналитических образцов такие исследования могут проводиться только масс-спектрометрами, закупка которых осуществляется в рамках федеральных целевых программ, в том числе в рамках федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", в соответствии с которой оснащение регионов указанным лабораторным оборудованием должно быть завершено лишь в 2009 году.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 3-ФЗ деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подлежит лицензированию и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 228-ФЗ) лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I Перечня, не предусмотрено, а нормы действующей редакции Федерального закона N 3-ФЗ не в полной мере регулируют вопросы оборота таких средств и веществ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "(далее - Федеральный закон N 228-ФЗ)" имеется в виду "(далее - Федеральный закон N 128-ФЗ)"
Изготовление аналитических образцов сопряжено с необходимостью уничтожения указанных аналитических образцов с истекшим сроком годности, а также с необходимостью уничтожения невостребованной либо произведенной с нарушениями технологического процесса субстанции, из которой предполагалось изготовить аналитические образцы, в связи с чем пункты 1 и 2 статьи 14 Федерального закона N 3-ФЗ необходимо дополнить указанием на статью 29 Федерального закона N 3-Ф3, разрешив тем самым оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II Перечня, в целях их уничтожения.
Как показывает анализ нормативных правовых актов различного уровня, современная правоприменительная практика характеризуется отсутствием единообразных подходов понятию "переработка наркотических средств и психотропных веществ".
Так, в соответствии с абзацем одиннадцатым статьи 1 Федерального закона N 3-ФЗ переработка наркотических средств и психотропных веществ - это действия, в результате которых происходит повышение в препарате концентрации наркотических средств и психотропных веществ, а также получение на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами. Вместе с тем статьей 19 Федерального закона N 3-ФЗ предусмотрена возможность переработки наркотических средств и психотропных веществ в целях получения препаратов, внесенных в списки II и III Перечня. Согласно пункту 41 Перечня мероприятий по реализации федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" переработкой наркотических средств и психотропных веществ является вид деятельности, направленный на получение методом трансформации и ресинтеза лекарственных форм, в том числе содержащих наркотические средства и психотропные вещества
В целях унификации подходов к пониманию термина "переработка наркотических средств и психотропных веществ" требуется уточнение его определения, приведенного в статье 1 Федерального закона N 3-ФЗ, что потребует внесения соответствующих изменений в статью 19 Федерального закона N 3-ФЗ.
Для устранения указанных правовых пробелов в законодательстве Российской Федерации законопроектом предусмотрено внесение изменений в статьи 1, 5, 14, 17 и 19 Федерального закона N 3-Ф3, а также в статью 17 Федерального закона N 128-ФЗ в части установления правовых основ переработки и уничтожения изъятых из незаконного оборота и произведенных в порядке, предусмотренном статьей 17 Федерального закона N 3-ФЗ, наркотиков списков I и II Перечня, а также изготовления аналитических образцов для использования в научной, учебной, экспертной, оперативно-розыскной деятельности и при медицинском освидетельствовании.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 3-ФЗ оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III Перечня, допускается по назначению врача в медицинских целях, а также в целях, предусмотренных статьями 34 - 36 данного Федерального закона. Учитывая, что понятие "медицинские цели" не предусматривает возможности оборота наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III Перечня, в целях использования их в ветеринарии, пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 3-ФЗ необходимо дополнить указанием на статью 33 Федерального закона N 3-ФЗ, разрешив использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III Перечня, в ветеринарии.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 1421-р одобрен разработанный ФСКН России типовой проект Соглашения между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и компетентным органом иностранного государства о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - Типовой проект Соглашения) и принято решение о проведении переговоров с компетентными органами иностранных государств о заключении межведомственных договоров на основе Типового проекта Соглашения. Подпунктом к) пункта 1 статьи 2 Типового проекта Соглашения предусмотрена возможность обмена образцами и результатами исследований наркотиков, изъятых из незаконного оборота.
В целях выполнения международных обязательств Российской Федерации в части обеспечения возможности взаимной передачи изъятых из незаконного оборота образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров компетентными органами Российской Федерации и иных государств законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 28 Федерального закона N 3-ФЗ в части установления особого порядка ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота.
Принятие федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства, а также выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О наркотических средствах и психотропных веществах" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части совершенствования оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также противодействия их незаконному обороту"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О наркотических средствах и психотропных веществах" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части совершенствования оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также противодействия их незаконному обороту" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.