г. Киров
11 августа 2011 г. |
Дело N А29-3876/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Ившиной Г.Г., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Печорского природоохранного межрайонного прокурора
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 08.07.2011 по делу N А29-3876/2011, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.,
по заявлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора
к обществу с ограниченной ответственностью "ТКО-Сервис" (ИНН: 6319110400; ОГРН: 1046300919950)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор (далее - заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТКО-Сервис" (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 08.07.2011 производство по делу, возбужденному по указанному заявлению, прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Прокурор, не согласившись с принятым судебным актом, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить указанное определение Арбитражного суда Республики Коми.
В жалобе заявитель, ссылаясь на положения статей 4.4, 23.1, 23.31 КоАП РФ, опровергает вывод суда первой инстанции, что часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом считает, что ответчик подлежит привлечению к ответственности за каждое из названных правонарушений. Наличие в деянии Общества признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, обосновывает нормами Федеральных законов от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ), от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 599, и результатами проведенной проверки.
Общество отзыв на жалобу не представило.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили.
В соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя, ответчика.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 02.06.2011 Прокурором по результатам проведенной проверки вынесено в отношении Общества постановление о возбуждении административного производства (далее - Постановление от 02.06.2011), которым установлено осуществление ответчиком предпринимательской деятельности по выполнению подрядных работ по капитальному ремонту скважин с использованием (эксплуатацией) взрывопожароопасного производственного объекта без соответствующей лицензии. Данное деяние квалифицировано по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 9-4).
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 202 АПК РФ Прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности за совершение вышеназванного правонарушения.
Суд первой инстанции, основываясь на статье 9 Закона N 116-ФЗ, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.11.2010 N 8370/10 (далее - Постановление Президиума ВАС РФ N 8370/10), счел, к спорным правоотношениям применима часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ, являющаяся специальной нормой по отношении к части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заявителем неправильно квалифицировано деяние ответчика. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.1 КоАП РФ, не отнесено к подведомственности арбитражного суда, поэтому, учитывая разъяснения в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10), суд прекратил производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ с указанием на возврат Постановления от 02.06.2011 и прилагаемых к нему документов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
По смыслу части 2 статьи 4, части 2 статьи 202 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности наделены лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
Арбитражному суду подведомственны дела с участием организаций и индивидуальных предпринимателей об административных правонарушениях, если федеральным законом рассмотрение таких дел отнесено к его компетенции (пункт 3 части 1 статьи 29 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 202 АПК РФ производство по делам об административных правонарушениях осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.
Таким образом, заявление о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности может быть рассмотрено арбитражным судом по существу, если протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом и вменяемое правонарушение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Подведомственность дел об административных правонарушениях арбитражным судам определена в части 3 статьи 23.1 КоАП РФ.
В статье 28.4 КоАП РФ предусмотрено право прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов возбудить дело о любом административном правонарушении, предусмотренном данным кодексом или законом субъекта Российской Федерации, путем вынесения постановления, содержащего сведения, указанные в статье 28.2 КоАП РФ для протокола об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в частности, событие административного правонарушения и статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Тем самым квалифицируется деяние привлекаемого к ответственности лица, и, соответственно, исходя из установленных КоАП РФ полномочий судей, органов, должностных лиц на рассмотрение дел об административных правонарушениях, решается вопрос о передаче дела уполномоченному лицу.
С учетом указанного, поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, отнесены к подведомственности арбитражных судов, в Постановлении от 02.06.2011 выявленное правонарушение квалифицировано в соответствии с названной нормой, заявление Прокурора в Арбитражный суд Республики Коми подано правомерно.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 262-О разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
Следовательно, несоблюдение правил подведомственности и подсудности означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда.
Из разъяснений в пунктах 6, 8 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 усматривается, что установление неподведомственности дела об административном правонарушении арбитражному суду в результате переквалификации деяния, совершенного привлекаемым к ответственности лицом, является основанием для вынесения определения о прекращении производства в арбитражном суде в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Апелляционный суд считает, что в рассматриваемом случае основания для переквалификации вмененного Обществу административного правонарушения отсутствовали.
Материалы дела показывают, что обращение Прокурора в суд с заявлением о привлечении Общества к административной вызвано установлением факта осуществления ответчиком предпринимательской деятельности по выполнению подрядных работ по капитальному ремонту скважин с использованием (эксплуатацией) взрывопожароопасного производственного объекта без соответствующей лицензии.
Частью 2 статьи 14. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу требований закона подлежит лицензированию, а объективная сторона состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые обязательны.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии.
Статьей 4 Закона N 128-ФЗ установлено, что лицензированию подлежит деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию (подпункт 28 пункта 1 стать 17 Закона N 128-ФЗ).
Также согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов определен Положением.
Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии статьей 4 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно статье 3 названного закона, требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Исходя из приведенных норм, объектом правонарушения, по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах. Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
При этом наличие или отсутствие лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности само по себе не обеспечивает промышленную безопасность в смысле, который придает Закон N 116-ФЗ, а является прямой обязанностью организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в том числе в предпринимательской деятельности.
В связи с этим нельзя признать, что по отношению к части 2 статьи 14.1 КоАП РФ часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ является специальной нормой.
Данный вывод не противоречит буквальному содержанию диспозиции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, соотносим с разъяснениями в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Кроме того, в рассматриваемом случае ответчику вменяется не нарушение специальных норм, направленных на обеспечение промышленной безопасности на опасных производственных объектах, или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно осуществление деятельности предпринимательского характера по эксплуатации опасного производственного объекта в отсутствие соответствующей лицензии как таковой.
Иных нарушений требований промышленной безопасности, что позволило бы квалифицировать деяние Общества по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Прокурором не вменяется.
Ссылка в обжалуемом определении на Постановление Президиума ВАС РФ N 8370/10 безосновательна, поскольку настоящее дело по вменяемому Обществу нарушению не является аналогичным с делом N А07-16718/2009, по которому вынесено названное постановление.
То обстоятельство, что пунктом 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ наличие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесено к требованиям промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, не свидетельствует о безусловной возможности квалификации вменяемого Обществу деяния по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства и конкретные обстоятельства выявления и вменения правонарушения, выразившегося в осуществлении Обществом деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта без соответствующей лицензии, на наличие признаков правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, не указывают.
Изложенное позволяет сделать вывод, что Прокурор правильно квалифицировал выявленное деяние Общества по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и обратился в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, основания для прекращения производства по настоящему делу ввиду его неподведомственности арбитражному суду отсутствовали, обжалуемое определение подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 и части 2 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в данном судебном акте, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
При таких обстоятельствах жалоба Прокурора подлежит удовлетворению.
В пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при рассмотрении жалоб на определения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции в порядке пункта 2 части 4 статьи 272 АПК РФ.
Учитывая, что суд первой инстанции не оценивал по правилам части 6 статьи 205 АПК РФ заявленные требования о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и не разрешал спор по существу ввиду необоснованного прекращения производства по делу, суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 АПК РФ.
Следовательно, вопрос о разрешении требований заявителя по существу надлежит направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрено, что также отражено в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ". Оснований для рассмотрения вопроса о судебных расходах в указанной части у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктами 3, 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу Печорского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Республики Коми от 08.07.2011 по делу N А29-3876/2011 отменить, направить дело о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТКО-Сервис" на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3876/2011
Истец: Печорский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчик: ООО ТКО-Сервис
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4831/11